Публикации Особенности адаптации учащихся младших классов во внеурочной деятельности в хореографической школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности адаптации учащихся младших классов во внеурочной деятельности в хореографической школе
Автор: Юсова Надежда Владимировна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детская хореографическая школа №1
Особенности адаптации учащихся МЛАДШИх классов во внеурочной деятельности В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОй школе
Исполнитель: Юсова Надежда Владимировна
преподаватель МАУ ДО ДХШ №1
Сургут 2021 г.
Содержание
I. Признаки творческого коллектива
II. Возрастные и индивидуальные особенности обучения учащихся младшего школьного возраста
III. Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности учащихся
IV.Заключение
V.Список литературы
I. Признаки творческого коллектива.
Младший школьный возраст является одним из самых сложных в жизни ребенка и в то же время одним из самых мощных по динамике отрезком развития ребенка. В период с 6-7 лет и до 10-11 лет младший
школьник попадает в новую социальную среду с многочисленными правилами и требованиями. Участие во внеурочной деятельности через участие в творческом коллективе МАУ ДО ДХШ №1 помогает развивать познавательные процессы ребенка. Участие в детском хореографическом коллективе МАУ ДО ДХШ №1 является органичной составной частью обучения по предпрофессиональным программам. Детский хореографический коллектив выступает своеобразной формой вовлечения учащихся в организованное творчество учащихся, возвышающее и обогащающие духовные потребности личности, её внутренний мир, эстетический вкус, нравственно-поведенческую культуру.
Детский хореографический коллектив в МАУ ДО ДХШ №1– это детская группа лиц, объединённая искусством танца.
Признаками детского хореографического коллектива являются:
Сознательный характер объединения людей;
Единство общих и личных целей членов коллектива;
Относительная устойчивость и длительность функционирования;
Чёткая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
Наличие органов координации деятельности;
Общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат;
Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта;
Сплочённость;
Коллективная деятельность, единый результат, который достигается усилиями каждого члена группы;
Межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.
Значение детского хореографического коллектива в формировании личности велико, поскольку коллектив для ребёнка это:
Сфера его жизнедеятельности (трудно представить современника, не вступавшего в разветвлённую систему производственных, интеллектуальных, социально-политических, художественно-творческих и иных взаимодействий с другими людьми);
Сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации – только в системе коллективных связей и отношений человек может сопоставить самооценку о себе, узнать, как его оценивают другие, выразить свою индивидуальность, реализовать свои возможности;
Сфера общения – здесь реализуется естественная потребность личности в диалоге, обеспечивающем взаимопонимание и передачу и получении информации, опыта, эмоционально-нравственных отношений, ценностей и оценок;
Сфера физического и художественно-эстетического развития;
Гарант защищённости и поддержки. В каждом коллективе человек стремится обрести защиту от любой внешней агрессии, найти товарищеское взаимопонимание, сочувствие, помощь поддержку.
Вместе с тем детский хореографический коллектив – это ещё и:
Модель общества – основная база накопления опыта взаимодействия личности с обществом, освоение социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности.
Носитель социально-нравственных норм и ценностей, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных отношений;
Духовное, ценностно - ориентированное единство людей – организационная структура коллектива является средством достижения общих, а следовательно и личных целей.
Обратимся далее в данной работе к рассмотрению особенностей функционирования детского хореографического коллектива и некоторым его структурным элементам.
II. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии.
В рамках данной работы далее следует обратиться к рассмотрению возрастных и физиологических особенностей развития младшего школьника.
Младшему школьному возрасту участника детского хореографического коллектива соответствует возраст ребёнка – 7-11 лет.
В работе в творческом хореографическом коллективе, как и в других видах деятельности для достижения максимальных результатов в процессе обучения и воспитания используют возрастной подход.
Возрастной подход – это учёт и использование закономерностей развития личности ребёнка (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых.
Рассмотрим далее возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста. 7-11 лет (1-3 класс) - в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.
К 7 годам ребёнок в основном уже готов к систематическому обучению. О нём надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознаёт своё поведение и может сравнивать себя с другими.
У него формируется ряд новых психологических образований:
Стремление к общественной значимости;
Способность управлять своим поведением;
Умение делать простые обобщения;
Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления. У них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес.
Окостенение опорно-двигательного аппарата происходит постепенно, но костная система всё ещё богата хрящевой тканью, поэтому кости достаточно мягкие, гибкие, недостаточно прочные, легко поддаются как благоприятным, так и не благоприятным факторам воздействия. Окостенение будет проходить в течение всего младшего детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы.
В младшем школьном возрасте заканчивается формирование свода стопы.
Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно - суставного аппарата.
Мышечная система интенсивно развивается, мышечный тонус укрепляется. Укрепление мышечного тонуса является результатом, как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.
В младшем школьном возрасте сердечно -сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается. Увеличивается сила сердечных сокращений. Повышается работоспособность сердца.
С возрастом поднимается артериальное давление и становится в пределах 80/50-110/70 мм.рт.ст.
По мере развития ребёнка уменьшается частота дыхания и нарастает глубина дыхания, следовательно, улучшается лёгочная вентиляция.
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов.
Быстро развивается психика ребёнка. Изменяются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает и процесс возбуждения - младшие школьники в высокой степени возбудимы.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно переходит в процесс обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, созерцательной любознательностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью.
К концу младшего детства восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму, поэтому весь учебный процесс подчинён воспитанию культуры внимания.
Мышление у детей этого возраста развивается от эмоционально - образного к абстрактно-логическому. Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще.., -напоминал учителям К.Д. Ушинский, и призывал опираться в этом возрасте на эти особенности детского мышления.
Большую роль в развитии ребёнка этого возраста играет память. Мозг в этот период обладает большой пластичностью, однако учащиеся не умеют распорядиться своей памятью и подчинить её задачам обучения. Немалых усилий стоит педагогам выработка умений у детей самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации труда.
III. Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей.
Становление личности ребёнка младшего школьного возраста происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (преподавателями) и сверстниками, новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов.
Младшее возрастное звено представляет большое поле для развития нравственных качеств личности, этому способствует податливость и известная внушаемость учащихся, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное – огромный авторитет, которым пользуется учитель. Воспитательная работа - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.
Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает.
Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.
Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.
Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.
Проведение анализа концертных выступлений. Педагог обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, открытые занятия и творческая помощь друг другу.
Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.
Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).
Воспитательным моментом является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов.
Постановка хореографических произведений, вошедших в золотой фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.
Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.
Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию исключительности некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, звездной болезни, что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.
Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь [13, с. 178].
IV. Заключение. Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:
1. Участие во внеурочной деятельности МАУ ДО ДХШ№1 организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.
2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство локтя, чувство ответственности за общее дело.
3. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.
4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.
5. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.
Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.
Список использованной литературы
Богаткова, И.Н. Танцы для детей [Текст]/ И.Н. Богаткова. - М.: Искусство, 1959.
Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст]/ Т. Барышникова. - М.: Рольф, 1999. – 272.
Киселев, М. Современный ребенок и эстетическое воспитание [Текст]/ М. Киселев// Педагогика. - 1994. - №8. – С. 7-14.
Мирошниченко, С. Хрестоматия по психологии [Текст]/ С. Мирошниченко. - М.: Просвещение, 1987.
Общая психология [Текст]: учебн. пособие/ Под ред. В.В. Богословской, А.Т. Ковалева, А. М. Степанова .- М.: Просвещение, 1981.
Обухов, А.С .Психология детей младшего школьного возраста [электронный ресурс]: Учебник и практикум/ А.С. Обухова, М.Н. Швецова, Н.М. Мякишева и др.- Электрон.текстовые дан. – М: Издательство Юрайт, 2014.-583с.