Публикации
Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования
Автор: Чупина Маргарита Игоревна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования
Автор: Чупина Маргарита Игоревна
Дистанционное образование в системе среднего профессионального образованияВведениеВ настоящее время концепция цифровизации все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система образования не является исключением. В связи с этим профессиональная деятельность педагога претерпела значительные изменения. Умелое применение ИКТ и дистанционных образовательных технологий становится весьма актуальным.Современное образование сегодня напрямую связано с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Наряду с традиционной системой образования успешно развивается и новая форма обучения – дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.Направления формирования перспективной системы образования•Повышение качества образования путем применения различных подходов с использованием информационных технологий.•Обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленность на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации.•Обеспечение большей доступности образования для населения путем использования дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий.•Повышение творческого начала в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах.В условиях современного образования необходимо и целесообразно использование ИКТ в следующих видах деятельности:работа с часто болеющими студентами; работа с обучающимися во время карантина; работа с одаренными учащимися; участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах; подготовка к экзаменам (ВПР, ГИА). В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 за N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации вправе реализовывать образовательные программы с использованием новых форм обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий. Одним из федеральных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части использования дистанционных образовательных технологий, является «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816).Современный педагог – это педагог, владеющий, наряду с традиционными средствами обучения, спектром современных средств. Все больше мы погружаемся в цифровую среду, в руках учителя появляются новые инструменты организации образовательного процесса.Дистанционное обучениеЦель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.Дистанционное обучение (дистантное обучение, распределенное обучение) – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ. Дистанционное обучение – это процесс интерактивного взаимодействия ученика, учителя и информационного источника через применение средств телекоммуникаций.Дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. В соответствии с данным определением, дистанционные образовательные технологии представляют собой педагогический инструментарий, отличительной особенностью которого является использование телекоммуникационных сетей.Информационно-образовательная среда (ИОС) - это открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ (согласно ФГОС).ИОС создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Чем быстрее меняются условия, тем быстрее становятся неактуальными ее элементы, и тем короче её жизнь. ИОС, неразрывно связана с цифровой образовательной средой.Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. «Открытая» означает возможность и право любого участника образовательной деятельности использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в структуре ЦОС должны быть предусмотрены, и открыто опубликованы правила и условия ее использования. Основными организационными принципами построения ЦОС являются: единство, открытость, доступность, конкурентность, ответственность, достаточность, полезность.Принципиальное отличие заключается в том, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже противоречащие друг другу. Это позволяет среде более динамично развиваться.Дистанционное обучение является распространённым способом получения профессионального образования.Дистанционная поддержка образовательного процесса представляет собой содействие при выстраивании и реализации учащимися индивидуальных образовательных маршрутов в открытом информационно-образовательном пространстве через применение электронного контента и средств телекоммуникаций. Цель дистанционной поддержки – обеспечение индивидуализации образовательного процесса студентов.При взаимодействии преподавателя и учащегося, важным фактором выступает электронный контент.Электронный контент - это информационно значимое или содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта.Формирование информационной образовательной среды неразрывно связано с разработкой образовательного контента.Образовательная организация может использовать различные механизмы для формирования образовательного контента:•использование свободных ресурсов, размещенных в интернете;•использование электронных образовательных ресурсов, включенных в комплект учебника;•разработка методических материалов и электронных образовательных ресурсов преподавателями;•использование электронных образовательных ресурсов, разработанных в рамках федеральных программ и проектов и размещенных в федеральной системе информационных образовательных ресурсов;•приобретение методических материалов и электронных образовательных ресурсов у сторонних физических и юридических лиц.Образовательный контент должен соответствовать следующим требованиям:•должен разрабатываться на основании требований рабочих программ, образовательных программ, других нормативных документов;•при разработке образовательного контента необходимо учитывать, что разработанные учебные материалы должны будут пройти процедуру экспертизы;•должен включаться в информационное образовательное пространство образовательной организации.Целесообразно использовать единый образовательный контент для учебных курсов, предметов, дисциплин и модулей предназначенных для реализации образовательных программ.Виды дистанционных образовательных технологий•Кейсовая-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей.•Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле- и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.•Сетевые технологии используют телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся. Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные.Современные технологии дистанционного обученияОбучение с использованием дистанционных образовательных технологий включает не только знакомые всем вебинары и конференции в Zoom. На сегодняшний день инструментарий очень широк. Рассмотрим самые эффективные и перспективные технологии, используемые в онлайн обучении.Обучающие игры: для эффективного решения задач подходит моделирование реальной рабочей ситуации. Современные виртуальные средства позволяют легко внедрить обучающую игру в систему онлайн-обучения профессиональным навыкам. Скрайбинг – это сопровождение текстовой информации визуальными образами. Наш мозг гораздо лучше запоминает то, что видит, чем то, что слышит. Графические и динамические презентации хорошо воспринимаются и запоминаются. Учащиеся быстро усваивают большие объемы сухой теории и тут же применяют полученные знания в работе. Виртуальная реальность позволяет создавать эффектные симуляторы: человек надевает очки и попадает в рабочее пространство — например, пилот самолета попадает в виртуальную кабину. Профессиональные навыки отрабатываются очень быстро, при этом в полной безопасности.Электронные курсы могут объединять в себе сразу несколько упомянутых методик, а также содержать привычные всем форматы и типы контента — видео, текст, вебинар, подкаст, анимированную инфографику, учебный чат и практические упражнения. А преподаватели могут проводить экзамены и онлайн тестирования, контролировать скорость и результаты обучения всех учащихся.Достоинства дистанционного обучения•«Гибкость» позволяет заниматься в удобное время, в удобном месте, в удобном темпе;•«Модульность» означает, что в основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип;•«Асинхронность» позволяет преподавателю и студенту работать по удобному для каждого расписанию;•«Охват» - большое количество участников;•«Интернациональность» дистанционного обучения обеспечивает возможность импорта и экспорта образовательных услуг; «Социальность» обеспечивает равную возможность получения образования не зависимо от места проживания и материальных условий. Проблемы дистанционного образованиянеобходимость формирования дополнительной мотивации у учеников дистанционного обучения, по сравнению с другими формами обучения; ограниченные возможности для консультаций между учеником и педагогами; сложность внесения оперативных изменений, в случае если дистанционное обучение уже началось; необходимость высоких инвестиций на подготовительном этапе проведения дистанционного обучения (инвестиции в разработку дистанционных курсов); высокая зависимость от технической инфраструктуры. Практическая организация дистанционного обученияКак следует из Закона «Об Образовании в РФ», организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, должны сформировать информационную образовательную среду, обеспечивающую реализацию образовательных программ, обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам. При выборе онлайн-платформы следует определить для себя конкретную стратегию и цели, для чего именно будет внедряться та или иная платформа. Выбирая образовательную платформу важно опираться на требования к достижению метапредметных результатов обучения, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом.Есть готовые решения - специальные онлайн - платформы. Образовательная платформа – это одновременно сервис и информационное пространство, в котором вы можете: •загружать свои материалы и хранить в облаке;•назначать обучение всем студентам или отдельному учащемуся;•собирать аналитические данные;•проверять домашнее задание;•создавать онлайн тесты;•генерировать статистику;•получать быстрые и прозрачные результаты.На российском рынке образовательных услуг существует большое количество проектов, позволяющих ввести информационные технологии в учебную деятельность образовательных организаций.На российском рынке наиболее популярны следующие платформы:Министерство просвещения Российской Федерации обнародовало перечень общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-ресурсов для дистанционного обучения, рекомендованных по реализации программ СПО.Онлайн-ресурсы для дистанционного обучения1. Образовательные ресурсы Академии Ворлдскиллс Россия 2. Интернет-портал Московского среднего профессионального образования 3. Федеральный центр электронных образовательных ресурсов 4. Российская электронная школа 5. Московская электронная школа 6. Площадка Образовательного центра «Сириус» 7. Платформа «Цифровой колледж» 8. Портал дистанционного обучения. Интерактивные курсы 9. Интернет урок. Библиотека видеоуроков 10. ЯКласс. Видеоуроки и тренажеры 11. Образовательная платформа «Юрайт» 12. СПО в ЭБС Знаниум Подводя итог, можно сказать, что смысл образования заключается в создании каждому обучаемому условий для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание, развития в творческое саморазвитие.Используемые материалыФедеральный закон от 29.12.2012 за N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» Технологии дистанционного обучения: какие инструменты использовать в онлайне [Электронный ресурс] URL (дата обращения 20.12.2021г.) Дистанционные образовательные технологии в практике работы образовательных организаций [Электронный ресурс] URL (дата обращения 15.12.2021г.) Применение дистанционных образовательных технологий: первые шаги… [Электронный ресурс] URL (дата обращения 26.12.2021г.) Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности [Электронный ресурс] URL (дата обращения 02.01.2022г.) Дистанционные технологии в образовании [Электронный ресурс] URL (дата обращения 04.01.2022г.)