Публикации Духовно-нравственные основы воспитания.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно-нравственные основы воспитания.
Автор: Ирина Валентиновна Бобыкина

Духовно – нравственные основы воспитания.Духовно – нравственное воспитание – это ключевое понятие в педагогике. Оно было центром воспитательного процесса во все времена. Константин Дмитриевич Ушинский писал: « Воспитание русского народа существует столько веков, сколько существует сам народ.» (4, с.5) Ему же принадлежат слова: «Воспитание, скромное по наружности дело, в то же время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения.» (4,с.9)В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», но существенно отличается от него по смыслу, содержанию и направленности. Приставка придает смысл направленности вверх, восхождение к горнему миру, к миру духовности. Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке целью воспитания является душа. «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве — сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат больше. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека.» (3, с.32) Первыми, кто будет наполнять сердце ребёнка, должны быть родители. От того, насколько благодатна почва семейная, зависит, каким человеком станет ребёнок во взрослой жизни. Главной движущей силой воспитания является любовь. Следующей важной ступенькойразвития ребёнка является школа. Несомненно, огромное значение для формирования нравственности играет личность педагога, с которым ученик будет общаться ежедневно. Ребёнок, как губка, впитывает все личностные качества своего учителя. От учителя так же зависит, как будут складываться отношения с одноклассниками. Главной движущей силой воспитания является любовь. Особенно это относится к начальной школе. Если ребёнок проникся добрыми чувствами к своему учителю, то любую его идею будет принимать как свою.«Как бы ни были подробны и точны инструкции преподавания и воспитания, они никогда не смогут заменить собой недостатка убеждений в преподавателе. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, и на убеждение можно только действовать убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мёртвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы. Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» (4, с.26)Кстати о наказаниях. Без них не обходится процесс воспитания. Важно, чтобы наказания не были жестокими и несправедливыми. Страх наказаний не сделает сердце добрым. Страх – это чувство, блокирующее многие другие чувства человека. А злость, к которой добавили страх – это, пожалуй, самое разрушительное средство для любой личности, а тем более детской.Народная мудрость гласит: «Если человека не воспитали, то лучше его не учить. Он меньше принесёт вреда». А у Менделеева читаем: «Образование без воспитания - меч в руках сумасшедшего» (2,с.23) Действительно изощрённость ума вместе с холодным расчётом нанесли, наносят и будут наносить страшные удары, как определённым людям, так и стране в целом. Если воспитанник много знает, обладает логическим мышлением, но при этом духовные ценности для него не существуют, то учитель не достиг своей цели. Первичное место в воспитании по праву принадлежит семье. Школа и учитель могут лишь внести некоторые коррективы. Главное средство, при этом – убеждение. Насилие над детской личностью недопустимо. Свобода выбора должна присутствовать, даже если имеем дело с учеником младших классов. Любой учитель хорошо знает, что капля за каплей и камень точит. Результат сразу не заметишь, но он обязательно будет. Андрей Кураев в учебнике «Основы Православной Культуры» пишет: «Человек, если действует несвободно, не может стать лучше. Только если человек сам свободно выбрал свой поступок, он становится добрым. Поэтому человеку дана свобода. Но свободный несмышлёныш может быть опасен. Вот почему к свободе полагается ещё и разум. Но если рядом с разумом нет ни совести, ни любви, то может получиться просто хитрый преступник. Поэтому людям также даны совесть, доброта, любовь» (1, с.9) Известно, что любой народ силён своими традициями. Десятки веков на Руси свято сохранялось и передавалось из поколения в поколение православие, как величайшая мудрость и сила. Как не пытались 100 лет назад прервать этот процесс, так ничего из этого не получилось. Хотя удар для страны был тяжелейшим. Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий, который стал одним из любимых и почитаемых святых в нашей стране, говорил, что если бы не отняли Бога у людей, то и советская власть в стране была бы не такой жестокой в отношении к своим соотечественникам. Как же так получилось, что страна стала атеистической? Истоки этого явления уходят, возможно, глубже, чем 1917год. Может быть, введение в царской России обязательного предмета – Закон Божий, стало причиной распространения атеизма. Догмы, из которых состояла эта наука, не всегда правильно воспринимались учениками. Знания, не прошедшие через душу и сердце каждого из них, разрушительно влияли на тех, кому они предназначались. Не Ветхому Завету, а страданиям Христа, наверно, надо было больше уделять внимание на этом уроке. Отрадно отметить, что сейчас эти ошибки учтены и исправлены. Такой предмет, как Основы Православной Культуры вводится очень осмотрительно, без нажима, без притеснений для родителей и обучающихся. Если сравнить сегодняшние учебники по Основам Светской Этики и Основам Православной Культуры, то можно заметить, что авторы последнего находятся в более выигрышном положении. Каждая мысль, которую хотят донести до учащихся, легко подтверждается словами Священного Писания. Учебник Светской этики, не располагает таким количеством своего материала, поэтому часто цитирует Библию, не указывая на источник. Очень хорошо раскрывается на этом уроке отдельно каждое понятие: духовность и нравственность. Мы учим детей, что нравственность – это внешние проявления людей. Доброе отношение к людям, взаимовыручка – всё это проявление нравственности. Поступки - вот что отражает нравственность того или другого человека. Другими словами, нравственность – видимая сторона жизни. Духовность пронаблюдать невозможно. Это то, что скрыто в сердце. Себялюбие и гордыня не всегда видны с первого взгляда. Да и степень поражения этими пороками может быть разной. Но разрушительное воздействие подобных качеств непременно скажется в жизни. Они повлекут за собой целую цепочку страстей. Это и обидчивость, и зависть, и лицемерие. Лишь церковь, покаяние, исповедь могут стать спасителем в данной ситуации. Это самое главное, что надо донести до детей на уроках Православной Культуры.Дети необычайно восприимчивы ко всему действительно ценному, красивому в жизни. Они запоминают на всю жизнь хоть раз увиденные православные обряды. Вот как пишет Пестов об этом: «Трогательные песнопения и обряды нашей Православной Церкви необычайно живо и на всю жизнь запечатлеваются в детском сердце. Кто не помнит посещения в детстве Пасхальной заутрени с ее непередаваемым торжеством богослужения — торжеством жизни над смертью; весенних вечеров Вербной субботы, когда улицы были полны богомольцами, идущими из церкви с вербами и зажженными свечами, торжественных крестных ходов с праздничным перезвоном колоколов; моментов богослужения, когда первый раз в году запевают: «Христос рождается – славите..» или «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный..» Участие в церковных богослужениях приучает, вместе с тем, детей объединяться с народом в его простой глубокой вере. (3, с15)И завершить хочется словами К.Д. Ушинского, с которыми он обратился к императрице Марии Фёдоровне: «Дело воспитания - такое важное и такое святое, именно святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины..» (5, с. 1)Литература
  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 класс, Кураев А.В. 2014 – 95 с
  • Менделеев Д.И. «Заветные мысли» Полное издание (впервые после 1905г) Москва «Мысль» 1995 -33с
  • Пестов Н.Е. Православное воспитание детей СПб: Сатись 1999. С.50
  • Ушинский К.Д. Русская школа/Сост., предисл.оммент. В.О.Гусаковой/ От вред О.А. Платонов – М: Институт русской цивилизации, 2015 – 688с
  • Ушинский К.Д. «Письма о воспитании наследника русского престола» «Собрании неизданных сочинений К.Д. Ушинского» СПб., 1908