Публикации
Вокал - как средство развития музыкальных способностей и воспитания эмоционально – чувственной сферы детей
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вокал - как средство развития музыкальных способностей и воспитания эмоционально – чувственной сферы детей
Автор: Солощенко Анастасия Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вокал - как средство развития музыкальных способностей и воспитания эмоционально – чувственной сферы детей
Автор: Солощенко Анастасия Юрьевна
Тема: «Вокальная импровизация, как средство познания и развития голоса ребенка»Голос – это самый удивительный и уникальный инструмент, которым владеет человек. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть индивидуальный и неповторимый тембр. И, пускай, люди добились невероятных высот в искусстве владения голосом – он не перестает нас с каждым днем удивлять, раскрывая все свои новые грани и возможности. Вокальная импровизация – это одно из средств музыкальной выразительности, которое является древней формой музицирования. А в наше время во многих профессиональных музыкальных учреждениях уже введен такой предмет - импровизация. Само слово «импровизация» переводится как «внезапный, неожиданный». Суть этого предмета заключается в развитии не только голоса, но и творческого потенциала ребенка. Существует множество видов вокальной импровизации: инструментальная (с использованием всевозможных музыкальных инструментов), вокальная, которая в свою очередь подразделяется на сольную (задействован один человек) и хоровую (хор в процессе импровизации взаимодействует друг с другом), стихотворная, жанровая, импровизация на настроение и многие другие. Внедрение «вокальной импровизации» в вокальное объединение «Юность»Система дополнительного образования детей позволяет проявлять инициативу, вводить инновации в процесс обучения, дает возможность творчески развиваться не только детям, но и педагогам. Внедрение инноваций в педагогический процесс, в уже сложившуюся систему - является серьезным испытанием не только для ребенка, но и для педагога. Поэтому, для получения положительного результата - очень важно взять во внимание каждую мелочь.Новизна моей методики заключается в том, что «вокальная импровизация» позволяет разнообразить учебный процесс, превратив его из привычного, классического в художественно-творческий. Методика дает детям возможность для развития творческих способностей в свободной форме, которые помогут в дальнейшей вокальной деятельности.Актуальность моей темы связана с большим ростом популярности музыкального творчества. Стремление молодежи к высокому уровню музыкальной культуры, желанию создавать что-то новое и необычное. Именно «вокальная импровизация» способна помочь детям в формировании их творческой личности. Внедрение такого метода работы с детьми было вызвано не только желанием развить вокальные способности ребенка, но и изучить структуру его голоса, тембр, креативность мышления, умение подстроиться под разные обстоятельства. Работа была проведена с детьми возрастной группы 12-17 лет. Особенности работы с детьми включают в себя страх неизведанного, когда ребенок не успел еще изучить свой голос, узнать все его тонкости и возможности. Очень важно в этот момент дать понять ребенку, что это лишь первые шаги навстречу к познанию своего голоса. Метод «вокальной импровизации» вводился в коллектив постепенно. Сначала путем распевок дети «искали» предложенную ноту голосом без моей направляющей помощи. Это развивало их внутренний слух и чистоту интонирования. С каждым разом, дети все больше и больше познавали свой голос, и, страх спеть не ту ноту пропадал. К примеру, если брать классические распевки и упражнения, то выглядят они следующим образом: дети пропевают одну и ту же распевку («Лети пташка, канарейка», «Весна красна, теплое летице» и т.д.) постепенно повышая голос по полутонам. В методике «Вокальная импровизация» система совершенно противоположная. У детей есть свобода выбора, с какой ноты начать распевку, до какой ноты «дойти», а также есть и творческий момент – придумать мелодию самостоятельно, используя лишь свое воображение. Все это помогает не только проанализировать способности и креативность, но распеться, проработать индивидуальные моменты.Спустя время, мы перешли на более серьезный вид работы – сольная импровизация. Она заключалась в том, чтобы ребенок создавал свою мелодию, под предложенные аккорды. Таким образом мы развивали мелодичность голоса, умение подстроиться под аккомпаниатора, развить творческий потенциал и проверить индивидуальные способности ребенка. Некоторые дети путем импровизации модернизировали вокальные партии в хоровых песнях, которые в будущем были использованы в исполнительской деятельности. Следующим шагом идет приём «хоровой импровизации». Обучающиеся в хоре взаимодействовали друг с другом, находили точки соприкосновения, подыгрывали друг другу в разных вокальных и сценических моментах. «Хоровая импровизация» заключалась в том, что дети, без какой-либо договоренности, использовали вокально-исполнительские навыки и приёмы актёрского мастерства в разных частях музыкальной композиции. Роль импровизации особенно важна в процессе формирования музыкальной уверенности голоса, а также в раскрытии творческого потенциала ребенка. Она помогает детям найти баланс между своим внутренним слухом и голосом. Моя задача состоит в том, чтобы направить детей, помочь в формировании правильной певческой позиции, развить творческие способности, музыкальную креативность, помочь детям убедиться в своей индивидуальности, а также развить силу, глубину и полётность голоса. ЗаключениеТаким образом, могу сказать, что результатами внедрения методики «вокальной импровизации» в объединение «Юность» Дома детского творчества я довольна. В своей дальнейшей педагогической деятельности я планирую продолжать использование этого метода работы, так как считаю его эффективным. Так как я являюсь молодым педагогом, с небольшим педагогическим стажем – мне интересно пробовать новые методики, искать и создавать свою технику и профессиональный стиль в работе с детьми. В ходе образовательного процесса замечено, что дети стали более уверенными, раскрепощенными и начали проявлять большую инициативу в вокально-хоровой работе объединения.