Публикации "Возвращение к истокам. Связь поколений через русское народное творчество"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Возвращение к истокам. Связь поколений через русское народное творчество"
Автор: Коннова Ольга Вячеславовна

Областное государственное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Орбита»Проект«Возвращение к истокам. Связь поколений через русское народное творчество»2020 г.ОГЛАВЛЕНИЕ ПАСПОРТ ПРОЕКТАПлан мероприятий проектана 2020 – 2021 учебный год.План мероприятий проектана 2021 – 2022 учебный год.Приложение 1Областное государственное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Орбита»Программакоррекционного курсапо музыкальному воспитанию и развитию воспитанников детского дома, основанная на музыкально – ритмической деятельности«Весёлые ложкари»Воспитатель:Коннова О.В.1.Пояснительная запискаДанная программа разработана на основании нормативно – правовых документов:1.Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989;2.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;3.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3;  4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «О утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;5.;6.
  • Обоснование актуальности программы.
  • Актуальность программы на сегодняшний день обоснована необходимостью создания условий для реализации федеральных государственных стандартов второго поколения.  Главная идея разработки программы – помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных и физических возможностей, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества.Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.В настоящее время отмечается рост интереса к истории нашего народа, к национальной культуре, обрядам и обычаям, народному искусству. Важнейшей функцией искусства вообще и народного искусства в частности является воспитательная. Обучающие возможности фольклора огромны. Народная культура донесла до наших дней традиции, заключающие в себе мудрость народа — это основа, необходимая в детстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до ребенка нравственные идеалы. Поэтому современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений. Кроме того, народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, музыкальной культуры, эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности, что способствует решению задач музыкального развития. В настоящее время эпоха расставляет свои коррективы, но привлечение в музыкальную педагогическую науку исторического опыта русского культурного наследия, составляет актуальность проблемы работы преподавателя.Новизной и отличительной особенностью программы «Веселые ложкари» является обучение детей игре на ложках, на основе сочетания традиций и новаторства – это два полюса, между которыми развивается пространство культуры.Традиция – это память культуры, присутствие прошлого в настоящем, которое проявляется в преемственности.Новаторство опирается на традицию, требуя бережного отношения к художественному наследию.Любое художественное произведение несёт в себе нечто новое.Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от народных традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого – педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество, обогащение духовной культуры, развитие прочных связей с историей и бытом русского народа.Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.Уровень программы коррекционно-развивающий.1.2 Цель программы.Приобщить воспитанников к русской национальной культуре и обогащение духовной культуры детей через игру на деревянных ложках; удовлетворить особые образовательные потребности детей с ОВЗ средствами музыки.Задачи:Обучающие:
  • Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
  • Обучать основам техники игры на ложках, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
  • Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки при игре на ложках.
  • Закреплять у детей навыки совместной игры.
  • Развивающие:
  • Развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух.
  • Развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к самостоятельному осмысленному музицированию.
  • Развивать чувство ансамбля.
  • Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку.
  • Воспитательные:
  • Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
  • Воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
  • Воспитание сценической культуры поведения.
  • Поддерживать желание играть на инструментах в повседневной жизни.
  • 1.3 Срок реализации программы – 2 года. Форма занятий – групповая. Возраст воспитанников – 7-16 лет. Особенности набора детей: набор детей проводится без предварительного отбора. Группы в ансамбле ложкарей комплектуются с учетом возраста и степени подготовки учеников. Режим занятий.Общее количество часов в год – 33 - 34 часа.Количество часов в неделю – 1 час.Периодичность в неделю – 1 раз.2. Содержание программы:Программа составлена по принципу последовательного практического изучения тематических занятий. Каждое занятие является учебно-практическим, носит игровой характер и включает различные игры, упражнения на развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на ложках. Основная масса времени на занятии посвящается совместной игре, работе над синхронностью исполнения, решением совместных художественно-творческих задач.  2.1 Содержание программы 1-го года обучения:1.Введение в музыкально-инструментальную деятельность в области народного искусства. Вводный инструктаж. (2 часа)Теория: Инструктаж по технике безопасности, по правилам поведения на занятиях. Беседа об истории возникновения деревянных ложек в России и их применении в народной музыке. Выработка умений анализировать музыкальное произведение. Определение жанра и характера произведений.Календарные праздники и обряды.Знакомство с ложками, как музыкальным инструментом. Беседа с детьми о ложках. 2.Формирование исполнительских навыков (13 часов)Теория: Знакомство с инструментом, посадка, опора ног, правильная постановка рук. Изучение приёмов игры, звукоизвлечения 1-ым способом. Изучение музыкальных терминов, понятий. Позиции. Развитие навыков ансамблевой игры. Динамика в музыке. Динамические оттенки и их связь с мелодическим движением и ритмическим рисунком. Словесное и графическое обозначение силы звука и смены динамики. Штрихи. . Пауза и ее значение. Темп как средство передачи образного содержания музыки. Разновидности темпов: Быстрые, медленные, умеренные.Практика: Работа над разнообразием звука (тихо, громко.) Работа над координацией движений, чтобы исполняемые ритмы были синхронными, чёткими. Исполнение простых ритмических рисунков на 2-х ложках с использованием левой руки, ног, туловища. Разбор музыкальных примеров. Динамические оттенки.3. Инструментально-ансамблевая работа (15 часов)Теория: Алгоритм работы над произведением: прослушивание произведения в исполнении концертмейстера; разбор основных средств музыкальной выразительности (темп, ритм, характер, темп); разбор ритмических рисунков. Практика: Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений.4.Развитие творческой активности у детей. Импровизация. (2 часа)Теория: Работа над художественным, эмоциональным, музыкально грамотным исполнением музыкального произведения. Практика: Упражнения на импровизацию, сочинение собственного ритмического рисунка на заданную музыкальную тему. 5.Формирование сценической культуры. (1 час)Теория: Правила поведения на сцене. Работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.Практика: Учатся правильному, синхронному поклону, красивой посадке. Отработка манеры исполнения: манеры сидеть, занимать определенную позу, направление взгляда, движения рук, ног.6.Творческий отчет (1 час)Теория: Правила поведения на концертных площадках.Практика: Исполнение изученных песен.2.2 Перспективный план работы1-й год обученияК концу первого года обучения дети должны: знать: 
  • основные сведения о ложках как о музыкальном инструменте и других шумовых инструментах, историю создания ансамбля ложкарей;
  • выразительные средства музыки, свойства и качества музыкального звука;
  • приемы игры на русских народных инструментах;
  • ритм, метр и размер;
  • терминологию приемов игры: удар, хлопушка;
  • виды и жанры народного творчества;
  • основные правила поведения на сцене во время выступления.
  • уметь:
  • правильно сидеть, держать инструмент;
  • пользоваться основными приемами игры на ложках I способа;
  • исполнять простейшие ритмические рисунки игры на ложках;
  • исполнять некоторые простые произведения в составе ансамбля;
  • слышать ошибки в исполнении игры на ложках и исправлять их;
  • выступать на сцене.
  • Разучиваемые произведения 1-го года обучения:
  • Частушечные наигрыши
  • «Калинка» Русская народная песня.
  • «Ах, вы сени…» Русская народная песня.
  • «Порушка Параня» Русская народная песня.
  • «Барыня» Русская народная песня.
  • «Светлый месяц» Русская народная песня.
  • Военное попурри
  •  2.3 Содержание программы 2-го года обучения:1.Введение в музыкально-инструментальную деятельность в области народного искусства. (2 часа)Теория: Знакомство с программой 2-го года обучения. Беседа о музыке. Инструктаж по технике безопасности, по правилам поведения в учреждении, общественных местах, в коллективе и посадкой в ансамбле. Правила хранения и использования инструментов.Анализ произведения: мелодическая линия, ритмическая структура, фразировка, темп, тембровая окраска, пульсация сильных и слабых долей, нюансировка.Инструктаж по технике безопасности, по правилам поведения на занятиях. 2.Формирование исполнительских навыков (5 часов)Теория: Освоение новых и совершенствование ранее выученных приемов игры на ложках и народных музыкальных инструментах. Дальнейшее изучение музыкальных понятий, терминов.Повторение закреплённых навыков ансамблевой игры сочетание нескольких партий, инструментов. Посадка и постановка рук, ног (сидя-стоя) при игре на 2-х,3-х ложках. Положение корпуса и головы: естественное, не напрягать мышцы лица, шеи, Основные способы и приемы игры на 3-х ложках. Упражнения для координации движений при игре на 2-х-3-х ложках.Практика: Выполнять несложный ритмический рисунок по тексту. Упражнения, построенные на основе наиболее трудно исполняемых фрагментов из пьес, составляющих репертуар. Работа над координацией движений, использование хлопков, ударов, притопов. Игра ритмических колен со счетом вслух. Упражнения на освоение техники исполнения приемов игры на 2-х- 3-х ложках: ритмические упражнения; упражнения для координации движений в ритмических оборотах.3. Инструментально-ансамблевая работа (15 часов)Теория: Алгоритм работы над произведением: прослушивание произведения в исполнении концертмейстера; разбор основных средств музыкальной выразительности (темп, ритм, характер, темп); разбор ритмических рисунков. Освоение средств выразительного исполнения. Игровые ритмоформулы и последовательности движений. Практика: Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений.4.Развитие творческой активности у детей. Импровизация. (2 часа)Теория: Работа над художественным, эмоциональным, музыкально грамотным исполнением музыкального произведения. Работа над выразительным исполнением произведения. Создание музыкальных образов в произведении, активизации слухового, ритмического и зрительного восприятия; развития музыкальной памяти и чувства формы. Практика: Упражнения на импровизацию, сочинение собственного ритмического рисунка на заданную музыкальную тему. Самостоятельно импровизировать музыкального произведения на основе выученных приемов игры; анализировать свои творческие «находки». 5.Формирование сценической культуры. (2 час)Теория: Правила поведения на сцене. Работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.Практика: Работа над манерой исполнения (в зависимости от характера музыкального сопровождения): определенная последовательность взгляда, движения рук, ног, туловища. Навыки ансамблевой игры на сцене. Работа над выходом, поклоном, уходом со сцены. Воспитание ответственности не только за себя, но и за коллектив.6.Работа над репертуаром (7 часов)Теория: Логическое соединение музыкального произведения и движений. Повторение и закрепление навыков игры.Практика: Исполнение более сложных приёмов игры: ритмическое или динамическое изменение. Изучение более сложных приемов игры. Осмысленное эмоционально-выразительное исполнение с элементами танца, песни, «актерской игрой». Подготовка концертных номеров.7.Творческий отчет (1 час)Теория: Правила поведения на концертных площадках.Практика: Исполнение изученных песен.2.4 Перспективный план работы2-ой год обученияК концу второго года обучения дети должны:знать:
  • основные элементы музыкальной грамоты,
  • составы ансамблей русских народных инструментов и звучание отдельных групп инструментов; смешанные и однородные инструментальные составы ансамблей;
  • культуру поведения на сцене во время выступления и за кулисами.
  • уметь:
  • владеть приемами игры на двух, трех, четырех ложках;
  • находить новые приемы игры на ложках, создавать творческие музыкально-инструментальные композиции и танцевальные миниатюры;
  • играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
  • понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле;
  • правильно вести себя во время выступления на сцене.
  • Разучиваемые произведения 2-го года обучения:
  • Частушечные наигрыши
  • «Яблочко» Матросская пляска.
  • «Солдатушки, бравы ребятушки» Русская народная песня.
  • «Я на горку шла» Русская народная песня.
  • «Ой калина, ой малина» Русская народная песня.
  • «Кадриль» Русская народная песня.
  • Современное попурри
  • «От Волги до Енисея» Музыка: И.Матвиенко. Слова: А.Шаганов
  • 2.5 Предполагаемые результаты реализации программы.
  • дети ритмично передают заданный ритм;
  • владеют простейшими приемами игры на ложках;
  • чувствуют и воспроизводят метрическую пульсацию в произведениях;
  • играют в разных темпах, с разной динамикой;
  • играют ритмические рисунки с акцентом и паузой;
  • играют ритмично, чувствуют смену частей, музыкальных фраз;
  • легко непринужденно сочетают игру на ложках с движением;
  • играют в ансамбле соблюдая ритм;
  • своевременно начинают и заканчивают игру в ансамбле;
  • создают творческие музыкально – инструментальные композиции.
  • 2.6 Формой подведения итогов реализации программы являются:-​ отчетные концерты, фольклорные праздники, участие в конкурсных мероприятиях, развлечения и досуги;-​ руководитель, ведёт журнал и расписание, утвержденное администрацией;-​ в конце каждого года подводятся итоги (папка творческого объединения):- мониторинг участия в смотрах, конкурсах, праздничных утренниках, фольклорных фестивалях (журнал учёта работы педагога дополнительного образования, папка творческого коллектива). 3.Методическое обеспечение и условия реализации программы3.1 Методы в достижении результативности:
  • Объяснительно-иллюстративный метод (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
  • Репродуктивный метод (разучивание, закрепление материала).
  • Исследовательский метод (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
  • Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
  • Стилевой подход (нацелен на постепенное формирование осознанного стилевого восприятия вокального произведения; понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений).
  • Творческий метод (используется в данной программе для проявления неповторимости и оригинальности, индивидуальности, инициативности, особенности мышления и фантазии).
  • Системный подход (направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы, допускает взаимодействие одной системы с другими).
  • Метод импровизации и сценического движения (умения держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару).
  • Направления работы:
  • Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)
  • Самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах.
  • Развитие творческих способностей.
  • 3.3 Основные принципы организации деятельности:
  • занимательность
  • сознательность и активность
  • наглядность
  • доступность
  • соответствие содержания возрастным особенностям воспитанников
  • индивидуальный подход к детям
  • Деятельность, положенная в основу данной программы, выполняет несколько функций:развлекательную - создает благоприятную атмосферу, душевную радость, эмоциональный комфорт;коммуникативную - объединяет детей в коллектив и благоприятствует установлению контактов;релаксационную – снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;развивающую – создает условия для личностного развития детей, их мотивации к познанию и творчеству, и активизирует их резервные возможности; способствует развитию музыкально-слуховых представлений, музыкальной памяти, чувства ритма, интонации; воспитывающую – формирует уважение к музыкальному наследию, способствует психотренингу и психокоррекции проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.3.4 Материально – техническая базаДля успешной реализации данной программы созданы следующие материально-технические условия:- учебное помещение, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;- музыкальные инструменты – деревянные ложки, набор элементарных детских шумовых инструментов;- стулья различной высоты, соответствующие росту воспитанников;- аудио- и видеоаппаратура.4.Список литературы
  • Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2009 г.
  • Афанасьев С. Работа с самодеятельным ансамблем ложкарей —
  • М.,1990
  • Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
  • Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2009 г.
  • Веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2020. – 32 с., цв.ил.
  • Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. «Праздник своими руками», - Ярославль 2001 г.
  • Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2009 г.
  • Комарова Т.С. , Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г. - ,2016.,-Детство-Пресс, 2015
  • Мельников «Русский детский фольклор», 1987
  • Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
  • Михайлов В.М. Обучение игре на Русских ложках. Самара 2013
  • Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.
  • Обучение игре на традиционных фольклорных инструментах (русские ложки): учебное пособие по специальности 071301 "Народное художественное творчество» В.М. Михайлов СГАКИ 2007 – 121 с.
  • Пилипенко Л. Азбука ритмов. М.,2000
  • Рытов Д.А.«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.
  • Рытов Д.А. «Искусство игры на ложках» журнал «Музыкальная палитра» №2 – 2001г. стр. 9
  • Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: учебно-методическое пособие / Д.А. Рытов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  • Рякина «Народные праздники», 2002 г.
  • Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.
  • Современный русский народный оркестр. Сост. В. Чунин. М.,1990
  • Срибная Г. «Методика работы с ансамблем ложкарей»: журнал «Дошкольное воспитание» №5 – 1996, - 109 с.
  • Федеральный закон РФ «Об образовании а Российской Федерации» №273 – ФЗ; Новый: вступил в силу: 1 сентября 2013г. статья 64
  • Информационные ресурсы
  •  
  •  
  • Приложение 2Результаты, достигнутые ансамблем «Весёлые ложкари», в 2019 – 2021 году.Руководитель: Коннова Ольга Вячеславовна