Публикации Изобразительное искусство как средство социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изобразительное искусство как средство социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования
Автор: Веряскина Ольга Сергеевна

«Изобразительное искусство как средство социализации учащихсяс ограниченными возможностями здоровьяв системе дополнительного образования»Аннотация. В статье рассматривается важность развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрена социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства. Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; социализация; дополнительное образование; социализация посредством изобразительного искусства. В настоящее время отмечается такое социальное явление, как увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные отклонения. Причин данного явления очень много. Во-первых, это может быть связано с неблагоприятными факторами социальной среды; во-вторых, с различными наследственными влияниями. Институт статистики ЮНЕСКО выявил, что два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии. Поэтому, главной задачей для Российской системы образования является реализации права «равных возможностей» для каждого ребенка, в особенности для учащихся, имеющими отклонения в развитии, а также создание благоприятной среды, основанной на принципах толерантности.«Дети с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Дети с ОВЗ) – это общий термин, обозначающий детей, для которых характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения [2]. Использование изобразительного искусства как фактора развития творческой и социальной личности было предметом многих исследований психологии (О. Бакушинский, Л. Выготский, В. Кузин и др.), педагогики (В. Вильчинский, М. Миропольская, Б. Неменский и др.) [1].Проблемой развития социализации детей посредством изобразительного творчества занимались многие ученые. Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей с ОВЗ средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым [3]. У детей, имеющих особенности в развитии, отмечается замедленное формирование пространственных представлений, а также несформированность техники рисования. В связи с недостаточностью развития мелкой и общей моторики у детей происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи, что в свою очередь влияет на коммуникативные качества личности.Мы считаем, что система дополнительного образования обладает существенным потенциалом в работе по социализации, коррекции и развитии детей с ОВЗ. В её основе лежит личностно-ориентированный подход, который позволяет удовлетворять образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей. Так как, изобразительное искусство формирует фантазию, наблюдательность, художественное мышление и память учащегося. Поэтому, важное место в системе художественно-эстетического воспитания детей с ОВЗ занимает кружок художественного направления. Кружок для детей с ОВЗ является той средой, где развивается эмоционально-чувственный опыт ребенка. Эмоциональный подход ребенка к цветам дает дополнительные преимущества для эстетического воспитания детей с ОВЗ. Особенно важна связь рисования с мыслительным и разговорным процессом. Осознание детьми окружающего происходит заметно быстрее, а рисование предоставляет ему возможность максимально проще выразить то, что он знает и испытывает. Изобразительное искусство играет важную роль в воспитании личности ребенка. Есть возможность снять психоэмоциональное напряжение, помочь приобрести уверенность в себе. А использование нетрадиционных способов рисования на занятиях, позволяют развить фантазию, творческое мышление, воображение, чувство прекрасного. Особенно интересны для детей с ОВЗ: рисование с помощью соли, ватными палочками, поролоновыми губками, салфетками, методами напыления и монотипии, превращение клякс и оттисков в художественные образы и т.д. Основная цель занятий в кружке художественно-эстетической направленности для детей с ОВЗ  – приобщение к наблюдению за действительностью, развитие умения видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность, предоставлять свободу в отражении окружающего мира доступными для ребенка художественными средствами.Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства выступает как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного понимания, восприятия окружающего мира. Изобразительное искусство учит позитивному мышлению, расширяет креативность, дети получают опыт успешности и признания их способностей, что благоприятно сказывается на их развитии как личности. Список использованных источников:
  • Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: методические рекомендации / под ред. А. Ю. Шеманова. – Москва. – 2012. – 213 с. – Текст : электронный. – URL:
  • Горшкова, Т. А. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Горшкова, С. МШевченко, Г. В. Пачурин – Текст : электронный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12 (8). – С. 1491–1496.URL: . Дата публикации: 14.12.2015.
  • Евтушенко, А. И. Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на различных возрастных этапах / А. И. Евтушенко, И. ВЕвтушенко – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 156-165. – URL: . Дата публикации: 15.11.2017.
  • Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С. К. Кожохина. – Москва : Творческий центр «Сфера», 2002. – 192 с. – ISBN 5-89144-221-3. Текст : непосредственный.