Публикации Рабочая программа ДО по вокалу

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа ДО по вокалу
Автор: Проскурякова Екатерина Вячеславовна

СОДЕРЖАНИЕ
  • Пояснительная записка…………………………………………....………….…3
  • Учебно-тематический план программы…………………………………...…..….9
  • Содержание программы ………………….………………………….............…...12
  • Методическое обеспечение программы ………..……………….....………18
  • Список литературы………………………………….……………………………21
  • Приложение……………………………………………………………………….23
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа объединения «IMPERIO» художественной направленности, разработана с учётом интересов и индивидуальных особенностей обучающихся.Данная программа является модифицированной, составлена с использованием материалов программы дополнительного образования «Форум успеха» Мкртычян Анна Владимировна, 2016 г.Отличительная особенность программы – формирование творческой личности. Программа предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей у воспитанников, социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности через обладание практическими умениями и навыками. Особенность программы заключается в использовании дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие творческих способностей. Дистанционные образовательные технологии реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействий обучающихся и педагогических работников.Новизну программы определяет использование ИКТ технологий. Программа адаптирована для реализации в условиях временного ограничения занятий в очной (контактной) форме и включает все необходимые инструменты электронного обучения в дистанционном формате. Новизна так же заключается в том, что программа синтезирует в себе несколько направлений: сценическая речь, вокал и сценическое мастерство. Вводятся элементы хореографии, создаются музыкально-театральные композиции. Обучающиеся познают культуру речи и слова.Программа предусматривает создание образовательной среды, которая позволит обучающимся быть творческой личностью способной к восприятию новизны, умению импровизировать, а также воспитать личностные качества, которые помогут им чувствовать себя раскрепощёнными и свободными, смело владеть ситуацией, к любой проблеме подходить творчески.Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.Актуальность программы обусловлена потребностью семьи ребенка. Образовательная программа «IMPERIO» заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к эстрадной музыке, раскрытии разносторонних способностей.Также творческая деятельность учащихся создает своеобразную эмоционально наполненную среду увлечений обучающихся и педагога, в которых осуществляется инициатива самих воспитанников. Профессиональные навыки певца в данной программе неразрывно связаны с игрой, импровизацией, развитием умения слышать, видеть, чувствовать музыку, выражать эмоции жестами, мимикой, движением, донести смысл, характер произведение до зрителей.Цели и задачи 1 года обучения:Цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей и возможности проявить себя, творчески раскрыться в области эстрадного вокала. Выявление и развитие природных индивидуальных данных воспитанников.Задачи:Обучающие:- обучить профессиональным навыкам вокала;- обучить основам музыкальной грамоты;- обучить навыкам самостоятельного совершенствования и применения полученных знаний и умений в практической деятельности.Развивающие:- развить природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в вокально-эстрадном жанре;- развить познавательную активность и способность к самообразованию- развить профессиональные певческие навыки (устойчивое дыхание на опоре, высокую вокальную позиционное интонирование, ровность звучания, расширении диапазона, дикционные навыки и ясную артикуляцию);Воспитательные:- воспитать патриотизм, любовь к Родине- воспитать серьезное вдумчивое отношение к подбору песенного репертуара.Цели и задачи 2 года обучения:Цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей через певческую деятельность обучающихся.Задачи:Обучающие:- обучить специальным знаниям, необходимых для вокально-исполнительской деятельности;- обучить основам гигиены голоса.Развивающие:- развить творческий потенциал личности воспитанников;- развить творческие способности (фантазию, воображение, эмоциональность, сообразительность, артистизм, инициативность);- развить коммуникативные способности воспитанников через элементарные групповые и индивидуальные тренинги.Воспитательные:- воспитать навыки сценического поведения;- воспитать у обучающихся чувство собственного достоинства.Цели и задачи 3 года обучения:Цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей и развитие музыкально-творческих способностей обучающихся, через навыки эстрадного вокала и применение их в концертной деятельности.Задачи:Обучающие:- обучить принципам сценического поведения;- обучить воспитанников истории Родины и ее певческой культуре.Развивающие:- развить умение контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности;- развить музыкальность (музыкальный слух, память, чувство ритма);Воспитательные:- воспитать способность к сотрудничеству и взаимопониманию в творческой деятельности с другими;- воспитать потребности в общении с музыкой.Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы, от 5 до 17 лет. В объединение воспитанники принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением. Особых условий для поступления в объединение не требуется, достаточно заявления родителя или законного представителя.Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения в неделю 4 часа, в год 144 часа; 2 год обучения в неделю 6 часов, в год 216 часов; 3 год обучения в неделю 8 часов, в год 288 часов. Программа объединения строится по принципу от простого к сложному, учитывает возрастные возможности и творческие способности обучающихся. Учитывая повышенный уровень способностей обучающихся согласно диагностики, педагог имеет право перевести или принять обучающегося на более высокий уровень обучения. В конце каждого года обучения возможна выдача свидетельства об окончании 1, 2, 3 года по программе объединения «IMPERIO». Обучающийся, окончивший курс обучения и имеющий желание продолжить обучение имеет право остаться в объединении.Ожидаемые результаты реализации программы:Обучающиеся 1 года обучения должны:Знать: - гигиену голоса;- строение голосового аппарата;- понятия: диапазон, тесситура, тембр, дикция;- сценическую грамоту, с элементами хореографии.Уметь:- чисто интонировать, петь на дыхании;- развивать гармонический и мелодический слух, эстетический вкус;- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы.Обучающиеся 2 года обучения должны:Знать:- средства музыкальной выразительности;- дирижёрские жесты и следовать им;- навыки работы с микрофоном.Уметь:- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;- петь под фонограмму в группе и соло;- петь под фонограмму в группе и соло.Обучающиеся 3 года обучения должны:Знать:- характер музыкального произведения, его связь с содержанием;- выразительные средства музыки.Уметь:- петь на цепном дыхании;- петь под фонограмму 2-голосные и 3-голосные произведения;- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;- полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух.Основными формами образовательного процесса являются:- практико-ориентированные учебные занятия;- творческие мастерские;- тематические концерты, конкурсы;На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:- индивидуальная (сольная работа);- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработки определенного певческого приема);- групповая (разделении на мини группы для подготовки к концертам и конкурсам, другим мероприятиям);- коллективная (выполнение работы для подготовки к концертам и конкурсам, другим мероприятиям).Формы и сроки проведения контроля и итогов реализации программы.Формами проведения контроля является диагностика и текущий контроль. Диагностика проводится в форме наблюдения педагога за работой обучающегося. Вводная (до 1 октября) и итоговая (до 31 мая) диагностика фиксируется в карте результативности (Приложение №1). Результат определяется по 4 уровням.Минимальный – обучающийся не освоил, т.е. не приобрёл предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений, навыков, не выполнил задач, поставленных перед ним педагогом, и на основании этого остаётся на 1 уровне 1 года обучения или отчисляется.Базовый – обучающийся стабильно занимается, выполняя учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале и переходит из 1 уровня на другой по годам обучения.Повышенный – обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету, не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным знаниям, принимает участие в концертах, в конкурсах, фестивалях.Творческий – обучающийся, выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемым темам, стабильно участвует в конкурсах, фестивалях, занимает призовые места.Способы определения результативности. Отчеты вокального объединения могут проходить как в форме концертного выступления, так и в форме открытого занятия.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ1 год обучения2 год обучения3 год обучения3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫПервый год обучения.1. Вводное занятие. Теория: - Комплектование списков обучающихся.- Формирование личных дел.- Техника безопасности.- Знакомство, организационное занятие.- Формирование целей и задач в новом учебном году.- Составление, обсуждение и плана работы коллектива. - Беседа о хореографическом искусстве, просмотр видео материалов.- Изучение правил охраны труда, противопожарной безопасности, дорожного движения.Практика: - Инструктаж правил по технике безопасности при работе с музыкальной электроаппаратурой.- Составление расписания работы.- Работа с родителями.- Диагностика вокальных данных учащихся с помощью вокально-интонационных упражнений.2. Исполнительское мастерство. Теория: - знакомство с вокальным искусством;- знакомство с голосовым аппаратом.Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков и основы профессионального владения им.- упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения;- возможности голоса, профессиональные сложности, с которыми сталкиваются вокалисты. Голосовой режим, уход за голосовым аппаратом, правильное питание;- основные характеристики голоса (глубина и объём; высота; полётность);- освобождение учащегося от влияния внутренних психологических зажимов, опираясь на воображение, эмоциональность и чувство учащегося;- лекция на тему «Дефекты певческого звука»;- умение контролировать своё пение с помощью слуха, мышц вокального аппарата, вибрационных и эмоциональных ощущений;- лекция на тему «Неумение проводить самоконтроль и его последствия»;- неопределённая высота в момент пения, переход из одной тональности в другую, дыхание среди фразы, горловой «крикливый» звук.Практика: - развитие мышечной рефлекторной памяти на основе упражнений самоконтроля и анализа. Упражнения на релаксацию, воображение;- работа над правильной осанкой, физическое осознание мышц позвоночника, мышечные упражнения на расслабления, для снятия зажимов;- упражнения для правильного диафрагмотическо-межрёберного дыхания. Упражнения для активизации диафрагмы, развития плавного дыхания. Упражнения на внутриглоточную свободу;- упражнения на выполнение самоконтроля с помощью слуховых ощущений;- упражнения на выполнение самоконтроля с помощью мышечных ощущений;- упражнения на выполнение самоконтроля с помощью вибрационных упражнений;- выявление влияния эмоций на формирование певческих навыков учащегося;- практическая работа в виде исполнения композиции, самоанализ выполненной практической работы.3. Постановка голоса.Теория: Выравнивание голоса (тембр), развитие чувства певческой опоры.- ознакомление с понятиями и их значением (опора; полный голос; тембр);- артикуляция внутренняя- мышцы глотки, мягкое нёбо, корень языка. Артикуляция внешняя - губы, нижняя челюсть, кончик языка.Практика: - упражнения на одновременную работу грудного и головного механизмов голосовых связок. Упражнения на выравнивание гласных 2-х 3-х нотах. Связывание нот в интервале секунда на А, Е, И, О, У. Упражнения для выравнивания переходных нот тембрового единства;- упражнения на формирование вокальных гласных и их воздействие на дыхание;- упражнения для развития дикции. Практическая работа.4. Репетиционная работа.Теория: - пение произведений собственного выбора. Репертуар. Этапы репетиционной работы, фрагментальная отработка песни, соединение всех частей песни и его прогон; генеральная репетиция в костюмах; работа над техникой и эмоциональностью исполнения вокала. Отработка характера песни в репетиционном зале и на сцене. Отработка кульминационных частей песни. Практика: - самостоятельный выбор репертуара для демонстрирования владения голосовыми возможностями либо манерой исполнения.Начинается отработка поставленного номера. Целая песня вновь разбивается на куски (части) и над каждой из них идет кропотливая работа.1. Добивается полная ансамблевость, синхронность.2. Идеальное техническое исполнение репертуара.3. Чистота интонирования.5. Работа над содержанием атмосферы, то есть эмоциональный строй песни, манеры исполнения, образы.Отдельные части песни вновь соединяются между собой, повторяются подряд. Оттачиваются связки между ними, чтобы исполнители были заинтересованы в отработке нужно привлечь их в сотворчестве.Второй год обучения.1. Вводное занятие.Теория: - беседа на основе повторения пройденного материала. Гигиена голоса, самостоятельная работа в период летних каникул. - инструктаж правил по технике безопасности при работе с музыкальной электроаппаратурой.Практика: - практическое задание. Исполнение вокальных композиций по выбору учащихся.2. Исполнительское мастерство.Теория: - понятие тембра и его характеристика;- аудио-видео-урок по многообразию музыкальных композиций в технике legato, staccato, nonlegato;- развитие техники дыхания через двигательную активность, экономное расходование дыхания;- работа над звуковыми оттенками, филировка звука;- изменение громкости без изменения качества.Практика: - упражнения на усовершенствование тембра. Его корректировка. Исполнение вокальной композиции;- выработка навыков исполнения звуковеденийlegato, staccato, nonlegato;- упражнения на растяжение межрёберных мышц, для энергичной стимуляции дыхательного аппарата, на ощущение внутреннего пространства, для достижения большего объема грудной клетки в сочетании с возросшей гибкостью межрёберых мышц.3. Постановка голоса.Теория: - развитие кантилены. Кантилена в вокальном исполнении.- лекция на тему: «Диапазон голоса».Практика: - упражнения на акустическую ровность вокальных гласных.- прослушивание вокальных композиций С.Пенкина (4 октавы), LaraFabian (3,5 октавы), ИмаСумак (5 октав).4. Репетиционная работа.Теория: - пение произведений собственного выбора. Репертуар. Этапы репетиционной работы, фрагментальная отработка песни, соединение всех частей песни и его прогон; генеральная репетиция в костюмах; работа над техникой и эмоциональностью исполнения вокала. Отработка характера песни в репетиционном зале и на сцене. Отработка кульминационных частей песни. Практика: - самостоятельный выбор репертуара для демонстрирования владения голосовыми возможностями либо манерой исполнения.Начинается отработка поставленного номера. Целая песня вновь разбивается на куски (части) и над каждой из них идет кропотливая работа.1. Добивается полная ансамблевость, синхронность.2. Идеальное техническое исполнение репертуара.3. Чистота интонирования.5. Работа над содержанием атмосферы, то есть эмоциональный строй песни, манеры исполнения, образы.Отдельные части песни вновь соединяются между собой, повторяются подряд. Оттачиваются связки между ними, чтобы исполнители были заинтересованы в отработке нужно привлечь их в сотворчестве.Третий год обучения.1. Вводное занятие.Теория: - беседа на основе пройденного материала.Практика: - исполнение вокальных композиций;- инструктаж правил по технике безопасности при работе с музыкальной электроаппаратурой.2. Исполнительское мастерство.Теория: - работа над техникой самоконтроля интонационного звучания;- беседа о музыкальных композициях и стилях, используемых в современной эстрадной музыке, а также их направления, разновидности и сочетания.Практика: - исполнение вокальных композиций, самоанализ, выявление ошибок и их исправление.- прослушивание музыкальных композиций, работа, направленная на их анализ:- характер звука- фразировка в разных стилях и жанрах- пение в группе- работа над чувством ансамбля.- исполнение вокальных произведений характерные для разных стилей- Рок джаз, романс и т.д.3. Постановка голоса.Теория: - развитие техники дыхания через двигательную активность, экономное расходование дыхания. - работа над звуковыми оттенками, филировка звука- изменение громкости без изменения качества.- видео-урок по технике «Вибрато».Практика: - упражнения на растяжение межрёберных мышц, для энергичной стимуляции дыхательного аппарата, на ощущение внутреннего пространства, для достижения большего объема грудной клетки в сочетании с возросшей гибкостью межрёберых мышц.- работа над техникой вибрато в голосе с использованием упражнений;- прослушивание вокальных композиций, с ярко выраженным приёмом Вибрато;- исполнение вокальных композиций учащимися, самоанализ исполнения.4. Репетиционная работа.Теория: - пение произведений собственного выбора. Репертуар. Этапы репетиционной работы, фрагментальная отработка песни, соединение всех частей песни и его прогон; генеральная репетиция в костюмах; работа над техникой и эмоциональностью исполнения вокала. Отработка характера песни в репетиционном зале и на сцене. Отработка кульминационных частей песни. Практика: - самостоятельный выбор репертуара для демонстрирования владения голосовыми возможностями либо манерой исполнения.Начинается отработка поставленного номера. Целая песня вновь разбивается на куски (части) и над каждой из них идет кропотливая работа.1. Добивается полная ансамблевость, синхронность.2. Идеальное техническое исполнение репертуара.3. Чистота интонирования.5. Работа над содержанием атмосферы, то есть эмоциональный строй песни, манеры исполнения, образы.Отдельные части песни вновь соединяются между собой, повторяются подряд. Оттачиваются связки между ними, чтобы исполнители были заинтересованы в отработке нужно привлечь их в сотворчестве.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫДанная программа предполагает различные формы проведения занятий. Это занятие-игра, беседа («Элементы творческого самочувствия», «Работа над сценическим образом»), репетиция («Индивидуальные занятия», «Работа над проектом песни»), контрольное занятие, аудиторное занятие, также возможны и такие формы, как концерт, семинар, фестиваль, творческая встреча.Организация деятельности обучающихся на занятиях объединения «Эстрадный вокал» осуществляется через групповую и индивидуальную формы работы.На занятиях объединения применяются наглядные, словесные, практические и частично-поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала. Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия. К практическим методам обучения относятся тренинги, вокально-хоровые упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Частично-поисковые методы позволяют учащимся осуществлять индивидуальный и коллективный поиск, выбор костюмов, освещения и оформления сцены. При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи.Материально- техническое обеспечение.Фортепиано.Музыкальный центр.Звукоусилительнаяаппаратура.Компьютер.Микрофоны.Светильники- 4 штКолонки- 4штУчебные пособия: книги, журналы, видеоматериалы, альбомы фотографий, тематические подборки (художественное слово).При дистанционном обучении используются следующие формы дистанционных образовательных технологий:- видео-занятия, лекции, мастер-классы;- открытые электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки;- сайты по творчеству данного направления;- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;- адресные дистанционные консультации.При организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: ZOOM, Googl Form, Skype. В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают информацию. Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в электронном виде видео и голосовых сообщений.Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы обучающихся (ссылки на мастер-классы, шаблоны, теоретический материал).Дидактические материалыДля обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания применяются: материалы по годам обучения (тематические папки с конспектами открытых занятий, бесед, развивающих игр и упражнений, тестов):
  • Инструкции;
  • Поурочные план;
  • Учебно-методический материал 1-го года обучения;
  • Учебно-методический материал 2-го года обучения;
  • Учебно-методический материал 3-го года обучения;
  • Раздаточный материал: развивающие игры и упражнения, физминутки.Для успешной реализаций программы педагог использует:
  • методическую литературу: «Как научиться петь» Л.Абелян, «Пение в школе» Т.Бейдер, «» Кантарович, «Обучение и воспитание молодого певца» Луканин, «Развитие голоса» Емельянов
  • 2) Дидактический материал: карточки, плакаты, аудиозаписи, видеозаписи.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Список использованной литературы.1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М, 2001.2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 20045. Вопросы вокальной педагогики. – М., 19976. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.7. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.8. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.10. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.11. Усачева Н.П. «Палитра детских голосов» - М., 200612. Огородников А.Б. «Развитие муз.способностей у детей» - М., 2002Список литературы для педагогов.1. Белоброва Е.Н. Техника эстрадного вокала.- М.:20092. Бергер Н.А. Сначала-ритм. Учебно-методическое пособие.-СПб.: Композитор, 20043. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.: КАРО, 20044. Карягина А.В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих.-СПб.: Лань, 20085. Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции.- М.:Профиздат, 20076. Кузьгов Р.Ж. Основы эстрадного вокала.-М.:Павлодар, 20127. Жаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. - М.:Книжкин Дом, 2006Список литературы для обучающихся.1.Назарбаева С.А. «Путь к себе», А «Атамура»2. Битус А., Битус С. Певческая азбука ребёнка.-Минск: ТетраСистемс, 2007.3. Коннова Е.В. Джазовая азбука для начинающих: Учебное пособие, Уфа, Редакционно-издательский отдел республиканского учебно-методического центра по образованию, 2009.4. Пьянков В.Г. Песни и хоры для детей. –М., Владос, 2003.Список литературы для родителей.1. Марченко Л.Ю. Лучшие детские песни о разном: вып.2, изд.2-е., -Ростов н/Д: Феникс, 2009.2. Сафронова О.Л. Распевки: Хрестоматия для вокалистов. 2-е изд., стер. –СПб.: Лань, 2011.3. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.4. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.5. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.6. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.Список использованных интернет ресурсов.
  • (Мкртычян А. В., 2016 г)
  • 6. ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Вводная диагностикаСводная таблица диагностических исследований объединения «IMPERIO»Педагог дополнительного образования: Проскурякова Екатерина ВячеславовнаОценка критериев: низкий уровень – 1-2 балла; средний уровень – 3-4 балла; высокий уровень – 5 баллов.ВСЕГО: 5-9 баллов – минимальный; 10-15 – базовый; 16-24 – повышенный; 25 – творческий.Итоговая диагностикаСводная таблица диагностических исследований объединения «IMPERIO»Педагог дополнительного образования: Проскурякова Екатерина ВячеславовнаОценка критериев: низкий уровень – 1-2 балла; средний уровень – 3-4 балла; высокий уровень – 5 баллов.ВСЕГО: 5-9 баллов – минимальный; 10-15 – базовый; 16-24 – повышенный; 25 – творческий.