Публикации Программа элективного курса "Деловое общение"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа элективного курса "Деловое общение"
Автор: Кучерова Надежда Васильевна

Рабочая программа по русскому языку 10 классУчебник Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень / авторы Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020Планирование уроков 2 часа в неделю.Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта 2019 г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645 о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 07.11.2018 года «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: одобрена 28 июня 2016. Протокол от №2/16 //Реестр примерных основных общеобразовательных программ. - URL: 
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 января 2017 г. № 69 «О проведении мониторинга качества образования».
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • - положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу), дисциплине (модулю) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФКГСОО, утвержденного приказом № 91 от 01.07.2016г.Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном процессе.Программа за курс 10 класса по русскому языку будет реализована за 70 учебных часа.Цели и задачи учебной дисциплиныВ системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами.Основные цели изучения русского языка в школе• формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;• формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;• обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;• овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку в 10 классе.В результате изучения русского языка ученик должен:знать/понимать:- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);- основные единицы языка, их признаки;- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;уметь:- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;аудирование и чтение:- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;говорение и письмо:- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯВ результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:Выпускник на базовом уровне научится:использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;преобразовывать текст в другие виды передачи информации;выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;соблюдать культуру публичной речи;соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;осуществлять речевой самоконтроль;совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 10-11 КЛАССАХБазовый уровеньЯзык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языкеЯзык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.Речь. Речевое общениеРечь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.Основные изобразительно-выразительные средства языка.Текст. Признаки текста.Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.Культура речиКультура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 и 11 КЛАССЕКурс русского языка в 10 классе предусматривает изучение следующих разделов:
  • Язык как знаковая система и общественное явление
  • Язык и общество
  • Язык и речь. Культура речи
  • Речь. Речевое общение
  • Текст. Виды его преобразования
  • Повторение
  • Календарно-тематическое планирование