Публикации ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОЛЛЕКТИВЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОЛЛЕКТИВЕ
Автор: Жердева Ольга Николаевна

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ КОЛЛЕКТИВЕАннотацияВ рамках данной статьи, рассматриваются варианты социально – психологических особенностей взаимодействия в коллективе детей младшего школьного возраста.Ключевые слова: младший школьный возраст, коллектив, социально – психологические особенности.В современном обществе, необходимость установления контактов с окружающими является важнейшим условием, обуславливающим дальнейшее развитие личности в социуме. В таком ключе, необходимость социального взаимодействия обеспечивает не только психическое, но и социально - психологическое развитие личности. Взаимодействие рассматривается нами как некоторое воздействие объектов друг на друга, результатом которого является появление новых связей, обуславливающих сам первоначальный процесс [1].Изучение социально - психологических особенностей взаимодействия детей младшего школьного возраста в коллективе в школе, выявило некоторую специфику данного феномена. Поступая в школу, новый уровень отношений со сверстниками, требует от обучающихся перестроение уже устоявшихся паттернов поведения. В связи с этим, для оптимизации процесса перестроения следует научить обучающегося основам учебного сотрудничества, через освоение: умения находить компромиссы и договариваться, выражать свою точку зрения и обмениваться мнениями, уметь понимать и оценивать не только других, но и себя.Период обучения в 1 классе, это время возникновения первых коллективных связей, через которые формируются: общественное мнение, появляется требовательность к себе и другим, умение оценивать. На фоне этого, складывается общая направленность личности, за счет усвоение социально - значимых нравственных ценностей и требований, которые предъявляются не только со стороны педагога, но и со стороны других членов коллектива [2, 3]. Тем самым формируются новые нравственные представления, отражающие не только личностную позицию, но и позицию коллектива.Необходимость постоянного контакта с другими, социального взаимодействия и реализации своей активности, приводит к тому, что дети младшего школьного возраста в своей учебном коллективе, начинают познавать социум через реализацию многообразных форм совместной активности (учебной, внеклассной и т.д.). Это позволяет поддерживать в коллективе общий положительный тон эмоциональных взаимоотношений.Условиями создания коллектива в начальной школе, является правильная организация структурного взаимодействия между его членами, которая первоначально носит внешний характер (определяется педагогом), а в дальнейшем переходит на уровень внутреннего самоуправления. Но часто момент формирования коллектива упускается и происходит деление детей на микро - группы: группа «звезды», лидеры - учащиеся, которые пользуются уважением у большинства одноклассников; группа «предпочитаемых», с которыми хотят дружить, которых уважают, по крайней мере, несколько одноклассников; группа «пренебрегаемых» – учащиеся, к которым положительно относятся единицы; группа «изолированных» – учащиеся, с которыми не дружат одноклассники. Из этой группы младших школьников появляются трудные подростки [2].Структура круга общения младших школьников весьма неустойчива и подвижна. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные приятельские группы. Количественный состав приятельских групп невелик: от 2 - 3 человек в первом до 4 - 5 человек в третьем классе. Персональный состав этих групп весьма подвижен, но к третьему классу явно наблюдается рост устойчивости предпочтений.Но при всей неустойчивости общение, возникшее в начальных классах, продолжается иногда на протяжении 10 - 20 и более лет.В младшем школьном возрасте важно что бы формирование личности обучающегося происходило не только в процессе его обучения и воспитания, но и через построение системы взаимоотношений в коллективе сверстников. Отметим, что педагог в этом случае обязан выступать (на первоначальном этапе) лидером - организатором, способным организовать наиболее оптимальную систему межличностных взаимоотношений в коллективе, через актуализацию разнообразных форм совместной активности, позволяющих раскрыть потенциал каждого члена коллектива младших школьников.Список используемой литературы1. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личностив кризисном обществе. – М., 1995.2. Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений вколлективах // Вопр. психол. - 1976. - №3. – С. 16 - 25.3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997.