Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕД-СТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Автор: Наталья Александровна Ермолаева
e-mail:nata.yermolayeva.69@bk.ru
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙЛИЧНОСТИ
Исследования экспертов 90 — х годов прошлого века выявили неспособность российскихшкольников ориентироваться в новой, нетипичной учебной задаче; оторванность полученных в школе знаний от реальной жизни; беспомощность в решении реальных проблем.
В связи с этим, сегодня важнейшей целью образования является всестороннее развитие ребёнка. Под развитием ребёнка понимается формирование у него новых способностей — особого рода свободы действия относительно некоторых областей практики. Такими условиями развития может стать и новое знание, приобретённое ребёнком, и навык, и умение. Новая способность даёт ребёнку возможность свободного действия относительно ситуации. Ученику надо дать возможность самому учиться. Не учить его. А он должен начать учить себя — ученик должен стать субъектом учения. Современному учителю необходимо использовать в своей практике методы и приёмы, формирующие умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Эту проблему в начальной школе можно решить, в частности, через организацию проектной деятельности. Одной из важнейших задач, которые решает проектирование является соединение знания с умением его использовать в неожиданно возникших перед человеком жизненных обстоятельствах. Сегодня, в условиях реализации стандартов образования второго поколения, это возможно в следующих формах:
-
естественно — научный цикл — научно практические исследования, разного рода экспериментирование;
-
область искусства — создание собственных текстов, предназначенных для слушания в классе;
-
социально— гуманитарный цикл — особенное проектирование средств регулирования человеческих отношений, анализ реально существующих средств.
Все вышеуказанные формы по своей сути являются выявлением отношения «действия — его последствия». Это отношениевозникает только в ситуации практического действия. Именно ситуации, а не просто «чистые» задачи порождают такое отношение. Ученик, действуя в ситуации, не только овладевает в действии, но и приобретает опыт действования относительно разнообразных условий,характерных для ситуации. Таким образом, современное образование ориентировано на проектирование учебно — практических ситуаций. В них учащийся действует известным ему способом относительно неизвестных ему условий, предполагая получить некоторый результат. При окончании работы получается запланированный или иной результат. Затем проводится сопоставление действия, условий действия и полученного результата. Это можно осуществлять на разных уровнях.
Так, в современный учебный процесс необходимо включать типы деятельности, адекватные задачам формирования способности к практическому действию. Это, безусловно, практикум, который по своей сути есть форма организации индивидуального или группового действия детей.
В сегодняшней младшей школе проектирование не изменяет сложившейся классно — урочной системы, а делает границы урока и класса более расширенными, объёмными. Выполненные детьми творческие работы «открывают» их образовательное пространство: дети больше читают и не только учебную литературу, улучшается качество общения со своими сверстниками. Дети учатся планировать своё время. Таким образом смысл проектного обучения заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала во время выполнения проектов. Выполнение проектных задач позволяет раскрыть способности и индивидуальные особенности детей, даёт им возможность приложить полученные знания, а затем показать сверстникам и учителю самостоятельно достигнутый результат. Отношения с педагогом в настоящее времятоже качественно меняются — он становится и организатором, и помощником. Конечно, чтобы подготовить детей к полноценной практической деятельности лучше всего использовать часть учебного времени, отведённого на повторение и закрепление изученного материалав классе, а также во внеурочное время. И тут основной формой работы является работа в группе. В начальной школе такая группа однородна. Руководителем группы реально является педагог, хотя внешне часто он оговаривает свою роль и по — другому, но некоторыеобязанности всё — таки возникают. Участниками группы могут быть и родители, и старшеклассники. Вначале, в коротких проектах, эта группа может быть небольшой, практических шагов по выполнению проекта - один или два, а распределение обязанностей в такой группе может пока не меняться. Безусловно, определение лидера и распределение обязанностей на начальном этапе требует педагогической коррекции. И здесь начальная школа является своеобразной «кузницей» лидеров. Помимо до начала проектирования необходимо ознакомить детей с простейшими правилами взаимодействия в группе:
-
говорить может только один человек в момент работы над проектом;
-
устная речь участников проекта должна быть предельно понятной;
-
реакция остальных участников на сообщение должна быть только доброжелательной;
-
запрещены любые обидные высказывания;
-
отношение к сообщению не должно распространяться на личность того, кто его высказывает;
-
в группе разрешается задавать вопросы, а выступающий должен просто и точно на них отвечать.
Понятно, что для организации проектной деятельности в начальной школе в целом достаточно ресурса одного учителя, потому что проекты в основной своей массе носят предметный характер. В начальной школе ещё невозможна полноценная проектная деятельность, включающая в себя все еёкомпоненты, происходит построение первого этапа проектной деятельности. Пространство проектной работы в младшей школе возникает внутри учебной работы класса, по нескольким предметам. В большинстве своём проектная работа младших школьников разворачиваетсяв рамках целей, поставленных педагогом. Здесь учитель предлагает, а дети с энтузиазмом выполняют, и получается, что этап замысливания свёрнут и принадлежит учителю. Конечно, при решении проектных задач учителю рекомендуется работать в стиле педагогическойподдержки: уклоняться от прямых инструкций по выполнению предложенных заданий, не заниматься наставлениями. Таким образом, в структуре проекта главным для детей является реализация. И предметом оценивания становятся реализация, её качество, полнота, креативность. Как и учебная, проектная деятельность очень разнообразна, противоречива и многогранна. Она может возникать и на уроке, и во внеклассной работе. Сама тема проекта может возникнуть и стихийно, в ходе обычного урока. Пытливый ум ребёнка, с интересом слушающего устный рассказ учителя, ставит вопросы, которые учителю не надо спешить разрешать здесь же, на уроке, а дать задание поискать ответ дома, используя дополнительные источники информации, такие как различные энциклопедии, домашние библиотеки, интернетресурсы. В таких случаях глаза ребёнка горят, энтузиазм является лучшим мотивом в выполнении домашнего задания. А перед началом урока на следующий день учитель слышит драгоценную его уху фразу: «Когда уже этот урок начнётся!». На таком уроке школьники с удовольствием сами ставят цели своего проектирования. В этом случае учебный предмет становится отправной точкой появления ученического интереса, который при умелом руководстве учителя и становится неким условием возникновения проекта. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причём решение поставленной задачи может быть более или менее удачным. Мерилом успешности проекта является его продукт. Именно в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели, при планировании результата маленький человек учится действовать самостоятельно, на свой страх и риск пробует и отбирает наиболее приемлемые средства достижения цели, отвечает за результаты своей работы, учится сотрудничать с соратниками, слушать и слышать их, дружить, доверять, помогать окружающим; критично относится к своим поступкам, положительно относится к самому себе.
В целом же признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие:
-
ориентация на получение конкретного результата;
-
предварительное описание результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
-
относительно жёсткая фиксация срока достижения результата;
-
предварительное планирование действий по достижении результата;
-
программирование;
-
выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
-
получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Основная задача учителя при этом — вооружить младших школьников средствами и способами для их последующего применения в будущей проектной деятельности в старших классах, создание условий для творчества. В начальной школе для осуществления этой задачи предлагается детям система или набор заданий, направленных на получение нового, до сих пор неизвестного ребёнку результата. Проектная задача конечно же носит сугубо групповой характер. И в этом случае необходимо применять в своей педагогической деятельности не отдельные задачи, а их систему, отражающую узловые точки этого процесса. Именно решая проектные задачи в системе, младший школьник и осваивает на практике основы способа проектирования, усваивая при этом программный материал начальных классов. Эти задачи безусловно имеют творческую составляющую. Ведь в ходе их решения детине ограничены рамками обычного учебного задания, но могут что — то придумать , пофантазировать. Здесь в режиме реального времени формируется практика произвольности поведения: управление собой в групповой работе, организация группы и каждого ребёнка внутриеё. Итак, именно традиционный урок является местом решения системы проектных задач. Внеклассное занятие — форма групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения. Учителем могут быть использованы и другие альтернативные способы организацииучебной деятельности детей, такие как: урок — мастерская (здесь можно индивидуально корректировать действия учащихся по реализации проектных задач), урок — консультация (определение границ компетентности ребёнка по конкретной проблеме), урок — презентация(демонстрация результатов самостоятельной деятельности ребёнка или группы детей). В результате систематической работы по решению проектных задач появляются нерегламентированные виды деятельности, ситуации, требующие учебного сотрудничества, намечается некая поляризация: «оцениваемое — неоцениваемое», «свободное — подконтрольное», «авторское — нормосообразное», «пробное — результативное», «учебное — проектное», «самостоятельное — регламентируемое».
Во время развёртывающихся на уроке проблемно — поисковых действий учителю можно легко оценить достижения каждого участника. Дети увлечены и работают не на оценку, а на учебный результат, плюс ещё раскрываются в такой нестандартной обстановке дети, «зажатые» в обычной школьной жизни. Знания, добытые самостоятельно и освоенные практически, составляют долговременный багаж знаний ребёнка. Цель учителя при реализации проектной задачи — увидеть подготовленность детей к следующему этапу учебной деятельности. В итоге, реальным продуктом проектной деятельности ребёнка или группы детей являются качественно новые черты личности, которыми восхищается сам проектирующий, осознавая себя по — иному, по - новому. На это собственно и должен быть нацелен труд педагога.