Публикации Роль прогулки в воспитании и развитии детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль прогулки в воспитании и развитии детей
Автор: Петрова Лариса Александровна

МКОУ Юргамышская СОШ
пгт Юргамыш, 20021
Автор:
Петрова Лариса Александровна, учитель начальных классов, классный руководитель
Прогулка играет большую роль в ознакомлении школьников с окружающей средой, формирует у детей умение сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях природы, дети учатся сравнению, анализу, умению устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Правильно организованная прогулка с детьми благотворно влияет на оздоровление ребёнка, формирование личности в целом, характера, развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей.
Для удобства планирования прогулок предлагаются карточки. Карточное планирование имеет много преимуществ.
В данной картотеке представлен специально подобранный материал для проведения прогулок в вечернее время и в первой половине дня.
Прогулка. (Осень, сентябрь)
Наблюдение за ветром.
Цель:
1.Развивать наблюдательность, логическое мышление, речь, умение высказываться, не перебивая товарищей.
Какая погода на улице? Что происходит с деревьями? Почему нам трудно идти? Как можно отметить силу ветра? Вертушкой. Какой бывает ветер? (северный, южный). Какой холодный ветер, а какой южный? Вам нравится такая погода? Почему? Чего нельзя делать в ветреную погоду?
Подвижная игра: "Северный и южный ветер".
Цель:
1. Познакомить с правилами игры, характерными особенностями северного и южного ветра.
*Предложить лестницу для тренировки переменного шага.
*ХБТ. Уборка сухих листьев с газонов.
Цель:
Воспитывать трудолюбие на общее пользование. Полюбоваться красотой выполненной работы.
Художественное слово:
Сентябрит, и на лесных полянах
Ткут ковры деревья – мастера.
Первым их работу принимает
Заморозок лёгкий по утрам.
Семьями румяные опёнки
Втихомолку всюду залегли,
Это ведь они на ножках тонких
Золотую осень принесли.
А.Холодова
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
А.А.Фет
Натянула рукавички,
Застегнула пальтецо.
Ветер трогает косички,
Дует весело в лицо.
И позёмка закрутила,
Заюлила, замела.
Я стрелой с горы катила,
Легче ветра я была.
Потерялись рукавички
Расстегнулось пальтецо…
Очень трудно без привычки!
Очень ветер бьёт в лицо!
Е.Благинина
Приметы:
- Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
- Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
- Коли в сентябре журавли на юг пошли – ранняя зима будет.
- Прежде времени лист отпадает – к долгой зиме.
Пословицы, поговорки:
- Сентябрь холоден да сыт.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.
- В сентябре лето кончается – осень начинается.
Прогулка. (Осень, сентябрь)
Наблюдение за работой дворника.
Цель:
1. Воспитывать наблюдательность, желание помочь нуждающимся, приобщаться к посильному труду.
Кто работает у нас на тротуаре? Какую работу выполняет? Чем? Чем он работал зимой? Почему? Легко ли ему работать? Как можно ему помочь? Дома вы помогаете маме, папе? Как? Хотят ли они этого? а Вы хотите? После работы, какое у них настроение? У Вас? Чем работа полезна?
Цель:
1. Воспитывать наблюдательность, желание помочь нуждающимся, приобщаться к посильному труду.
Подвижная игра "У медведя во бору".
Цель:
Развивать двигательную активность детей по окончанию слов текста.
Воспитывать добрые чувства друг к другу.
Сюжетная игра "Театр".
Цель:
Предложить показать детям сказку по ролям "Колобок", закрепить знания сказки, умение говорить по ролям, создать радостное настроение.
Художественное слово:
Сентябрь засыпал все тропинки
Листвою желтой, как всегда,
и тоненькие паутинки
Развесил словно провода.
Петрусь Бровка
*ХБТ. Уборка сухих листьев с газонов, участка.
Цель:
Воспитывать трудолюбие.
Учить трудиться совместно.
Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда.
*Художественное слово:
Метлу взяла
И двор подмела,
Всюду нос метла совала,
Но и я не отставала –
От сарая до крыльца
Танцевала без конца.
Приходите, поглядите,
Хоть сориночку найдите!
Е.Благинина
*Приметы:
- В сентябре лето кончается – осень начинается.
- Прежде времени лист отпадает – к долгой зиме.
*Пословицы, поговорки:
- В сентябре всякое семя из колоса плывёт.
- Сентябрь холоден, да сыт.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- В сентябре одна ягода, и та горькая.
Прогулка. (Весна, апрель)
Наблюдение за лужами.
Цель:
1. Воспитывать радостное настроение, бережное отношение к своим вещам.
Почему луж стало больше? Что отражается в луже? А можно поиграть возле лужи? Предложить поиграть сделанными из бумаги корабликами.
Подвижная игра "Мышеловка".
Цель:
Продолжать учить детей играть всей группой, по правилам, проговаривать все слова текста, действовать по сигналу.
*ХБТ (хозяйственно-бытовой труд)
Цель:
1.Продолжать приводить в порядок свой участок.
2.Собрать мусор, палочки, бумагу, прошлогодние листья. 3.Вскопать песочницу, подмести веранду.
Цель:
1.Учить, в труде принимать активное участие.
*Игры по желанию детей.
Цель:
Учить играть дружно в пределах своего участка.
Загадки:
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Художественное слово:
Синее небо,
Синие тени,
Синие реки,
Сбросили лёд.
Синий подснежник,
Житель весенний,
на синей проталинке
Смело растёт.
Л.Яхнин
Где же солнце? Что случилось?
Целый день течёт вода.
На дворе такая сырость,
Что не выйдешь никуда.
Если взять все эти лужи
И соединить в одну,
А потом у этой лужи сесть, измерить глубину,
То окажется что лужа Моря Черного не хуже,
Только море чуть поглубже, только лужа чуть поуже.
С.Михалков
Приметы:
-Апрель с водою – май с травою.
- Апрельский скворец – весны гонец.
- В апреле ясные ночи кончаются заморозками.
- Днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.
- Мокрый апрель – хорошая пашня.
- Осина в сережках – урожай на овес.
- Ранняя весна – большое половодье.
- Синие облака в апреле – к теплу и дождю.
Прогулка. (Весна, май)
Наблюдение за травкой.
Цель:
Учить детей проявлять, ласку, нежность, улыбку, восхищение.
Развивать речь, мышление, память.
Что мы видим там, где после снега была земля? Что ей помогло появиться? Потрогать, понюхать, чем пахнет. Какого она цвета? Какие эмоции вызывает травка?
Подвижная игра "Гуси-гуси".
Цель:
Учить детей соблюдать правила игры, бегать не наталкиваясь.
Цель:
1.Во время одевания на прогулку продолжать воспитывать самостоятельность: застегнуть пуговицы, завязать шнурки, правильно надеть обувь.
Загадка:
На откосе, на лугу, босиком по снегу
Первые цветочки – желтые глазочки.
(мать – и - мачеха)
Художественное слово:
- А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего,
Для майского денька.
Е.Благинина
*Скороговорка
Возле грядки -
Две лопатки,
Возле кадки –
Два ведра.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке-
И посадки
Все в порядке,
Их
Теперь
Полить
Пора!
*Приметы:
- Большая роса утром – к хорошей погоде, нет росы – к дождю.
- В рубахах пахать, в шубах сеять (порой теплое начало мая оборачивается холодом в конце месяца).
- Май холодный – год хлебородный.
- Поздний расцвет рябины – к долгой осени.
- Зашепчет дождь тихим голосом – поднимется рожь тучным колосом.
*ХБТ
Цель:
Продолжать приводить в порядок свой участок.
Подготовить газоны для посадки цветов.
3. Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда.
Прогулка. (Лето, июнь)
Наблюдение за сорокой.
Цель:
1.Воспитывать наблюдательность, любознательность, речь, умение задавать вопросы, развитие познавательного процесса.
РР Как называется птица? Чем она отличается от других? Что есть у птицы? Какие ноги? (тонкие, вверху покрытые перьями, внизу без перьев, покрыты чешуйками, на ногах 4 пальца, они широко расставлены, на пальцах когти). Пальцы сорока может сгибать и разгибать. При помощи когтей птица легко удерживается на жердочке. Показать детям, что у птиц есть шея - короткая, почти незаметная, она может вытягивать и тогда ей хорошо всё видно, с помощью шеи она легко поворачивает голову в разные стороны. У сороки есть уши, они расположены по бокам головы, под перьями их не видно, на звук она поворачивает голову, замолкает, прислушивается. Неожиданных громких звуков она боится.
Загадка:
"Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её ………" (сорока)
Подвижная игра "У медведя во бору".
Цель:
1.Воспитывать умение убегать, не наталкиваясь.
*Игры с мячами.
Цель:
Учить детей перебрасывать мяч друг другу разными способами.
Художественное слово:
Умная сорока.
Сорока кровать привязала к хвосту:
- Ах, как хорошо отдыхать на лету!
Сначала летишь, а устанешь слегка –
Лежишь и любуешься на облака!..
Но раз, задремав на закате,
Сорока свалилась с кровати.
По счастью, она не разбилась…
Она ведь С КРОВАТИ СВАЛИЛАСЬ!
А.Усачёв
*ХБТ (подмести веранду, вскопать песочницу)
Цель:
Следить за порядком на участке.
Собрать весь мусор.
*Приметы:
- Хорошо рябина цветет - к урожаю льна.
- Капельки дождя утром висят на кончиках листьев или травы – к дождю.
- Во время восхода солнца стоит духота – к ненастью.
Прогулка. (Лето, июнь)
Наблюдение за погодой.
Цель:
Продолжать учить детей логическому мышлению, умение видеть закономерности
природы и погоды.
Какая у нас погода? Почему её называют солнечной? Какое у нас настроение? Почему? Чем нам хочется заняться? Что нам даёт солнышко? Можно жить без солнышка? Почему всё погибнет? А мы сможем жить?
Подвижная игра "У медведя во бору".
Цель:
1.Учить детей прыгать через скакалку разными способами.
2.Воспитывать дружеские взаимоотношение.
Предложить детям посыпать песком дорожки между клумбами.
Цель:
Воспитывать трудолюбие.
Загадка:
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
Художественное слово:
Зеленым морем хлынет лето,
Луга ромашкой наводнит.
И коромыслом семицветным
В бездонном небе зазвенит.
И солнце взглянет удивленно
С непостижимой высоты
на мир июньский, обновленный
Неповторимой красоты.
Т.мельникова.
*ПРИМЕТЫ
- Воробьи в пыли купаются – к дождю.
- Пузыри на воде – к пущему дождю.
- Частые туманы – к урожаю грибов.
- Сильные росы – к плодородию.
- Хорошо пахнет жимолостью – к дождю.
- Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.
- Первый туман лета – верная грибная примета.
- Лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная.
*ХБТ (Навести порядок на веранде, участке)
Цель:
Поддерживать порядок на участке.
Собрать имеющийся мусор.
Беречь результаты своего труда
Пословица: Не там чисто, где моют, а там , где не сорят.
Прогулка. (Весна, март)
Наблюдение за лужами.
Цель:
1. Развивать логическое мышление, память, речь.
2. Продолжать расширять представление детей о природе.
Что мы видим на тротуаре, откуда образовалась лужа? Почему она вечером застывает, а днём превращается в воду? Объяснить взаимосвязь солнышка с природой. Куда исчезает вода из луж? Вам нравиться ходить по лужам? Почему?
Подвижная игра "Кто скорее до флажка".
Цель:
1.Воспитывать быстроту бега, не наталкиваясь, стремление опередить других детей, умение действовать по сигналу.
Сюжетная игра "Дом". Помочь детям организовать игру, подобрать необходимый материал, вовлечь желающих детей, распределить роли, учить отражать действительность, проявляя творчество, инициативу.
* ХБТ (Предложить подмести веранду для игр).
Цель:
1.Воспитывать качество выполнения, желание труда.
Приметы:
- Багровые зори – к ветрам.
- Высоко и быстро плывут облака – к хорошей погоде.
- Синие облака – к теплу.
- Если в марте вода не течёт – в апреле трава не растёт.
- Частые мартовские туманы – признак дождливого лета.
- март сухой да мокрый, май – будет каша и каравай.
- Длинные сосульки – к долгой весне.
Художественное слово:
Цель:
1. Знакомство с творчеством А.Барто
Весна идёт.
Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.
Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.
Говорят прохожие:
- Вот весна идёт! –
А это я работаю,
Разбиваю лёд.
А.Барто
Прогулка (Лето, август)
Наблюдение за собакой.
Цель:
1. Продолжать расширять знания о домашних животных.
2. Воспитывать любовь к животным, желание за ними ухаживать, заботиться о них.
Дать понятие о том, что это домашнее животное, ухаживает за ней человек. Живёт она в конуре и дома. Любит хозяина и ему служит.
Подвижная игра "Бегите ко мне".
Цель:
1.Развивать быстроту реакции, умение бегать, не наталкиваясь.
*Предложить детям начертить широкую и узкую речку.
Цель:
Упражнять в перепрыгивании.
Воспитывать силу толчка ногами, осанку.
1. Художественное слово:
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес –
Настоящий!
НЕ ВЕРИШЬ – ПОВЕРЬ.
- Ветер полосами, порывами – к тихой погоде.
- Ласточки летают то вверх, то вниз – жди бури.
- Мало звезд видно – к пасмурной погоде.
- Летом появились желтые листья – осень будет ранняя.
*ПРИМЕТЫ:
1. Макрида.
- Смотри осень по Макриде: Макрида мокра – и осень мокра, вёдра на Макриду – и осень суха.
2.Ильин день.
- Пётр и Павел на час день убавил, Илья-пророк два уволок.
- На Илью до обеда лето, после обеда осень.
- До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня – против ветра.
- Во что Илья, в то и Воздвиженье (27 сентября).
- До Ильина в сено пуд меду, после Ильина дня пуд навозу.
- Илья жниво зачинает, лето кончает.
- До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
*ХБТ (привести в порядок участок, веранду)
Цель:
Воспитание устойчивой привычки к труду.
Учить работать совместно, распределять обязанности.
Прогулка. (Лето, июль)
Наблюдение за облаками.
Цель
1. Продолжать развивать логическое мышление, фантазию, память, умение вести разговор с взрослым, выслушивать ответы детей.
Что вы видите на небе? Как образуются облака? Каким они цветом? Сколько их? Какого они размера? На что они похоже? Когда облака превращаются в тучи? Когда приближается ураган или дождь? Когда бывает ураган? Когда дождь?
Подвижная игра "Мышеловка".
Цель:
1.Учить детей слова согласовать с движениями, действовать по сигналу.
2.Воспитывать сноровку, быстроту бега, не наталкиваясь.
Художественное слово:
Облака, белогривые лошадки.
Облака, что вы мчитесь без оглядки…
ИЮЛЬ — ГРОЗНИК
Липы, вчера зеленые, сегодня в кружеве душистом, мед сочат, от пчел гудят.
Сушь, липкая истома. Вдруг ни с того ни с сего вздыбится темная туча.
Сморгнет синим веком — заблещет молния, пророкочет, приближаясь, гром...
День-другой миновал, и после ливня-проливня просохли на дорогах лужи, поменялась влажная свежесть с прежней жарой...
Июль, укрепился июль: возле ручья княжица — красная смородина обвесилась ягодами, на соснах юные побеги стройны, будто свечи.
Цветы, везде цветы: колокольчиками, шарами, зонтиками, в одиночку и пестрыми грудами.
Родством июль знатен. По устным календарям, июль — макушка лета, май ему — дедушка, июнь — батюшка.
Травы кладет в стога, нивы готовит к жатве.
Липец он — по липам в цвету, сенозорник — месяц сенокоса, страдник — время разгара полевых работ.
Свет на убыли, жара на прибыли. То и дело духота разрешается грозами, по ним прозывался июль грозником.
Глухой гром — к тихому дождю, гулкий — к ливню.
Гремит продолжительно — на ненастье долгое. Резкий короткий гром — на ведро...
- Ребята, за что июль называют грозником?
- Объясните смысл пословиц.
На начало теперешнего июля приходились ярилины игрища, с древности излюбленные простым людом.
Ярилу целый год ждут — не с пуста сказывалось. Всем дням день, единственный и неповторимый.
Ярила, по преданиям старины, добрый молодец, на белом коне разъезжает по Руси великой: на русых кудрях венок, во левой руке пучок ржи, в правой палица. Взмахнет Ярила рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей — громы гремят и дожди льют. Куда конь ступит, шелкова трава стелется, с цветами лазоревыми...
Ступенька по ступеньке выше поднимается лето.
Прогулка. ( Весна, май)
Наблюдение за погодой.
МАЙ – ЦВЕТЕНЬ.
Цель:
1.Воспитывать наблюдательность, умение выделять весенние признаки.
2. Развивать речь.
Какая погода на улице? Почему поют птицы? Почему мы все улыбаемся? Какое время года?
Художественное слово:
"Радостно и весело
В этот весенний день,
Выглянуло солнышко,
Разогнало тень".
Подвижная игра "Догони".
Цель:
1.Развивать быстроту бега
2.Умение действовать по сигналу.
ХБТ
Цель:
1.Предложить смести мусор с крылечка.
2.Учить выполнять добросовестно, с хорошим настроением.
Игры по желанию детей. Учить играть небольшими группами, применять в играх бросовый материал.
Приметы:
- Большая роса утром – к хорошей погоде, нет росы - к дождю.
- Май холодный – год хлебородный.
- Коли в мае дождь, будет и рожь.
- В рубахах пахать, в шубах сеять.
- Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью.
- Дуб лист развернет – к холоду.
- Дуб одевается – скотина наедается.
- Пчелы утром играют – будет ясный день.
*МЕСЯЦЕСЛОВ:
1.Кузьма.
- На Кузьму сей морковь и свеклу.
5. Лука.
- На Луку высаживают на грядки лук.
6. Егорий (Юрий) вешний, Георгий Победоносец.
- Юрий (Георгий) весну начинает, а Илья (2августа) лето кончает.
- Егорий с росой, Никола (22мая) с травой.
- Егорий с кузовом, Никола с возом.
- На Егория мороз – будет просо и овес.
- Егорий с теплом, Никола с кормом.
7.Евсей-овсы отсей.
- Когда на дороге грязь, тогда овес – князь.
8. Марк.
-Прилёт певчих птиц стаями.
Прогулка. (Лето, август)
АВГУСТ – ГРАНИЦА ЛЕТА
Наблюдение за туманом.
Цель:
1.Продолжать знакомить детей с разновидностями погодных условий, причиной их возникновения.
2.Учить детей положительно воспринимать все предлагаемые наблюдения, активно включаться в разговор.
3.Развивать связную речь.
Вам нравиться на улице? Как это явление называется? (Туман). Каким цветом всё стало вокруг? (Серое). Почему мы не видим вдалеке? Как образуется туман? (От большой влаги или перепада температуры).
Художественное слово:
1. "И тумана полоса
Тянется лениво.
Не зелёные леса,
Грустно не красиво".
2. Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утором исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста.
Только белая кругом пустота.
Где же прячется птица и зверь?
И куда за грибами теперь?
Подвижная игра "Волк во рву ".
Цель:
Познакомиться с правилами игры.
Упражнять в прыжках в даль.
Воспитывать осанку.
НЕ ВЕРИШЬ – ПОВЕРЬ.
- Ветер полосами, порывами – к тихой погоде.
- Ласточки летают то вверх, то вниз – жди бури.
- Мало звезд видно – к пасмурной погоде.
- Летом появились желтые листья – осень будет ранняя.
*ПРИМЕТЫ:
1. Макрида.
- Смотри осень по Макриде: Макрида мокра – и осень мокра, вёдра на Макриду – и осень суха.
2.Ильин день.
- Пётр и Павел на час день убавил, Илья-пророк два уволок.
- На Илью до обеда лето, после обеда осень.
- До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня – против ветра.
- Во что Илья, в то и Воздвиженье (27 сентября).
- До Ильина в сено пуд меду, после Ильина дня пуд навозу.
- Илья жниво зачинает, лето кончает.
- До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
*ХБТ (привести в порядок участок, веранду)
Цель:
Воспитание устойчивой привычки к труду.
Учить работать совместно, распределять обязанности.
Прогулка. (Весна, апрель)
Наблюдение за ручейками.
Цель:
Воспитывать у детей наблюдательность, желание узнать ответ на поставленные детьми вопросы.
Развивать логическое мышление, умение анализировать, видеть взаимосвязь всего, что нас окружает.
Какое время года? Что происходит с природой? Какая погода на улице? Как греет солнце? Почему тает снег? Какие бывают ручейки - широкие, узкие, сверкающие на солнце, быстрые, медленные, шумные. Куда течёт вода в ручейках? Какая вода - чистая, прозрачная, холодная. Какую пользу приносит людям снежная вода? Зачем земле вода? Зачем растениям вода? Вода из ручейков попадает в речки, из речек в моря и океаны. Воды становится больше и животных в воде тоже.
Подвижная игра "Воробушки и автомобили".
Цель:
1.Познакомить с правилами игры.
2.Воспитывать бережное отношение к птицам, соблюдать правила движения.
* ХБТ (Вынести необходимый материал для уборки на участке, веранде, крылечке)
Цель:
1.Привлечь работать коллективно, не мешать, а помогать друг другу.
Художественное слово:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А.Н.Плещеев
Приметы:
- Вода с гор потекла, весну принесла.
- До первой грозы лягушки не квакают.
- Увидел грача – весну встречай.
Пословицы:
Весенний дождь лишним не бывает.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Журавль летит высоко, видит далеко.
Месяцеслов:
8 апреля – Гавриил – зачерпни сапог, промочи подмётки.
Какова погода 8 апреля, такова она будет и 8 октября, и наоборот.
Прогулка. (Осень, сентябрь)
Наблюдение за пчелой.
Цель:
1. Учить детей замечать и видеть взаимосвязь человека с природой.
2. развивать наблюдательность, речь.
Подойти к клумбе. Заметить, что осенью уже распустились все цветы и над ними летает очень много пчёл. Зачем они летают? Почему залезают в серединку цветочка? Почему они долго не улетают? Зачем они собирают у цветочка сладкую пыльцу? Куда они её уносят? На чём? Где пчёлы живут? (в ульях). Кто за ними ухаживает? Зачем нам нужны пчёлы? Зачем нам нужен мёд? Чем он полезен? Трудно ли за пчёлами ухаживать? Кто из вас ел мёд? Какой он на вкус? Вам понравился? Когда вы едите мёд? (когда болеете). Зачем?
Загадка:
"Всё жужжит она, жужжит,
Над цветком кружит, кружит.
Села, сок с цветка взяла,
Мёд готовит нам...(пчела)".
Подвижная игра: "Мы весёлые ребята".
Цель:
1.Учить слова согласовывать с движениями.
2.Учить, чтобы более инициативные дети, не подавляли инициативу менее активных детей.
Художественное слово:
Сентябрь.
Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
И.Токмакова
* ХБТ (Вынести необходимый материал для уборки на участке, веранде, крылечке)
Цель:
1.Привлечь работать коллективно, не мешать, а помогать друг другу.
Прогулка. (Весна, май)
Наблюдение за птицами
Цель:
1.Продолжать расширять представление о птицах. 2.Помочь детям выразить свои мысли, впечатления. 3.Развивать речь, логическое мышление, воображение.
Каких птиц Вы знаете? Каких вы видите в лесу? На участках детского сада? Какая вам нравится больше других? Почему? Как птицы размножаются? Зачем откладывают яйца? Кто высиживает яйца? Могут ли яйца в гнезде остаться одни? Почему? Что нужно яйцам, чтобы из них появились птенцы? (тепло). Что делают птицы с появившимися птенцами? Кормят, оберегают, охраняют и защищают. Что с ними произойдёт, когда они вырастут и начнут летать? Они начинают жить как взрослые, откладывают яйца и выращивают птенцов.
Птичья азбука:
Аист к нам летит весной,
Аист помнит дом родной.
Баклан кричит на берегу:
Без моря жить я не могу!
Ворон – это не ворона.
Ворон – важная персона.
Галка, сидя на плетне,
Головой кивает мне.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Журавлик длинноногий
Маму ждет у дороги.
Зимородок – друг зимы,
Зимородка знаем мы.
Иволга не в клетке,
Иволга – на ветке.
Коршун круг за кругом
Кружится над лугом.
Ласточка все лето
Летает, как ракета.
Пеликан поймал не мошку,
Пеликан поймал рыбёшку.
Синица расписная
Свистит, не уставая.
Тетерев не грозный,
Тетерев – серьезный.
Художественное слово:
- Что невесел, Воробей?
- мало стало лошадей!
- Трудно даже Воробью
- прокормить свою семью!
Загадка:
Он соло пел среди ветвей,
Певца назвали… (соловей)
Прогулка. (Весна, май)
Наблюдение за птицами.
Цель:
1. Продолжать расширять знания детей о птицах.
2. Воспитывать любовь, интерес к птицам, стремление при необходимости им помогать, защищать.
Каких Вы птиц узнали? Чем они занимаются? Чем они питаются? В какое время суток? Что они делают ночью? Что нужно, чтобы птицам было хорошо? Есть ли у них врачи? Кто? Как они строят гнёзда? Чьё мы гнездо видим на берёзе? (сороки). Как она его построила? Для чего? Где строит гнездо воробей? Можно ли разорять гнёзда?
Подвижная игра "Мышеловка".
Цель:
Воспитывать бег с увёртыванием, быстроту реакции.
Вызвать у детей положительные эмоции, удовлетворение от игры. Желание самостоятельно организовать игру и играть небольшими группами.
*ХБТ (Вынести лопатки).
Цель:
1.Учить детей вскапывать землю на газонах, не повреждая многолетние цветы, воспитывать трудолюбие.
Словарь: Аист, баклан, воробей, сорока, чайка, снегирь, ворона, дятел, павлин, синица, орел, ястреб, дрозд, тетерев, попугай, кукушка, сова, галка, рябчик, иволга, зимородок, удод, чибис, щегол, голубь.
Птичья азбука:
Аист к нам летит весной,
Аист помнит дом родной.
Баклан кричит на берегу:
Без моря жить я не могу!
Ворон – это не ворона.
Ворон – важная персона.
Галка, сидя на плетне,
Головой кивает мне.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Журавлик длинноногий
Маму ждет у дороги.
Зимородок – друг зимы,
Зимородка знаем мы.
Иволга не в клетке,
Иволга – на ветке.
Коршун круг за кругом
Кружится над лугом.
Ласточка все лето
Летает, как ракета.
Пеликан поймал не мошку,
Пеликан поймал рыбёшку.
Прогулка. (Лето, июнь)
Наблюдение за погодой.
Цель:
Продолжать учить детей логическому мышлению, умение видеть закономерности природы и погоды.
Какая у нас погода? Почему её называют солнечной? Какое у нас настроение? Почему? Чем нам хочется заняться? Что нам даёт солнышко? Можно жить без солнышка? Почему всё погибнет? А мы сможем жить?
Подвижная игра "У медведя во бору".
Цель:
1.Учить детей прыгать через скакалку разными способами.
2.Воспитывать дружеские взаимоотношение.
* ХБТ (предложить детям посыпать песком дорожки между клумбами)
Цель:
1.Воспитывать трудолюбие.
ИЮНЬ – МЕСЯЦ КРАСНЫЙ, РУМЯНЕЦ ГОДА.
ИЮНЬ – ВЕСЕЛИТ: ЦВЕТЫ ЦВЕТУТ, СОЛОВЬИ ПОЮТ.
ИЮНЬ – СКОПИДОМ, КОПИТ УРОЖАЙ НА ВЕСЬ ГОД.
В ИЮНЕ ЗАРЯ С ЗАРЁЙ СХОДИТСЯ.
Приметы:
- В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко.
- К дождику птицы входят в воду.
- Утром трава пахнет сильнее обычного – к дождю.
- Бродячие облака воды не несут.
- Птицы играют – будет дождь.
Художественное слово:
Июнь.
Пришел июнь.
Июнь, июнь! -
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.
*МЕСЯЦЕСЛОВ
1. Иван-долгий
-Если первые два дня идёт дождь – весь месяц будет сухой.
-На Ивана-долгого продолжают сеять огурцы.
2.Фалалей-огуречник.
- Много шишек на елях – к урожаю огурцов.
- Пришел Фалалей – досевай огурцы скорей.
3.Олена-длинные льны.
- Посеешь лен на Олену – будут длинные льны.
4.Василиска – васильковый день.
- В этот день не сеяли, не пахали: пережидали, чтоб поля не засорились и не уродились васильки.
5.Леонтий-огуречник.
- Последний срок посадки огурцов.
7.Иванов день.
- Большой цвет на рябине – жди хорошего налива овса.
10.Никита-гусятник.
- Тихий день – ждут хорошего урожая.
11.Федосья-колосяница.
- Колосится рожь – много грибов найдешь.
Прогулка. (Зима, декабрь)
Цель:
Понаблюдать, как птицы с удовольствием будут склевывать пищу и в знак благодарности качать головкой.
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.
Вынести кормушку, различный корм. Обратить внимание на то, что прилетело на участок много разных птиц. Предложить их покормить. Воробьям насыпать в кормушку зернышек, голубям можно на дорожку насыпать крошек, сороке, вороне привязать к кормушке кусочек сала.
Птичья азбука:
Аист к нам летит весной,
Аист помнит дом родной.
Баклан кричит на берегу:
Без моря жить я не могу!
Ворон – это не ворона.
Ворон – важная персона.
Галка, сидя на плетне,
Головой кивает мне.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Журавлик длинноногий
Маму ждет у дороги.
Зимородок – друг зимы,
Зимородка знаем мы.
Иволга не в клетке,
Иволга – на ветке.
Коршун круг за кругом
Кружится над лугом.
Ласточка все лето
Летает, как ракета.
Пеликан поймал не мошку,
Пеликан поймал рыбёшку.
Мороз.
Но птицы!
Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем!
Их надо кормить
И тогда
Им будет легко пережить холода!
*ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, ЗИМУ НАЧИНАЕТ.
*ПРИМЕТЫ:
-Декабрь – ночь года.
- В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
- Синица в небе – зима на дворе.
*ПОГОВОРКА:
- В зимний холод всякий молод.
Прогулка. (Зима, декабрь)
Наблюдение за тем, как вода превращается в лед
Цель:
1.Воспитывать любознательность.
Предложить детям полить горку. Отметить, что если на улице сильный мороз, то вода на горке сразу замерзает и лед становится скользким, можно кататься с горки.
Вынести разноцветную воду в розетках. Замерзшими льдинками украсить горку.
Подвижная игра Карусель.
Цель:
Создать радостное настроение, умение ходить кругом, неразрывая его.
*ХБТ (Предложить расчистить дорожку малышам на участок.)
Цель:
1. Воспитывать любовь к малышам, желание быть полезным.
Игры на санках.
Цель:
Поддерживать у детей хорошее настроение.
Художественное слово:
Гололедица
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто не радуется?
В.Берестов
Декабрь – студенец.
Древнерусское название месяца – лютень, а в народе – студенец, за лютую морозную пору, за длительную стужу.
после Спиридона (25 декабря Спиридон-солнцеворот), хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.
Медведь в берлоге на другой бок повернулся. Говорят в народе, будто с этого дня солнце наряжается в праздничный сарафан, садится в телегу и едет в теплые страны.
Солнце – на лето, зима – на мороз.
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Чем крепче зима, тем скорее весна.
- Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
- В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
Воспитатель: Ребята, а теперь вы подумайте и объясните значение пословиц.
Прогулка. (Зима, январь)
Наблюдение за состоянием погоды.
Цель:
1.Продолжать учить детей характеризовать погоду, развивая речь, мышление.
Как убедиться, что погода ветреная? Определить по вертушке. Что с собой несет ветер? Хорошо играть в ветреную погоду? Почему трудно идти навстречу ветру?
Художественное слово:
Вот подул ветерок,
Завертелся наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Подвижная игра Волк и зайцы.
Цель:
1.Упражнять в беге врассыпную.
2.Развивать умение увертываться.
* ХБТ (предложить детям убрать с участка лишний снег с газона, для утепления деревьев и кустарников).
Пословицы:
ЯНВАРЬ – КРЫША ЗИМЫ
Воспитатель:
В народе называли январь просинцем, за то, что мелкие речки, ручьи иногда промерзают до дна, и вода, выступая на поверхность, лёд впросинь красит. Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается в небе. В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес, - так говорили в народе.
Январь – году начало, зиме середина.
Белее зима – зеленее лето.
Январю – большие морозы, февралю – метели.
Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.
Новый год – к весне поворот.
Январь – весне дедушка.
Как можно объяснить смысл пословиц?
Январь - году начало, зимы середина.
Белее зима – зеленее лето.
Январю – большие морозы, февралю – метели.
Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.
Новый год – к весне поворот.
Январь – весне дедушка.
Прогулка. (Зима, январь)
Продолжить наблюдение за снегом, снежинками.
Цель:
1.Продолжать воспитывать интерес к наблюдаемым объектам.
2. Воспитывать уважение друг к другу, положительное отношение к высказываниям.
Предложить детям снять варежку и поймать снежинку ладошкой. Почему снежинки превращаются в капельку воды (они тают)? Что будет со снегом, если его занести в группу? Снег превратится в воду.
Подвижная игра Догони.
Цель:
1.Продолжать учить детей быстрому бегу, не наталкиваясь.
2.Воспитывать интерес к играм, желание в них играть.
Организовать катание с горки, катание на санках, в снежки.
Цель:
1.Воспитывать интерес ко всем играм.
2.Желание активно принимать в них участие.
ХБТ. Очистить крыльцо от снега.
Цель:
1.Воспитывать трудолюбие.
Художественное слово:
Снег кружится.
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И. конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Снежинка
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая, Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром тающим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
земли касается
Звезда кристальная.
К.Бальмонт
- Ребята, как вы поняли почему стихотворение назвали Снежинка? Как описывает снежинку К.Бальмонт?
Прогулка. (Зима)
Наблюдение за тем, как старшие дети делают горку.
Цель:
1.Развивать речь, мышление, умение общаться со взрослыми, сверстниками.
2.Вызвать у детей желание сделать горку на своем участке.
Как согласовано вместе сгребают снег на горку, придают ей форму (прихлопывая лопаткой, приглаживая руками), как аккуратно делают ступеньки. Для чего делают ступеньки? Поливают? Какая нужна горка (скользкая)?
ХБТ. Очистить крыльцо от снега.
Цель:
1.Воспитывать трудолюбие
2.Бережно относиться к результатам своего труда.
*Художественное слово:
Зима
Я сегодня нарисую
Зиму снежную такую.
Лес, дорога –
Все в снегу.
Черный ворон на стогу.
И заборы, и калитки,
К черной проруби тропинки…
Дым из труб, в снегу дома –
Настоящая зима!
С. Козлов
старик-годовик
Вышел старик-годовик.
Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
В. И. Даль
Ребята, кто может объяснить название рассказа?
- О каких птицах идет в нем речь?
- Какое время года у нас сейчас?
- А кто может вспомнить название месяца?
-Молодцы, вы хорошо отвечали на вопросы.
Прогулка. (Зима, декабрь)
Наблюдение за состоянием погоды.
Цель:
Заметить, что во время движения, никакой мороз не страшен.
Воспитывать любовь к родному краю, интерес к погодным проявлениям.
Развивать речь, умение точно высказывать свои мысли.
Отметить мороз. Как люди ощущают на себе мороз? Почему так говорят: Береги нос в большой мороз.
* Организовать игру Догонялки.
Цель:
1. Воспитывать интерес к зимним играм и забавам.
ДЕКАБРЬ – СТУДЕНЕЦ
Пословицы:
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Чем крепче зима, тем скорее весна.
- Солнце летом греет, зимой – морозит.
- Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
- В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
- Ребята, подумайте и объясните значение этих пословиц.
Древнерусское название месяца – лютень, а в народе – студенец, за лютую морозную пору, за длительную стужу. Вот как говорили о декабре в народе:
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
- Чем крепче зима, тем скорее весна.
Художественное слово:
Леденьё пришло,
Зиму в дом привело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Снег заледенило,
Лёд на речке вымело,
Ребят в санки усадило,
С горки покатило.
ХБТ. Очистить крыльцо от снега.
Цель:
1.Воспитывать трудолюбие
2.Бережно относиться к результатам своего труда.
Прогулка. (Зима, декабрь)
Наблюдение за транспортом.
Цель:
1.Развивать речь, умение вести диалог с взрослыми.
2.Закрепить обобщающее понятие транспорт.
*Какие машины ездят по нашим дорогам? Какую работу они выполняют? Какие правила должны соблюдать? Как должен вести себя шофер?
Подвижные игры Догони, Бегите ко мне.
Цель:
1.Упражнять в беге по сигналу.
*ХБТ (хозяйственно-бытовой труд)
Вынести лопатки.
Цель:
1.Учить детей сгребать снег с участка в снежные валы.
2.Воспитывать трудолюбие, умение трудиться рядом с взрослыми и друзьями.
*Декабрь год кончает - зиму начинает.
ПРИМЕТЫ:
- Декабрь – ночь года.
- Куры на насесте высоко садятся – к сильному морозу.
- Синица в небе – зима на дворе.
ЗАГАДКИ:
Без рук, без ног
Рисовать умеет. ( Мороз)
Гуляет в поле - да не конь,
Летает на воле - да не птица. ( Метель)
*ПОГОВОРКИ:
- Зима не лето, в шубу одета.
- Шубка зимой не шутка.
- В зимний холод всякий молод.
- Береги нос в большой мороз.
- Много снега – много хлеба.
*ПРИМЕТЫ:
- Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
- Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.
* ПДД
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем,
азбукой улиц.
Проспектов, дорог
город дает нам
Все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Прогулка. (Осень, сентябрь)
Наблюдение за ветром.
Цель:
1.Учить детей высказываться, вести с взрослыми диалог.
2.Развивать речь, мышление, наблюдательность.
Как вы узнали, какая погода? Дует в лицо, трудно идти, качаются деревья. Можно узнать по вертушке.
Словарь: Флюгер
*Предложить игры на выбор детям: Мышеловка, Лохматый пес, У медведя во бору.
Цель:
1.Воспитывать стремление активно принимать участие в играх, выбирать понравившуюся, брать на себя ведущие роли.
Художественное слово:
Ветер.
Ветер дул всю ночь,
Шумели
Ели,
Морщилась вода.
Сосны старые скрипели,
Ивы гнулись у пруда.
Выло, дуло, завывало,
А когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было, и нет.
*ХБТ (предложить детям собрать опавшие сухие листья)
Цель:
Воспитывать трудолюбие, умение трудиться рядом с взрослыми и друзьями.
*ПРИМЕТЫ:
- Гром в сентябре предвещает теплую осень.
- Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
- Коли в сентябре журавли на юг пошли – ранняя зима будет.
- Прежде времени лист отпадает – к долгой зиме.
*Пословицы, поговорки:
- Сентябрь холоден да сыт.
- В сентябре всякое семя из колоса плывет.
- В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.
Прогулка. (Зима, январь. Вечерняя прогулка)
Наблюдение за закатом солнца.
Цель:
1.Развивать наблюдательность, желание, стремление наслаждаться увиденным.
Познакомить с названием этого явления, уточнить, когда это бывает. Полюбоваться красотой заката, попробовать найти сходство с чем-нибудь.
*Организовать катание с горки.
Цель:
1.Учить детей соблюдать очередность, осторожность.
2.Воспитывать правильное отношение с девочками, взаимопомощь.
Художественное слово:
Солнце село за селом,
Спят синицы,
Сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес,
Смолкли скрипки, песни, смех…
Сон в страну свою унес
Всех.
Прогулка. (Зима, февраль)
Наблюдение за транспортом.
Цель:
1.Продолжать расширять знания о транспорте, 2.Воспитывать интерес к профессии шофера
шофер.
Что называют транспортом?
Какой вид транспорта вы знаете?
Какие есть правила для машин и для пешеходов?
Как нужно вести себя в общественном транспорте?
Какую работу ещё выполняют машины?
Нужны ли нам машины? Можно без них обойтись?
Организовать катание по ледяной дорожке.
Цель:
1.Учить детей скользить на валенках небольшое
расстояние, сохраняя равновесие
2.Воспитывать осторожное поведение при скольжении.
Словарь:
Автомобиль, грузовик, мотоцикл, велосипед, автобус, троллейбус, трамвай, самолет, пароход, поезд, наземный транспорт, тротуар.
Художественное слово:
Куда в машинах снег везут?
Куда в машинах снег везут?
Наверно, в странах жарких
Его ребятам раздают
На Новый год в подарках.
Получат полные кульки –
И все бегом играть в снежки!
снежки не долетают,
На жарком солнце тают,
И только лужи там и тут…
Куда в машинах снег везут?
*ПРИМЕТЫ:
- В феврале зима с весной встречаются.
- Февраль – время буйных метелей.
- Дым из трубы идёт вниз – к снегу, вверх – к морозу.
- Гром зимой – к сильным ветрам.
Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей и сечень.
Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа прибавляет.
В феврале два друга – мороз и вьюга.
Снег прилипает к деревьям, к теплу.
*ПДД (правила дорожного движения, повторение)
Ребята, давайте вспомним с вами Уроки Сфетофора.
Викторина:
- Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (тротуар)
- Что означают цвета светофора? ( Красный - опасно, желтый – внимание, зелёный – спокойно или: красный – стой, желтый – приготовься, зеленый – иди.)
- В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? ( В левую)
Прогулка. (Осень, октябрь)
Наблюдение за воробьем.
Цель:
1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание им помочь.
Как называют этих птичек? Какого цвета у них оперенье? Какой клюв? Чем любят питаться? Чем можно угостить воробья?
Художественное слово:
Птичьи гнезда опустели,
Птицы к югу улетели,
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей
Подвижная игра Мышеловка.
Цель:
1.Воспитывать интерес к играм, умение играть по правилам.
*Предложить детям подмести крылечко.
Цель:
1.Учить трудиться на общее пользование.
Художественное слово:
-Что невесел, Воробей?
- Мало
Стало лошадей!
Трудно даже Воробью
Прокормить свою семью!
Октябрь
У древних римлян он был восьмым — окто-бер. В новом календаре за ним старое название и осталось.
Опустели поля. Дремлют стада на лугах. Блестит под дождем изумрудная озимь. А на колкой стерне, что осталась от сжатых хлебов, стоят огромные скирды соломы.
Последним цветам радуется природа. Еще можно в поле встретить красные головки клевера и белый венчик ромашки. А в садах и скверах — маргаритки, хризантемы. Если октябрь теплый, то и другие цветы могут появиться. Второй раз зацветают и ива, и сирень, и черемуха.
В щелях, под листьями, в разных укромных местах засыпают бабочки, мухи, букашки, жучки. Исчезают комары. В реках залегают в зимовальные ямы сазаны, сомы, лещи. К омутам уходит плотва, ерши, окуни. С едой стало труднее. Вот и клюют на приманки.
Появляются зимние птицы: красногрудые снегири, хохлатые свиристели. А из леса ближе к людям тянутся синицы.
Художественное слово:
Осень.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета.
Затерялось где-то
Лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил
.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый –
Кленовый.
В.Авдиенко
Прогулка. (Зима, декабрь)
Наблюдение за снегом.
Цель:
1.Развивать умение детей вести диалог.
Почему каждый день идет снег? Вам нравится такая погода? Чем? Чем можно заняться в снегопад?
Художественное слово:
За окном, за окном
Белый снег валит кругом.
Ой, снежок, ой снежок
Словно пух лежит у ног.
Подвижная игра Догони.
Цель:
1.Продолжать учить детей догонять друг друга.
2.Создать радостное настроение.
*Вынести санки.
Цель:
1.Организовать катание девочек на санках.
*Декабрь год кончает - зиму начинает.
ПРИМЕТЫ:
- Декабрь – ночь года.
- Куры на насесте высоко садятся – к сильному морозу.
- Синица в небе – зима на дворе.
Художественное слово:
Декабрь.
В декабре метет поземка,
Мерзнет солнышко в окне.
- Тук-тук-тук!
- Войдите! –
Елка
Вся в снегу пришла ко мне.
Сразу в доме стало тесно,
Жутко, весело, чудесно –
Будто весь огромный лес
Через форточку залез!
Земляничная поляна
Вдруг вошла, полна тумана…
Я один сижу на пне…
Солнце мерзнет долго-долго,
И за мной – темнеет елка
Тишиною в тишине.
С.Козлов
*ХБТ (хозяйственно-бытовой труд)
Вынести лопатки.
Цель:
1.Учить детей сгребать снег с участка в снежные валы.
2.Воспитывать трудолюбие, умение трудиться рядом с взрослыми и друзьями.
Прогулка. (Осень, октябрь)
Наблюдение за птицами.
Цель:
1.Продолжать расширять знания о зимующих и перелетных птицах, их жизни, питании.
2.Воспитывать любовь к птицам, стремление им помочь.
Почему птиц стало на участке больше? Чем они питаются в лесу? Чем у домов во дворах? Чем они едят пищу? Что любят?
Подвижная игра Воробушки и кот.
Цель:
1.Упражнять в быстром беге, реагировать на сигналы.
*ХБТ (Вынести веники).
Цель:
1.Учить ребят подметать веранду.
2.Воспитывать чувство хозяйки, трудолюбие.
*На участке организовать сюжетную игру Столовая.
Цель:
Учить детей из природного материала, снега делать угощения для кукол.
Развивать чувство фантазии, творчества.
Октябрь
У древних римлян он был восьмым — окто-бер. В новом календаре за ним старое название и осталось.
Опустели поля. Дремлют стада на лугах. Блестит под дождем изумрудная озимь. А на колкой стерне, что осталась от сжатых хлебов, стоят огромные скирды соломы.
Последним цветам радуется природа. Еще можно в поле встретить красные головки клевера и белый венчик ромашки. А в садах и скверах — маргаритки, хризантемы. Если октябрь теплый, то и другие цветы могут появиться. Второй раз зацветают и ива, и сирень, и черемуха.
В щелях, под листьями, в разных укромных местах засыпают бабочки, мухи, букашки, жучки. Исчезают комары. В реках залегают в зимовальные ямы сазаны, сомы, лещи. К омутам уходит плотва, ерши, окуни. С едой стало труднее. Вот и клюют на приманки.
Появляются зимние птицы: красногрудые снегири, хохлатые свиристели. А из леса ближе к людям тянутся синицы.
Художественное слово:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А.С. Пушкин.
Прогулка. (Зима, декабрь)
Наблюдение за тем, как старшие дети очищают участок от снега.
Цель:
1.Учить детей трудолюбию на примере старших детей.
Заметить, как дети охотно приступили к работе, каждый работает добросовестно, не мешает другим, не создает конфликтных ситуаций.
* Подвижная игры в снежки, в догонялки, в прятки.
Цель:
1.Воспитывать добрые чувства, хорошее настроение.
Декабрь
Последний месяц года, как и первый, тридцать один день имеет. У римлян в календаре он был десятым — децембер, такое название и сохранил. Ныне он год кончает. Много хороших дел принесет — всему году будет почет.
Декабри, конечно, разные бывают. И теплые, и студеные. Но лучше те, что с морозом и снегом. Лыжи, коньки, санки... Летом такого нет. Хорошо поиграть в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговиков. Декабрь — белый праздник, первый месяц зимы.
Если люди хорошо потрудились, им зимой в теплых домах хорошо.
Рыбы лениво хватают приманку. Глубже прячутся на дно лягушки, жабы, тритоны, личинки стрекоз и комаров.
Тяжело ходят по снегу лоси. У многих отпадают рога, только копытами от врагов и можно отбиваться. А лесные мыши тут как тут, любят отброшенные рога погрызть. Весной у лосей новые рога появятся. Самый короткий день в году — 22 декабря. Только семь часов светит солнце над Москвой. Охотники уверяют, что в конце месяца медведь на другой бок ложится, новый год чует, ворочается во сне.
И мы вспомни минувший год!
Каким для тебя, мамы, папы, бабушки, дедушки был старый год? Каким будет новый? Что ты сделаешь, чтобы он был хорошим? Какой день в году самый короткий? Почему этот зимний месяц называется декабрем, а в народе — студеным?
Приметы:
- Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.
- Холодная зима — жаркое лето.
- Ребята, а как вы думаете, что страшнее для зверей и птиц зимой, холод или голод?
- Как лесные обитатели спасаются зимой от холода?
*Художественное слово:
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
А.С,Пушкин
*ХБТ (Вынести лопатки.)
Цель:
1.Учить детей очищать крылечко от снега.
Прогулка. (Зима, декабрь)
Наблюдение за снегопадом.
Цель:
1.Объяснить детям это понятие.
2. Полюбоваться обилием снежинок.
3. Обратить внимание, что все вокруг в снегу, и дома, и крыши, и деревья, и мы с вами. Увидеть красоту снегопада, желание высказываться.
4. Закрепить знания, характерные поздней осени.
Словарь: Снежинка, снегопад снеговик.
Подвижная игра Пузырь. Ходим кругом друг за другом.
Цель:
1.Воспитывать желание играть в хороводные игры, умение слова согласовывать с движениями.
*ХБТ (Вынести лопатки.)
Цель:
1.Учить детей очищать крылечко от снега.
Художественное слово:
Белые стихи
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Всё вокруг белым-бело:
Снего - снего- снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков!
Прогулка. (Зима)
Наблюдение за прохожими.
Цель:
1.Развивать речь, наблюдательность.
Во что они одеты? Как эта одежда называется? Во что вы одеты? Где эти вещи покупают? Кто их покупает? Расширять знания детей о сезонной одежде, связать с временем года.
Подвижная игра Мышеловка.
Цель:
1.Учить детей считалочкой выбирать кота.
*Игры со снегом.
Цель:
1.Создать радостное настроение.
*ХБТ (Вынести лопатки.)
Цель:
1.Учить детей очищать крылечко от снега.
Прогулка (Весна, май)
Наблюдение за птицами
Цель:
1. Продолжать расширять представление о птицах.
2. Помочь детям выразить свои мысли, впечатления.
3. Развивать речь, логическое мышление, воображение.
Каких птиц Вы знаете? Каких вы видите в лесу? На участках детского сада? Какая вам нравится больше других? Почему? Как птицы размножаются? Зачем откладывают яйца? Кто высиживает яйца? Могут ли яйца в гнезде остаться одни? Почему? Что нужно яйцам, чтобы из них появились птенцы? (тепло). Что делают птицы с появившимися птенцами? Кормят, оберегают, охраняют и защищают. Что с ними произойдет, когда вырастут и начнут летать? Они начинают жить как взрослые, откладывают яйца и выращивают птенцов.
Подвижная игра "Карусель.
Цель:
1. Воспитывать умение сохранять круг при ходьбе, делать большой и маленький круг. Вынести необходимый материал для игры в песочнице.
2. Следить за взаимоотношениями детей.
3. Учить играть длительное время. Отражать жизнь взрослых.
* Май- цветень
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Время звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка. Прибывают последние пернатые странники на места гнездовий.
Желтой глазурью облитая калужница, синие пролески, розовый дурман волчьего лыка, лиловые колокольцы сон-травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черемух и рябин, — все это дало еще одно название маю — травень-цветень.
- Ребята, подумайте и скажите за что май получил название травень-цветень? Вспомните пословицу, объясняющую это название месяца.
* Загадка:
она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет –
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)
* Художественное слово:
Чудеса.
По опушке шла ВЕСНА
Ведра с дождиком несла.
опустилась на пригорке –
опрокинулись ведерки.
Зазвенели капли –
Загалдели цапли.
Испугались муравьи:
Двери заперли свои.
Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло – ЧУ-ДЕ-СА!
В.Степанов
ПРОГУЛКА (Зима, февраль)
Наблюдение за лесом.
Цель:
1.Продолжать расширять знания детей о жизни леса. Вызвать интерес, желание получить больше знаний.
Что мы видели вдалеке? Какие деревья растут в лесу? Кто ещё живёт в лесу? Объяснить, что лес - это сообщество растений и животных, они живут месте и нужны друг другу. Познакомить детей с многоэтажностью растений высокие деревья, пониже, кустарники, травы. На всех этажах обитают животные. Кто питается растениями, листьями, плодами, корой, почками, (заяц, белка, птицы, насекомые). Все животные приспосабливаются к жизни в лесу: легко передвигаются, находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства.
Подвижная игра Мы веселые ребята.
Цель:
1.Создать радостное настроение, умение играть доброжелательно.
*ХБТ (Вынести лопаты для разбрасывания снега в затененных местах.)
Цель:
1. Воспитывать трудолюбие.
* Для игр вынести кукол, посуду.
Цель:
1.Учить детей организовывать различные игры.
2. Воспитывать дружеские отношения.
*ФЕВРАЛЬ – БОКОГРЕЙ
Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей и сечень.
В феврале два друга – мороз и вьюга.
Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Художественное слово:
Пришел месяц – бокогрей,
Бок коровке обогрел,
и коровке, и быку,
И седому старику,
Мороз Морозычу.
Ты, Морозко, не серчай,
Из деревни убегай…
Прогулка. (Лето, август)
Наблюдение за туманом.
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с разновидностями погодных условий, причиной их возникновения.
2. Учить детей положительно воспринимать все предлагаемые наблюдения, активно включаться в разговор.
3. Развивать связную речь.
Вам нравиться на улице? Как это явление называется? (туман). Каким цветом всё стало вокруг? (серое). Почему мы не видим вдалеке? Как образуется туман? (от большой влаги или перепада температуры).
Художественное слово:
"И тумана полоса
Тянется лениво.
Не зелёные леса,
Грустно не красиво".
Подвижная игра "Волк во рву".
Цель:
1.Познакомиться с правилами игры.
2.Упражнять в прыжках в даль.
3.Воспитывать осанку.
Сюжетная игра "Магазин".
Предложить сюжет "овощной отдел". Вместе с детьми приготовить атрибуты, ассортимент из песка, распределить роли, играть длительное время, расширяя сюжет во время игры, вовлекая все большее число детей.
- Ребята, какой сейчас идет месяц года?
А вы знаете, что это месяц назван в честь римского императора – Гая Октавия, у которого было еще одно имя – Август. Август – значит возвеличенный, прославленный богами. В августе начинает холодать. В лесах много грибов и ягод. Это как бы награда всему живому за труд. И людям, и зверям, и птицам. Но больше всего людям. Они и должны с живностью мириться. Отцвела вода. Чище и спокойнее стала. Заметно подросли в реках маленькие рыбки, родившиеся в этом году. Трудяги - муравьи все в заботах о зимовке. А птицы с выросшими птенцами как бы приумолкли. Грустно. Кому улетать на зиму, пора собираться. Август богат на дары, только надо уметь их взять и сохранить.
* А без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Август – густарь, страды государь.
Август вплетает березам в листву первые золотые пряди, раскидывает по полянам белесые облака утренних и вечерних туманов, гонит по перелескам серебристые нити паутины, проливает первые, уже по-осеннему затяжные, дожди.
*Почему в народе говорят:
-Дождливое лето хуже осени.
ПРОГУЛКА (Осень, сентябрь)
Наблюдение за тополем.
Цель:
1.Продолжать учить детей наблюдательности, умению находить сходство и отличие.
2. Воспитывать правильную речь.
Какие деревья вы знаете? Что есть у деревьев? Как называется это дерево? Чем оно отличается от клена и березки?
Словарь: тополь, береза, рябина, сосна, осина, ольха, клен, дуб, ель, ива, лиственница.
Подвижная игра Ловишка.
Цель:
Учить детей увертываться, брать на себя роль ловишки.
Воспитывать смелость, решительность.
* ХБТ (Вынести веники).
Цель:
1.Предложить смести весь мусор с веранды, крылечка и унести. Полюбовался проделанной работой.
Дидактическая игра У какого я дерева
Цель:
1. Закрепить название деревьев на участке, их строение, цвет ствола.
СЕНТЯБРЬ - РУЕН
В старину сентябрь именовали как руен – за жёлтый цвет, господствующий в лесах, ревуном был наречен – за ветряную непогоду, ославлен хмурнем – дни коротки, плотно тучи кроют небо, еще одно древнерусское имя сентября – вересень – месяц первых инеев.
* Приметы:
- Вешний дождь растит, осенний гноит.
- Гром в сентябре предвещает теплую осень.
- Паутина стелется по растениям – к теплу.
- В лесу много рябины – осень будет дождливая.
Художественное слово:
Сентябрь.
В сентябре, в сентябре
Утром травы в серебре,
Как серебряные блюдца,
Блещут лужи на заре.
Сад, как дом пустой распахнут,
Воздух яблоками пахнет.
В тишину вплетена
Паутинок седина.
С.Козлов
Прогулка. (Весна, март)
Наблюдение за состоянием погоды на начало месяца.
Цель:
1. Учить детей, наблюдая природу и погоду видеть ответ на поставленный вопрос.
2. Воспитывать наблюдательность
3. Развивать речь, логическое тление, память.
Снег еще не растаял, особенно в теневых местах. Днем везде вода, бегут ручьи, а к вечеру появляются сосульки, вода в лужах замерзает. Какое время года? Почему снег тает не одинаково. Почему земля не впитывает воду? Почему еще нет листочков на деревьях?
Подвижная игра Лохматый пес.
Цель:
1. Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Увертываться, не поддаваться.
* ХБТ (Организовать уборку на участке: на веранде, а крылечке.)
Цель:
1. Учить детей выбирать место для труда самостоятельно, по желанию.
2. Воспитывать трудолюбие, аккуратность выполнения. Оценить свой труд.
*Для свободной деятельности вынести мелки, двигательный материал
Цель:
1. Поощрять творчество, инициативу.
Март
Когда-то это был первый месяц года, и римляне назвали его в честь Марса. Этот грозный бог был покровителем воинов в боях и походах, приносил им победы. А если не было войн, люди все свои силы направляли на поля: пахали и сеяли. А в кузнях ковали из грозных мечей плуги.
*Художественное слово:
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон! Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Е. А. Баратынский
- Ребята, Какое настроение излучают поэтические строки о весне? Попытайтесь передать своими словами картину весенней природы, описанную поэтом.
ПРОГУЛКА. (Весна, апрель)
Наблюдение за растениями на участке.
Цель:
1. Воспитывать умение оберегать растения на своем участке, при возможности помогать им.
2. Развивать речь, мышление, память, воображение.
Отметить, что они разные. Какие вы узнали? Как они называются. Почему у деревьев и кустарников пока нет листьев? Когда они появятся? Что для этого нужно? Солнце оживит все деревья и кустарники своим светом и теплом. Как помогают люди растениям? Окапывают, удобряют почву, берегут, не ломают ветки, почки.
Подвижная игра Гуси-лебеди.
Цель:
1. Закрепить правила игры, умение действовать только по сигналу.
*Вынести цветные мелки.
Цель:
Продолжать учить детей рисовать на асфальте, проявляя творчество, инициативу.
Поощрять фантазию, юмор.
*Игры по желанию детей.
Цель:
Следить, чтобы более подвижные дети не подавляли инициативу менее активных детей.
*Апрель- водолей.
Солнце, снег и дождь все вперемежку. Непостоянен обманщик-апрель: на дню семь погод
*Художественное слово:
Сияет солнце, воды блещут,
на всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И.Тютчев
* ХБТ (Организовать уборку на участке: на веранде, а крылечке.)
Цель:
1. Учить детей выбирать место для труда самостоятельно, по желанию.
2. Воспитывать трудолюбие, аккуратность выполнения. Оценить свой труд.