Публикации "Читательская грамотность в начальной школе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Читательская грамотность в начальной школе"
Автор: Еременко Татьяна Леонидовна

Читательская грамотность в начальной школе.Приёмы, помогающие повысить уровень читательской грамотности через технологию проблемно-диалогового обучения в начальной школе.«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д.ДидроПриоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобыдостигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
  • умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
  • умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
  • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
  • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
  • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
  • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
  • Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно - диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы.Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.Термин «проблемно-диалоговое обучение», состоит из двух частей, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает«открытие» знаний путем проб и ошибок.Виды проблемных диалогов:
  • Через использование цитат.
  • Через ключевой вопрос урока
  • Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры
  • Через столкновение мнений
  • Через грамматическую сказку
  • Через ошибку
  • Проблема «лёгкой темы»
  • Прием сравнения
  • Прием сопоставления репродукций
  • Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными
  • Приём использование цитат. В начальной школе знакомство с цитатой начинается во 2 –ом классе. Я предлагала цитаты при изучении произведений Алана Милна «Винни-Пух и все-все- все». Очень эффективным приемом организации проблемного диалога является использование«отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» использую отзыв критику Андриевского, который назвал некрасовские стихи «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, можно использовать грамматические сказки. Например, при изучении темы «Корень слова»: Как-то много лет назад посадили корень – сад -, не был сад фруктовым: был он просто словом…»Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. К этому приему примыкает и использование мнимой ошибки. Как вариант, на доске я пишу 2 словосочетания: «подберите ключЕк» и «подберите ключИк» и задаю вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к нужному Вам выводу.Иногда организовать диалогическую деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда учитель начинает урок со слов о том, что сегодня ей стыдно предлагать таким способным ученика новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок интересным. Это возможно при изучении таких тем, как «Мягкий знак на конце существительных ж. р. после шипящих.» 3 класс»Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. На уроках по литературному чтению можно предложить детям сравнить: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?» Таблица:Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.Менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций. К примеру, при изучении темы: «Исторические источники» (окружающий мир 4 класс). Жанр жития. Образ святого. «Житие Преподобного Сергия Радонежского» можно предложить обучающимся сопоставить репродукции иконы «Богоматерь Владимирская XII в.» и картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. (Задание: «Определите, какое из полотен относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному периоду? Что кажется важным древнерусскому иконописцу и как он это показывает? Что старается скрыть неизвестный художник? Почему имя автора не сохранилось? Какие детали иконы вы бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и почему древнерусский автор был бы взять не вправе?»). Подобный приём можно использовать на литературном чтении в 4 классе при изучении раздела «Летописи, былины, жития»Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид Линдгрен, я начинала урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. Но есть множество аннотаций к её книгам. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание:«Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно позднее я признаюсь, что схитрила и предлагаю ребятам материалы по биографии писательницы, и её произведения. На уроках я проводила мастерские, на которых предлагала детям по портретам известных, но незнакомых детям людей определить, кем могли бы быть эти люди, какой у них может быть характер и т. д.Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.Почему многие дети неохотно и мало читают? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д.Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
  • умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
  • сопереживать героям и автору;
  • понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.
  • Задача курса «Чтение и начальное литературное образование»- подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению.Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.Для этого я применяю различные формы и типы творческих уроков:
  • предметные недели по литературе
  • конкурсы рисунков, конкурсы стихов
  • викторины по прочитанным произведениям
  • уроки-праздники
  • путешествия по сказкам
  • проект «Читать не вредно, вредно не читать»
  • Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания.Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих.Я считаю ещё одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс.Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:I этап. Работа с текстом до чтения.Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока.Фрагмент урока чтения.
  • Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
  • Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)
  • Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
  • Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
  • Группы составляют пословицы:
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)
  • Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло). II этап. Работа с текстом во время чтения.
  • Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации-Первичное чтение текста.-Чтение текста «с карандашом»-Определение основных понятий (без чтения всего текста)-Составление таблиц (выборочное чтение)-Составление плана текста (для пересказа)-Поиск пропущенных слов-Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).-Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.-Перечитывание текста - повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).-Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).-Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.-Беседа по содержанию текста.-Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.-Выразительное чтение.III этап. Работа с текстом после чтения.Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами«додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится наблюдателем и наставником. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке исследовательская, а роль учителя всё более сводится к«режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
  • Назовите главных героев произведения.
  • Где происходят события?
  • Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
  • Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
  • Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
  • Что однажды произошло?
  • Что случилось с собачкой через год?
  • Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова- ассоциации.
  • Чем заканчивается быль?
  • Вспомните подумайте, противопоставляет Ответ обоснуйте.
  • Каково ваше впечатление от рассказа?
  • помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.
  • Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
  • составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.
  • Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепленияпродолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
  • Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно,потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
  • Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается
  • построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
  • Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на
  • которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросовДанная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затемкаждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.Приём “Реклама”.Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 7 мин. Работу можно организовать в группе.Пример. Создайте рекламу Серебряному веку Русской поэзии.Приём “Телеграмма”.Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.Приём “Письменное высказывание”.Описание: Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика.Пример. Урок литературы. После изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения: Каким я представляю себе писателя? Каких качеств личности писателя мне не хватает и почему? Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему? Хорошо дополнить такую работу высказываниями о писателе его современников или критиков. Анализируя высказывания и вспоминания услышанное на уроке, при написании работы ученики невольно обращаются к своему личному опыту, т.к. это предполагает сама формулировка вопроса.Приём “Встреча с героем”.Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.Пример. Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него. Что вы спросите? Что, как вы думаете, что ответит герой?Приём “Шкатулка”.Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д. Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?При проверке работы с текстом в были выявлены результаты: Справляются-86% учащихсяПравильно читают- 76% учащихся Эмоционально читают-70% учащихсяНаблюдения за учащимися на уроках показали, что те педагогические технологии и стратегии обучения чтению, которые я использую, дали свои положительные плоды. Значительно увеличилась доля самостоятельной читательской деятельности учащихся, стали разнообразными их приемы работы с текстом, повысились качество и результативность их труда (качество возросло до 86%). Но, наверное, самым ценным для нас является то, что они стали больше читать, расширился круг их чтения, возросли их читательские интересы и потребности.В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение.