Публикации
Методическая разработка: "Творчество при проведении утренней и дневной гимнастики в различных группах ДОУ"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: "Творчество при проведении утренней и дневной гимнастики в различных группах ДОУ"
Автор: Кириллова Зарема Асланбековна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: "Творчество при проведении утренней и дневной гимнастики в различных группах ДОУ"
Автор: Кириллова Зарема Асланбековна
ГБОУ СОШ № 1 ОЦ пгт Смышляевка
СП Детский сад Янтарик
Кириллова Зарема Асланбековна
Воспитатель Первой квалификационной категории
Творчество
при проведении утренней и дневной гимнастики
в различных группах ДОУ
Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы
каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая общую задачу укрепления здоровья, тем не менее ставит и конкретную цель.
Утренняя гимнастика должна создавать у детей хорошее настроение и поднимать мышечный тонус. Она проводится без принуждения. Если помещение небольшое, то гимнастику можно проводить в два захода (с детьми, которые приходят раньше, и с теми, кто подходит лишь ко времени завтрака).
Рекомендуем широко использовать музыкальное сопровождение (пианино, грамзаписи, магнитофонное сопровождение со специально подобранной музыкой). Поднять интерес к гимнастике поможет использование разнообразного спортивного инвентаря (мелкого, крупного, тренажеров).
Содержание утренней гимнастики выбирается в соответствии с возрастом детей, с учетом имеющихся у них двигательных навыков, условий, где она проводится, методической грамотности воспитателей. Важно предусмотреть содержание двигательного режима в течение последующего времени:
оздоровительный бег с комплексом упражнений;
занятия на полосе препятствий, если гимнастика проводится на воздухе и с применением тренажеров в физкультурном зале;
в форме двух-трех подвижных игр;
танцевально-ритмические упражнения.
Необходимо учесть, что если в течение дня детям предстоит серьезная умственная нагрузка, то утренняя гимнастика может носить развлекательный характер; если же в этот день должно состояться занятие спортивной секции, то утренняя гимнастика выполняет роль небольшого подготовительного занятия.
Гимнастика после сна (или воздушные ванны в движении) поднимает настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Настроение детей зависит от их самочувствия, от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которую создает воспитатель. В основе подбора содержания такой гимнастики лежит учет имеющегося у детей двигательного опята и характера предыдущей деятельности.
Например, если в этот день дети занимались спортивной подготовкой, то гимнастика проводится в игровой форме. Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей.
Ходьбу проводим сначала в медленном темпе, используя упражнения для профилактики плоскостопия, затем предлагаем бег, но он значительно короче по длительности (нельзя давать большие нагрузки сразу после пробуждения, кроме того, длительный бег по комнате утомителен для детей. Предпочтительнее организовывать бег как серию подвижных игр или игровых упражнений). Для детей, просыпающихся раньше или позднее других, а также любящих заниматься самостоятельно, готовим комплекс упражнений для выполнения в группе. В содержание воздушных ванн в движении рекомендуем включать:
подвижные игры, хороводные игры с пением;
комплекс профилактической гимнастики;
спортивный ералаш с имеющимся оборудованием;
комплекс ритмической гимнастики.
После дневной гимнастики, согласно рекомендациям врача, проводятся закаливающие процедуры. Помимо специальных видов закаливания необходимо учить детей самостоятельным процедурам. Здесь можно обратиться к методике сухого и влажного обтирания и обширного умывания. Последнее довольно просто. Ребенок должен:
открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать раз, то же проделать левой рукой;
намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать два;
намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать три;
намочить обе ладошки и умыть лицо;
ополоснуть, отжать руки, вытереться насухо.
Понятно, что эта методика больше подходит детям старшего дошкольного возраста, но мытье рук и лица после гимнастики доступно уже со второй младшей группы. Этот прием будет служить не только оздоровлению детей, но и приучению их к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур.
Самое главное, все, что предлагается детям, должно нравиться им.
Чтобы дети не перегружались существуют определенные временные нормы проведения утренней и дневной гимнастики:
2-ая младшая группа: 5-6 минут - утром;
6-7 минут - днем.
Средняя группа:6-8 минут - утром;
8-10 минут - днем.
Старшая группа: 8-10 минут - утром;
10-12 минут - днем.
Подготовительная 10-12 минут - утром;
группа:12-15 минут - днем.
Вывод В конце хочется сказать, что все начинается с детства, именно там истоки успеха или неуспеха человека, его здоровья или нездоровья. Одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Традиционные физкультурные упражнения не всегда дают желаемый результат, потому что они порой скучны и утомительны для детей. Очень важны интегрированные занятия (спортивно-развивающие комплексы), которые частично используются в утренней и дневной гимнастике. Например: Репка, Теремок, Карусель, Чудо-дерево и т.д..
Спортивно-развлекательные развивающие комплексы увлекательны, доступны, предусматривают физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность дошкольника в движении. Большое значение для развития детей имеет и то, что все упражнения в комплексе сопровождаются мелодией, песенкой, стихами или потешками. Они положительно влияют на эмоционально-волевую сторону личности каждого ребенка.
Тематический день здоровья
Программное содержание: Учить детей заботиться о своём здоровье. Формировать у детей интерес к физической культуре и потребности в занятиях физическими упражнениями (в движениях). Получить заряд бодрости и энергии, положительных эмоций и хорошего настроения.
Утро проходит в занимательной и шуточной форме. Детям, прежде, чем они попадут в группу предстоит выполнить различные игровые задания:
под. гр. - пролезть в трубу на четвереньках;
лог. гр. - перешагнуть через пуфы и пройти по ребристой доске;
ср. гр. - пролезть в обруч боком.
Утренняя гимнастика проходит в игровой и танцевальной форме под музыку детских песен в грамзаписи. Прежде, чем попасть в зал, дети выполняют прыжок на батуте (батуты стоят у входа в зал).
После завтрака дети собираются в зале (ср, под., лог. группы). В зале детей встречает король Витаминус
Король На спортивную площадку приглашаю, дети, вас Праздник спорта и здоровья начинаем мы сейчас. На площадку шагом марш!
Дети входят в зал под маршевую музыку. Выстраиваются в три шеренги.
Король Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, взрослые!
Я - король Витаминус сегодня приветствую вас.
Всем, всем Физкульт привет!!!
Я издал указ (разворачивает свиток и читает Всем! Всем! Всем! Большим и маленьким! Очень важно знать:
Детский сад - сказочным Островом Здоровья Сегодня называть!
Все согласны? {дети - да)
Все здоровы? {дети - да)
Бегать и играть готовы? {дети - да)
У нас три команды. Каждая команда имеет своё название и девиз (приветствие)
Дети под. гр.хоромРумяные щёчки
Мы, ребята, точно знаем, Что закалка помогает. И полезны нам всегда:
Солнце, воздух и вода
(выполнение домашнего задания, показ физкультминутки)
Дети лог. гр. хоромКрепыши
Чтоб с болезнями не знаться,
Закаляться нужно нам.
Мы привыкли заниматься
Физкультурой по утрам (выполнение домашнего задания, показ физкультминутки)
Дети ср. гр. хоромСмешарики
Любим мы всегда резвиться,
Любим бегать и скакать.
Упадём и не заплачем,
А запрыгаем опять. (выполнение домашнего задания, показ физкультминутки)
Музыкальный номер(песня, танец, общая пляска и др.
Король Молодцы! Ребята, у меня есть волшебный сундучок. В нём спрятаны сокровища, необходимые для нашего здоровья. Только у меня нет ключа от сундука. Надо бы его достать
Входят два пирата
ПиратыО, сокровища! Мы их так любим! Сундучок наш!
КорольРебята, кто это?
ДетиПираты!
ПиратыПравильно! Смышлёные дети!
КорольЗачем пожаловали на наш Остров Здоровья?
ПиратыКак зачем? За сокровищами, конечно!
КорольТак вы, наверное, за драгоценностями, за золотом, за серебром охотитесь?
ПиратыКонечно! Мы их уже нашли! Вот они в сундуке!
Король На нашем Острове самое главное сокровище - это не деньги, не драгоценности, а что, ребята?
ДетиЗдоровье!
Пираты: А зачем нам здоровье? Нас и так все боятся! Мы сильные! Вот, пожалуйста, посмотрите... (хотят поднять гири и не могут)
Король: Эх вы! На нашем Острове с этим может справиться любой ребёнок, (самый маленький ребёнок поднимает гирю несколько раз. Дети хором считают количество выполненных упражнений)
Пираты, а вы хотите стать такими же сильными, как наши дети? Тогда пойдёмте снами путешествовать по острову в поисках ключей от сундука. Ключи находятся на Острове Здоровья. Вы будете путешествовать по острову, делать остановки, выполнять задания и получать ключи. Когда все ключи будут найдены, вы принесёте их мне. Ключи помогут открыть сундук.
Готовы? Я вам раздаю маршрутную карту с остановками. По ним вы отправляетесь в путь на поиски ключей.
СХЕМА МАРШРУТА
Спортивный зал
Владения короля
Витаминуса
Замок Поляна
Юных Волшебников Витаминов
Долина
Весёлых движений
1. Дети проходят полосу препятствий в зале и направляются к выходу по своим маршрутам. На станциях использовать для дыхания эфирные масла (ароматерапия).
подпрыгнуть до подвешенного мяча (на батуте);
подняться на гору (лазанье по гимнастической стенке);
пройти по мостику (по ребристой доске);
пройти по кочкам (вращающим дискам);
вручение Ключа.
2. Долина Витаминов
короткая беседа о пользе живых витаминов;
дидактическая игра Угадай фрукт и овощь по вкусу с закрытыми глазами;
приготовление свежее выжатого сока из фруктов (апельсинов);
чтение стихов об овощах и фруктах;
отгадывание загадок;
игра малой подвижности Овощи и фрукты. Если воспитатель называет овощи – дети приседают, если фрукты – хлопают в ладоши, подняв руки за головой.
3. Замок Юных волшебников
провести пальчиковую гимнастику;
дети делают ковёр радости, из заранее приготовленных геометрических фигур (цветотерапия). Дети выполняют задание под музыку, в любом положении (стоя, сидя на корточках, лёжа и т.д.)
вручение ключа
4. Поляна Весёлых движений
Отправляемся в поход ходьба обычная (маршем)
Сколько нас открытий ждет! Ходьба, руки за голову
Мы шагаем друг за другом ходьба с высоким подниманием колена
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают - бег, руки в стороны, помахивая
В поле бабочки летают
Раз, два, три, четыре, останавливаются, кружатся
Полетели, закружили
Тишина стоит вокруг. Движения туловищем и руками,
Вышли косари на луг. Имитируя косьбу
Взмах косой туда-сюда,
Делай раз и делай два
Сколько выросло грибов наклоны туловища вперед
У осинок и дубов!
Мы грибочки собираем,
Но колени не сгибаем,
Видим, скачут на опушке прыжки в полуприсяди
Две веселые игрушки,
Прыг- скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
К речке быстрой мы спустились, наклоны,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз – это брасс, круговые вращения руками
Одной, другой - это кроль.разводить руки: вперёд и в стороны
Качаясь на воде, плавали на спине.наклоны туловища в стороны
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутойобычная ходьба
И отправились домой. Игра Покажи отгадку
Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают отгадку, изображают пантомимой, ориентируясь на опорные картинки
Игра Кто последний
Дети стоят по кругу, трём даются в руки кегли. Пока звучит музыка (в грамзаписи), дети быстро передают кегли друг другу. Проигрывают те, у кого в руках остались кегле, когда прекратилась музыка. Проигравшие присаживаются на корточки в кругу.
Игра Так делать нельзя (игра на внимание)
Ведущий, воспитатель, даёт указание: Руки на пояс - делать нельзя!. Затем выполняется серия упражнений совместно с воспитателем. Воспитатель, путая детей, вставляет упражнения руки на пояс. Дети не должны выполнять упражнение, на которое дан запрет. Не внимательные дети выходят из игры.
Получив ключи, дети поднимаются в зал, собирают детали вместе (принцип пазл). Открывают сундук, достают витамины для укрепления здоровья.
Король За праздник наш весёлый я вас всех благодарю. Свой подарок витаминный от души всем вам дарю!
Король Витаминус раздаёт всем детям сок и просит их сесть по-султански (скрестив ноги). Дети закрывают глаза, расслабляются, делают пассы руками над соком, повторяют слова за королём Витаминусом
Король Я хороший, добрый, добрый человек. Всем в группе я желаю здоровья. Пусть все будут здоровыми, красивыми, Бодрыми, милыми, счастливыми!!!
Дети открывают глаза и пьют сок. Уходят в группу.
Прогулка: максимум подвижных игр, спортивных игр.
Вечер: приготовление овощного винегрета (дети самостоятельно нарезают овощи, заправляют маслом, угощаются). Беседа о пользе овощей для организма. Игры малой подвижности в группах.
Одной, другой - это кроль.разводить руки: вперёд и в стороны
Качаясь на воде, плавали на спине.наклоны туловища в стороны
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутойобычная ходьба
И отправились домой. Игра Покажи отгадку
Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают отгадку, изображают пантомимой, ориентируясь на опорные картинки
Игра Кто последний
Дети стоят по кругу, трём даются в руки кегли. Пока звучит музыка (в грамзаписи), дети быстро передают кегли друг другу. Проигрывают те, у кого в руках остались кегле, когда прекратилась музыка. Проигравшие присаживаются на корточки в кругу.
Игра Так делать нельзя (игра на внимание)
Ведущий, воспитатель, даёт указание: Руки на пояс - делать нельзя!. Затем выполняется серия упражнений совместно с воспитателем. Воспитатель, путая детей, вставляет упражнения руки на пояс. Дети не должны выполнять упражнение, на которое дан запрет. Не внимательные дети выходят из игры.
Получив ключи, дети поднимаются в зал, собирают детали вместе (принцип пазл). Открывают сундук, достают витамины для укрепления здоровья.
Король За праздник наш весёлый я вас всех благодарю. Свой подарок витаминный от души всем вам дарю!
Король Витаминус раздаёт всем детям сок и просит их сесть по-султански (скрестив ноги). Дети закрывают глаза, расслабляются, делают пассы руками над соком, повторяют слова за королём Витаминусом
Король Я хороший, добрый, добрый человек. Всем в группе я желаю здоровья. Пусть все будут здоровыми, красивыми, Бодрыми, милыми, счастливыми!!!
Дети открывают глаза и пьют сок. Уходят в группу.
Прогулка: максимум подвижных игр, спортивных игр.
Вечер: приготовление овощного винегрета (дети самостоятельно нарезают овощи, заправляют маслом, угощаются). Беседа о пользе овощей для организма. Игры малой подвижности в группах.
Стихи об овощах
Огурец
Я - огурчик в огороде Свеженький, зелёный. А засолите меня, Стану я солёный.
Свёкла
Свёклу надо для борща И для винегрета. Выросла на грядке я Лучше свёклы нету
Помидор
Я зовусь - помидор. Важный я и сочный, Живот круглый у меня И красные щечки
Лук Я - приправа в каждом блюде, Я - всегда полезен людям Посмотрите, я ваш друг, Я - простой, зелёный лук
Яблоко
Наши яблоки на диво И румяны, и красивы. Наше яблоко одно Весит целых полкило
Морковь
Про морковь рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким
Капуста
Ты, морковка, помолчи, Из капусты варят щи. А какие вкусные Пироги капустные
Груша
Обойдите хоть полсвета, Лучше нашей груши нету. И весы покажут вам: В каждой груше килограмм!
Чеснок
Себе я цену знаю -Это я больных спасаю! Если только захочу
Хворь любую излечу!
Вот на дольки разделюсь
И со всеми поделюсь
КОНСПЕКТ
Физкультурного комплексного занятия
с использованием нетрадиционных методов
для подготовительной группы
Задачи:
Продолжать учить детей быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу. Перестраиваться в два, три звена. Продолжать учить детей ползанию на животе, чередуя руки и ноги. Продолжать учить прыжками на двух ногах (в мешках) в ограниченном пространстве.
Совершенствовать технику основных движений через подвижную игру, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Совершенствовать ритмичность в выполнении упражнений (принцип аэробики).
Развивать умения детей в ловле мяча и бросания его разными способами (от груди, из-за головы, снизу). Развивать координацию движений детей и ориентировку в пространстве. Развивать чувство сопереживания в подвижной игре, желание заниматься физической культурой.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Вызывать у детей эмоциональный настрой; желание играть в эстафеты.
Воспитывать доброжелательные отношения в подвижных играх.
Индивидуальная работа: Курбатов, Галстян.
Предварительная работа: Повторение игр, основных движений, подбор музыкального сопровождения, разучивание речевок для аэробики и разучивание песен.
Материал: Мячи, гимнастические палки, мешки для прыжков, обручи.
Ход занятия:
I часть. Вводная.
Дети строятся в колонну по одному. Построение, перестроение, выполнение команд воспитателя; расчет на первый, второй.
После построения идет по залу.
Ходьба – обычная, змейкой, с заданиями для рук и ног:
На носках (зайчик);
С высоким подниманием колен (петушок);
С вывернутыми стопами вовнутрь (медведь);
Полуприсядя (уточка);
С широко расставленными руками и ногами (пингвин).
Бег – со сменой темпа музыки:
Обычный
Спиной вперед
Обычный
Приставным шагом
Обычная ходьба и построение в три звена.
II часть. Основная.
Комплекс ОРУ Тренаж (ритмическая гимнастика).
Основные виды движений (ОВД):
Подвижная игра Чье звено быстрее соберется.
Игра на бег, ориентировку в пространстве, внимание, быстроту.
Подвижная игра Кого назвали, тот ловит мяч
Ловля и бросание мяча разными способами: из-за головы, от груди, снизу.
Перестроение в два звена.
Эстафета Прыжки в мешках.
Прыжки в мешках до ориентира на двух ногах. Поточно.
Эстафета Проползи и не задень.
Ползание по-пластунски, чередуя руки ноги.
Наблюдать за тем, чтобы дети, проползая под гимнастической палкой, не задевали ее. Проводится поточно. Команда – Раз – два – три – ползи!
Перестроение в колонну по одному.
Ходьба по залу.
Построение в три звена.
III часть. Заключительная.
Упражнения малой подвижности Танцуй сидя.
Релаксация.
Заключительная ходьба по залу.
Построение в колонну по одному.
Итог занятия.
Перестроение по двое.
Речевка:
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься надо нам!
И мы уже сегодня
Сильнее, чем вчера,
Физкульт – ура!
Физкульт – ура!
Физкульт – ура!
Под звуки музыки дети парами уходят из зала.
СП Детский сад Янтарик
Кириллова Зарема Асланбековна
Воспитатель Первой квалификационной категории
Творчество
при проведении утренней и дневной гимнастики
в различных группах ДОУ
Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы
каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая общую задачу укрепления здоровья, тем не менее ставит и конкретную цель.
Утренняя гимнастика должна создавать у детей хорошее настроение и поднимать мышечный тонус. Она проводится без принуждения. Если помещение небольшое, то гимнастику можно проводить в два захода (с детьми, которые приходят раньше, и с теми, кто подходит лишь ко времени завтрака).
Рекомендуем широко использовать музыкальное сопровождение (пианино, грамзаписи, магнитофонное сопровождение со специально подобранной музыкой). Поднять интерес к гимнастике поможет использование разнообразного спортивного инвентаря (мелкого, крупного, тренажеров).
Содержание утренней гимнастики выбирается в соответствии с возрастом детей, с учетом имеющихся у них двигательных навыков, условий, где она проводится, методической грамотности воспитателей. Важно предусмотреть содержание двигательного режима в течение последующего времени:
оздоровительный бег с комплексом упражнений;
занятия на полосе препятствий, если гимнастика проводится на воздухе и с применением тренажеров в физкультурном зале;
в форме двух-трех подвижных игр;
танцевально-ритмические упражнения.
Необходимо учесть, что если в течение дня детям предстоит серьезная умственная нагрузка, то утренняя гимнастика может носить развлекательный характер; если же в этот день должно состояться занятие спортивной секции, то утренняя гимнастика выполняет роль небольшого подготовительного занятия.
Гимнастика после сна (или воздушные ванны в движении) поднимает настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Настроение детей зависит от их самочувствия, от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которую создает воспитатель. В основе подбора содержания такой гимнастики лежит учет имеющегося у детей двигательного опята и характера предыдущей деятельности.
Например, если в этот день дети занимались спортивной подготовкой, то гимнастика проводится в игровой форме. Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей.
Ходьбу проводим сначала в медленном темпе, используя упражнения для профилактики плоскостопия, затем предлагаем бег, но он значительно короче по длительности (нельзя давать большие нагрузки сразу после пробуждения, кроме того, длительный бег по комнате утомителен для детей. Предпочтительнее организовывать бег как серию подвижных игр или игровых упражнений). Для детей, просыпающихся раньше или позднее других, а также любящих заниматься самостоятельно, готовим комплекс упражнений для выполнения в группе. В содержание воздушных ванн в движении рекомендуем включать:
подвижные игры, хороводные игры с пением;
комплекс профилактической гимнастики;
спортивный ералаш с имеющимся оборудованием;
комплекс ритмической гимнастики.
После дневной гимнастики, согласно рекомендациям врача, проводятся закаливающие процедуры. Помимо специальных видов закаливания необходимо учить детей самостоятельным процедурам. Здесь можно обратиться к методике сухого и влажного обтирания и обширного умывания. Последнее довольно просто. Ребенок должен:
открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать раз, то же проделать левой рукой;
намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать два;
намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать три;
намочить обе ладошки и умыть лицо;
ополоснуть, отжать руки, вытереться насухо.
Понятно, что эта методика больше подходит детям старшего дошкольного возраста, но мытье рук и лица после гимнастики доступно уже со второй младшей группы. Этот прием будет служить не только оздоровлению детей, но и приучению их к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур.
Самое главное, все, что предлагается детям, должно нравиться им.
Чтобы дети не перегружались существуют определенные временные нормы проведения утренней и дневной гимнастики:
2-ая младшая группа: 5-6 минут - утром;
6-7 минут - днем.
Средняя группа:6-8 минут - утром;
8-10 минут - днем.
Старшая группа: 8-10 минут - утром;
10-12 минут - днем.
Подготовительная 10-12 минут - утром;
группа:12-15 минут - днем.
Вывод В конце хочется сказать, что все начинается с детства, именно там истоки успеха или неуспеха человека, его здоровья или нездоровья. Одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Традиционные физкультурные упражнения не всегда дают желаемый результат, потому что они порой скучны и утомительны для детей. Очень важны интегрированные занятия (спортивно-развивающие комплексы), которые частично используются в утренней и дневной гимнастике. Например: Репка, Теремок, Карусель, Чудо-дерево и т.д..
Спортивно-развлекательные развивающие комплексы увлекательны, доступны, предусматривают физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность дошкольника в движении. Большое значение для развития детей имеет и то, что все упражнения в комплексе сопровождаются мелодией, песенкой, стихами или потешками. Они положительно влияют на эмоционально-волевую сторону личности каждого ребенка.
Тематический день здоровья
Программное содержание: Учить детей заботиться о своём здоровье. Формировать у детей интерес к физической культуре и потребности в занятиях физическими упражнениями (в движениях). Получить заряд бодрости и энергии, положительных эмоций и хорошего настроения.
Утро проходит в занимательной и шуточной форме. Детям, прежде, чем они попадут в группу предстоит выполнить различные игровые задания:
под. гр. - пролезть в трубу на четвереньках;
лог. гр. - перешагнуть через пуфы и пройти по ребристой доске;
ср. гр. - пролезть в обруч боком.
Утренняя гимнастика проходит в игровой и танцевальной форме под музыку детских песен в грамзаписи. Прежде, чем попасть в зал, дети выполняют прыжок на батуте (батуты стоят у входа в зал).
После завтрака дети собираются в зале (ср, под., лог. группы). В зале детей встречает король Витаминус
Король На спортивную площадку приглашаю, дети, вас Праздник спорта и здоровья начинаем мы сейчас. На площадку шагом марш!
Дети входят в зал под маршевую музыку. Выстраиваются в три шеренги.
Король Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, взрослые!
Я - король Витаминус сегодня приветствую вас.
Всем, всем Физкульт привет!!!
Я издал указ (разворачивает свиток и читает Всем! Всем! Всем! Большим и маленьким! Очень важно знать:
Детский сад - сказочным Островом Здоровья Сегодня называть!
Все согласны? {дети - да)
Все здоровы? {дети - да)
Бегать и играть готовы? {дети - да)
У нас три команды. Каждая команда имеет своё название и девиз (приветствие)
Дети под. гр.хоромРумяные щёчки
Мы, ребята, точно знаем, Что закалка помогает. И полезны нам всегда:
Солнце, воздух и вода
(выполнение домашнего задания, показ физкультминутки)
Дети лог. гр. хоромКрепыши
Чтоб с болезнями не знаться,
Закаляться нужно нам.
Мы привыкли заниматься
Физкультурой по утрам (выполнение домашнего задания, показ физкультминутки)
Дети ср. гр. хоромСмешарики
Любим мы всегда резвиться,
Любим бегать и скакать.
Упадём и не заплачем,
А запрыгаем опять. (выполнение домашнего задания, показ физкультминутки)
Музыкальный номер(песня, танец, общая пляска и др.
Король Молодцы! Ребята, у меня есть волшебный сундучок. В нём спрятаны сокровища, необходимые для нашего здоровья. Только у меня нет ключа от сундука. Надо бы его достать
Входят два пирата
ПиратыО, сокровища! Мы их так любим! Сундучок наш!
КорольРебята, кто это?
ДетиПираты!
ПиратыПравильно! Смышлёные дети!
КорольЗачем пожаловали на наш Остров Здоровья?
ПиратыКак зачем? За сокровищами, конечно!
КорольТак вы, наверное, за драгоценностями, за золотом, за серебром охотитесь?
ПиратыКонечно! Мы их уже нашли! Вот они в сундуке!
Король На нашем Острове самое главное сокровище - это не деньги, не драгоценности, а что, ребята?
ДетиЗдоровье!
Пираты: А зачем нам здоровье? Нас и так все боятся! Мы сильные! Вот, пожалуйста, посмотрите... (хотят поднять гири и не могут)
Король: Эх вы! На нашем Острове с этим может справиться любой ребёнок, (самый маленький ребёнок поднимает гирю несколько раз. Дети хором считают количество выполненных упражнений)
Пираты, а вы хотите стать такими же сильными, как наши дети? Тогда пойдёмте снами путешествовать по острову в поисках ключей от сундука. Ключи находятся на Острове Здоровья. Вы будете путешествовать по острову, делать остановки, выполнять задания и получать ключи. Когда все ключи будут найдены, вы принесёте их мне. Ключи помогут открыть сундук.
Готовы? Я вам раздаю маршрутную карту с остановками. По ним вы отправляетесь в путь на поиски ключей.
СХЕМА МАРШРУТА
Спортивный зал
Владения короля
Витаминуса
Замок Поляна
Юных Волшебников Витаминов
Долина
Весёлых движений
1. Дети проходят полосу препятствий в зале и направляются к выходу по своим маршрутам. На станциях использовать для дыхания эфирные масла (ароматерапия).
подпрыгнуть до подвешенного мяча (на батуте);
подняться на гору (лазанье по гимнастической стенке);
пройти по мостику (по ребристой доске);
пройти по кочкам (вращающим дискам);
вручение Ключа.
2. Долина Витаминов
короткая беседа о пользе живых витаминов;
дидактическая игра Угадай фрукт и овощь по вкусу с закрытыми глазами;
приготовление свежее выжатого сока из фруктов (апельсинов);
чтение стихов об овощах и фруктах;
отгадывание загадок;
игра малой подвижности Овощи и фрукты. Если воспитатель называет овощи – дети приседают, если фрукты – хлопают в ладоши, подняв руки за головой.
3. Замок Юных волшебников
провести пальчиковую гимнастику;
дети делают ковёр радости, из заранее приготовленных геометрических фигур (цветотерапия). Дети выполняют задание под музыку, в любом положении (стоя, сидя на корточках, лёжа и т.д.)
вручение ключа
4. Поляна Весёлых движений
Отправляемся в поход ходьба обычная (маршем)
Сколько нас открытий ждет! Ходьба, руки за голову
Мы шагаем друг за другом ходьба с высоким подниманием колена
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают - бег, руки в стороны, помахивая
В поле бабочки летают
Раз, два, три, четыре, останавливаются, кружатся
Полетели, закружили
Тишина стоит вокруг. Движения туловищем и руками,
Вышли косари на луг. Имитируя косьбу
Взмах косой туда-сюда,
Делай раз и делай два
Сколько выросло грибов наклоны туловища вперед
У осинок и дубов!
Мы грибочки собираем,
Но колени не сгибаем,
Видим, скачут на опушке прыжки в полуприсяди
Две веселые игрушки,
Прыг- скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
К речке быстрой мы спустились, наклоны,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз – это брасс, круговые вращения руками
Одной, другой - это кроль.разводить руки: вперёд и в стороны
Качаясь на воде, плавали на спине.наклоны туловища в стороны
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутойобычная ходьба
И отправились домой. Игра Покажи отгадку
Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают отгадку, изображают пантомимой, ориентируясь на опорные картинки
Игра Кто последний
Дети стоят по кругу, трём даются в руки кегли. Пока звучит музыка (в грамзаписи), дети быстро передают кегли друг другу. Проигрывают те, у кого в руках остались кегле, когда прекратилась музыка. Проигравшие присаживаются на корточки в кругу.
Игра Так делать нельзя (игра на внимание)
Ведущий, воспитатель, даёт указание: Руки на пояс - делать нельзя!. Затем выполняется серия упражнений совместно с воспитателем. Воспитатель, путая детей, вставляет упражнения руки на пояс. Дети не должны выполнять упражнение, на которое дан запрет. Не внимательные дети выходят из игры.
Получив ключи, дети поднимаются в зал, собирают детали вместе (принцип пазл). Открывают сундук, достают витамины для укрепления здоровья.
Король За праздник наш весёлый я вас всех благодарю. Свой подарок витаминный от души всем вам дарю!
Король Витаминус раздаёт всем детям сок и просит их сесть по-султански (скрестив ноги). Дети закрывают глаза, расслабляются, делают пассы руками над соком, повторяют слова за королём Витаминусом
Король Я хороший, добрый, добрый человек. Всем в группе я желаю здоровья. Пусть все будут здоровыми, красивыми, Бодрыми, милыми, счастливыми!!!
Дети открывают глаза и пьют сок. Уходят в группу.
Прогулка: максимум подвижных игр, спортивных игр.
Вечер: приготовление овощного винегрета (дети самостоятельно нарезают овощи, заправляют маслом, угощаются). Беседа о пользе овощей для организма. Игры малой подвижности в группах.
Одной, другой - это кроль.разводить руки: вперёд и в стороны
Качаясь на воде, плавали на спине.наклоны туловища в стороны
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутойобычная ходьба
И отправились домой. Игра Покажи отгадку
Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают отгадку, изображают пантомимой, ориентируясь на опорные картинки
Игра Кто последний
Дети стоят по кругу, трём даются в руки кегли. Пока звучит музыка (в грамзаписи), дети быстро передают кегли друг другу. Проигрывают те, у кого в руках остались кегле, когда прекратилась музыка. Проигравшие присаживаются на корточки в кругу.
Игра Так делать нельзя (игра на внимание)
Ведущий, воспитатель, даёт указание: Руки на пояс - делать нельзя!. Затем выполняется серия упражнений совместно с воспитателем. Воспитатель, путая детей, вставляет упражнения руки на пояс. Дети не должны выполнять упражнение, на которое дан запрет. Не внимательные дети выходят из игры.
Получив ключи, дети поднимаются в зал, собирают детали вместе (принцип пазл). Открывают сундук, достают витамины для укрепления здоровья.
Король За праздник наш весёлый я вас всех благодарю. Свой подарок витаминный от души всем вам дарю!
Король Витаминус раздаёт всем детям сок и просит их сесть по-султански (скрестив ноги). Дети закрывают глаза, расслабляются, делают пассы руками над соком, повторяют слова за королём Витаминусом
Король Я хороший, добрый, добрый человек. Всем в группе я желаю здоровья. Пусть все будут здоровыми, красивыми, Бодрыми, милыми, счастливыми!!!
Дети открывают глаза и пьют сок. Уходят в группу.
Прогулка: максимум подвижных игр, спортивных игр.
Вечер: приготовление овощного винегрета (дети самостоятельно нарезают овощи, заправляют маслом, угощаются). Беседа о пользе овощей для организма. Игры малой подвижности в группах.
Стихи об овощах
Огурец
Я - огурчик в огороде Свеженький, зелёный. А засолите меня, Стану я солёный.
Свёкла
Свёклу надо для борща И для винегрета. Выросла на грядке я Лучше свёклы нету
Помидор
Я зовусь - помидор. Важный я и сочный, Живот круглый у меня И красные щечки
Лук Я - приправа в каждом блюде, Я - всегда полезен людям Посмотрите, я ваш друг, Я - простой, зелёный лук
Яблоко
Наши яблоки на диво И румяны, и красивы. Наше яблоко одно Весит целых полкило
Морковь
Про морковь рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким
Капуста
Ты, морковка, помолчи, Из капусты варят щи. А какие вкусные Пироги капустные
Груша
Обойдите хоть полсвета, Лучше нашей груши нету. И весы покажут вам: В каждой груше килограмм!
Чеснок
Себе я цену знаю -Это я больных спасаю! Если только захочу
Хворь любую излечу!
Вот на дольки разделюсь
И со всеми поделюсь
КОНСПЕКТ
Физкультурного комплексного занятия
с использованием нетрадиционных методов
для подготовительной группы
Задачи:
Продолжать учить детей быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу. Перестраиваться в два, три звена. Продолжать учить детей ползанию на животе, чередуя руки и ноги. Продолжать учить прыжками на двух ногах (в мешках) в ограниченном пространстве.
Совершенствовать технику основных движений через подвижную игру, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Совершенствовать ритмичность в выполнении упражнений (принцип аэробики).
Развивать умения детей в ловле мяча и бросания его разными способами (от груди, из-за головы, снизу). Развивать координацию движений детей и ориентировку в пространстве. Развивать чувство сопереживания в подвижной игре, желание заниматься физической культурой.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Вызывать у детей эмоциональный настрой; желание играть в эстафеты.
Воспитывать доброжелательные отношения в подвижных играх.
Индивидуальная работа: Курбатов, Галстян.
Предварительная работа: Повторение игр, основных движений, подбор музыкального сопровождения, разучивание речевок для аэробики и разучивание песен.
Материал: Мячи, гимнастические палки, мешки для прыжков, обручи.
Ход занятия:
I часть. Вводная.
Дети строятся в колонну по одному. Построение, перестроение, выполнение команд воспитателя; расчет на первый, второй.
После построения идет по залу.
Ходьба – обычная, змейкой, с заданиями для рук и ног:
На носках (зайчик);
С высоким подниманием колен (петушок);
С вывернутыми стопами вовнутрь (медведь);
Полуприсядя (уточка);
С широко расставленными руками и ногами (пингвин).
Бег – со сменой темпа музыки:
Обычный
Спиной вперед
Обычный
Приставным шагом
Обычная ходьба и построение в три звена.
II часть. Основная.
Комплекс ОРУ Тренаж (ритмическая гимнастика).
Основные виды движений (ОВД):
Подвижная игра Чье звено быстрее соберется.
Игра на бег, ориентировку в пространстве, внимание, быстроту.
Подвижная игра Кого назвали, тот ловит мяч
Ловля и бросание мяча разными способами: из-за головы, от груди, снизу.
Перестроение в два звена.
Эстафета Прыжки в мешках.
Прыжки в мешках до ориентира на двух ногах. Поточно.
Эстафета Проползи и не задень.
Ползание по-пластунски, чередуя руки ноги.
Наблюдать за тем, чтобы дети, проползая под гимнастической палкой, не задевали ее. Проводится поточно. Команда – Раз – два – три – ползи!
Перестроение в колонну по одному.
Ходьба по залу.
Построение в три звена.
III часть. Заключительная.
Упражнения малой подвижности Танцуй сидя.
Релаксация.
Заключительная ходьба по залу.
Построение в колонну по одному.
Итог занятия.
Перестроение по двое.
Речевка:
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься надо нам!
И мы уже сегодня
Сильнее, чем вчера,
Физкульт – ура!
Физкульт – ура!
Физкульт – ура!
Под звуки музыки дети парами уходят из зала.