Публикации Работа со словарными словами в начальных классах.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа со словарными словами в начальных классах.
Автор: Горюнова Алла Владимировна

Горюнова А.В., учитель начальных классов.Работа со словарными словами в начальных классах.Актуальна сейчас проблема словарной работы на уроках русского языка. Одной из задач обучения в начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Один из показателей умственного и речевого развития школьников это богатство словарного запаса, который необходим языку. Богатый активный словарь человека это содержательная, доходчивая, грамот-ная и красивая его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, и формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает, что если данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно. Учителя глубоко волнует вопрос, как помочь уча-щимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, которых в школьной практике называют «словарными». Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои ориги-нальные решения. При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отво-дится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.«Словарная работа» на уроках русского языка очень важный этап урока, поскольку способствует решению основной цели обучения – научить поль-зоваться родным языком в различных формах общения. Учебная программа по русскому языку определяет обязательный перечень словарных слов по всем годам обучения, которыми должны овладеть дети, научиться их правильно записывать, активно и уместно употреблять их в устной и письменной речи. Задачи, которые ставятся перед учителем: научить ребёнка писать эти слова без ошибок и сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным. Недос-таточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «пере-носить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями нас-только, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоя-тельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять слово-сочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упраж-нений знания систематизируются и автоматизируются. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов, конечно, изобрела не я. Я подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помо-щи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.1. Обращение к этимологии слова. Наиболее важным является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы. Вот несколько примеров: слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза. Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.2. Слова-подсказки. Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; и т.п. 3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм. При изучении словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната. Потом – с безу-дарной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.4. Использование схем гласных (согласных). При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Напри-мер, автомобиль (аоои), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.5. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов. «Словарное лото». Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.«Мудрый словарик». Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы. Например: Как об стенку ________.Береги нос в большой __.Живут как кошка с ____. «Буквы – липучки» (магниты). Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.Например: -оро-: мороз, корова, сорока и другие.«Шифровка – алфавит». Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 …а б в г д е ё ж з…В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.6. Мнемотехника. Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облег-чающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕ-МОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова. “Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов. Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо - можно связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье. Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.7. Приём “Чепушина”. Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.М - медведьО - однаждыР - растениеО - околоЗ - земляникаЗатем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.Летом медведь ест корни растений, землянику. Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.8. Работа в группахКаждая группа получает лист, памятку, словарь.1 гр. «Морфология». 2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.3 гр. «Словообразование». Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы). 4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки. Проверка работы групп.В 4 классе при изучении словарных слов можно объединить несколько методов работы.ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ. Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.УЗНАВАНИЕ СЛОВА. Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания. Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.РАБОТА НАД СЛОВОМ. Изменить слово по вопросам падежей. Подобрать однокоренные слова.РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. Выписать загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений. Составить и записать предложение с изученным словом.Для закрепления умения правильно писать словарные слова можно использовать такие приёмы работы:1) написать все словарные слова, исполь-зуя сюжетную картину;2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.Однажды, в студёную зимнюю поруЯ из лесу вышел; был сильный мороз.(однажды, мороз)3) Копилка-минутка. На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).4) Использование интерактивных тренажёров.Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их проч-ному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способ-ностей, кругозора учащихся. Результатом применения данной методики является грамотное письмо. Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка. В целях повыше-ния речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направлен-ные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.Используемая литература:1.Т. Ю. Угроватова «Материалы для подготовки к итоговой аттестации»2.Е. С. Симакова «Словарные слова»3.М. Р. Львов «Словарик синонимов и антонимов».4.Бакулина Г.А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению // РЯШ.-2002.-№4.5.Новичкова Е.С. Способы представления нового словарного слова // РЯШ. – 2009. - №9.