Публикации «Организация студии вокального мастерства, как средство коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация студии вокального мастерства, как средство коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Бровкина Ирина Николаевна

«Организация студии вокального мастерства, как средство коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время уровень речевого развития у современных дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка.По этому из-за потребности решения актуальной проблемы детей дошкольного возраста в области речевого развития, возникла идея открытия студии дополнительного образования по вокальному мастерству, так как основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение. Оно является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.В процессе изучения вокала, дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Голосок». Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Голосок» — это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.); слуховые навыки.Свою деятельность в рамках студии дополнительного образования , я осуществляю согласно авторской дополнительной образовательной программе «Голосок».Данная программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.На занятиях мы широко используем дыхательные гимнастики, ритмопластику, речевые игры и упражнения, которые развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами; так же используем театральные игры, что повышает эмоциональность имотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.На основе анализа факторов, влиявших на формирование певческих навыков, в своей работея используюразличные приемы, поддерживающие интерес детей к разучиваемому материалу. Например,игровые распевания, скороговорки, различные упражнения, а также, игровой подход в обучении детей движениям с тем, чтобы сделать процесс учёбы интересным и занимательным.Применение поисковых творческих заданий, вариативность методов и приёмов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности детей повышает интерес к музыке, к её миру чувств, фантазий и побуждает детей играть, импровизировать и находить интересные решения.Так, пение может перейти в инсценирование,проигрывание на музыкальных инструментах знакомых несложных попевок с обязательным их пропеванием помогает в развитии звуковысотного слуха, распевка может стать зачином для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или песенное творчество! Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии.В вокальной студии «Голосок» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на воспитанников, индивидуальный подход, влияние на каждого участника коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (10-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении, так и в сольном. Занятия имеют следующую структуру:1.Распевание. 2.Работа над дыханием. 3. Разучивание и исполнение новых песен. 4. Рече – ритмические игры и упражнения. 5. Исполнение и инсценировка знакомых песен (группой и индивидуально). В своей деятельности, руководителя студии я придерживаюсь основных правил при организации занятий:1. благоприятная эмоциональная атмосфера; 2. занятие должно быть творческим; 3. интерес окружающих к замыслам ребенка, дружеское обсуждение; 4. уважение результатов работы маленького творца. По способу организации педагогического процесса занятия в студии являются интегрированными, т.к. предусматривают тесное взаимодействие музыки, театрализованной деятельности и элементов танца. Всё же основная работа строится на формировании вокальных навыков,которые тесно связаны между собой. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. Чтобы ребята не забывали о певческой установке, как напоминание при неправильной осанке, поем попевку «Сидит дед».Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и лёгким. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Дикция (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Без чёткой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения. Дыхание. Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Это:1.Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч.2.Опора дыхания. Детям объясняем: «Вдохнули воздух и задержали его в животе, «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое время – «надули шарик»). Чистота вокальной интонации Для достижения чистоты интонации в своей работе с детьми я:выбираю песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;даю детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей: систематически повторяю с детьми разученные песни и при этом поем их без инструментального сопровождения;поем не только все вместе, но и небольшими подгруппами и по одному;фальшиво поющим детям уделяю особое внимание: лучше их размещать на занятиях ближе к музыкальному руководителю,так,чтобы слышали чисто поющих детей сзади;транспонирую мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, а постепенно, по полутонам, довожу её до нужного уровня.Ансамбль – стройное слитное пение у детей достигается постепенно. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Самое трудное– развить у ребёнка звуковысотный слух. В реализации этого аспекта использую всем известные музыкально-дидактические игры по принципу «высоко-низко». Так же, формирую умение воспитанников слушать звуки и по-вертикали и по горизонтали, то есть выкладывать на фланелеграфах одновременно ритмический рисунок в сочетании со звуковысотностью. Первая половина года работа в студии направлена наразвитие дыхания, голоса, дикции, артикуляции, чувства ритма, динамики, музыкальной памяти детей, эмоциональности, правильного интонирования мелодии. Этому помогают игры, скороговорки, попевки, различные упражнения. Ребята с удовольствием поют по схемам, придумывают мелодии на заданный текст, ритмические цепочки. Играют на фортепиано, мелодических колокольчиках, металлофонах мелодию знакомых попевок, пропевая их.Во второй половине учебного года больше времени уделяется разучиванию текстов и мелодии песен, постановки их. Воспитанники учат все песни, но к отчетному концерту выбирают те, в которых хотели показать себя, солируя или исполняя полюбившиеся песни хором.В своей деятельности, руководствуюсьрекомендациямиН.А. Ветлугиной, которая отмечает: «Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей».Нетрудно прийти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат. Литература:1). М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» ( Москва, ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2010.)2). С.И. Мерзлякова «Учим петь детей 6-7 лет» .Песни и упражнения для развития голоса. (ООО «ТЦ Сфера»)3). А. Евтодьева: Методическое и практическое пособие «Учимся петь и танцевать, играя!»