Публикации «Условия, необходимые для повышения качества образования и роль учителя физической культуры в данном процессе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Условия, необходимые для повышения качества образования и роль учителя физической культуры в данном процессе»
Автор: Романцова Нина Михайловна

Статья «Условия, необходимые для повышения качества образования и роль учителя физической культуры в данном процессе» Романцова Нина Михайловна,методист Шебекинского межмуниципальногометодический центр ГАОУ ДПО «БелИРОКак гласит Концепция - «Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средстви методов обучения, воспитания и оздоровления. Его содержание направленона развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой. Президент России В. В. Путин так сформулировал задачи, стоящие перед российской школой: это повышение качества и доступности обучения, соответствие программ и методик самым современным требованиям, тесная интеграция с наукой и рынком труда. Их эффективное решение требует новых подходов, активного участия родителей, самих учеников и, конечно, бережного сохранения лучших отечественных традиций в области образования. Важное место качество образования и его повышение занимают в Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, принятых Правительством РФ 09.12.2004 г. А ведь не так давно сам термин «качество образования» в нашей педагогике отсутствовал. Речь шла о проверке и учете знаний учащегося, некоторые пытались подсчитывать степень воспитанности. Сегодня о проблемах именно качественной стороны образования высказываются ученые, политики. Обсуждается само понятие и его показатели. Сегодня общество заинтересованов выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Как же определить качество образования в современной школе? Это вызывало и вызывает много споров, но к концу 2012 года российская педагогическая общественность все-таки договорилась по этому поводу,и определение качества образования есть в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. Там сказано, что это комплексная характеристика, которая определяет, в какой степени подготовка учащихся соответствует федеральным государственным и другим образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Также оценивается и то, в какой степени обучающийся достиг планируемых результатов образовательной программы. Согласно выше процитированного, соответствие знаний обучающихся государственным образовательным стандартам, успешная работа учебного заведения, деятельность каждого педагога - это и есть сегодня понимание качества образования. Несомненно, это соотношение цели и результата, которые отражают уровень знаний, умений, навыков обучающихся, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и те условия, в которых он протекает. Поэтому необходимо обозначить определенные критерии функционирования этих условий. Во-первых, это кадры, которые «решают все», во-вторых, материально-техническая база ОУ, в-третьих, учебно-программное обеспечение и научно-методическая и воспитательная работа. И сегодня очевидна необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса, поиска более эффективных форм, методов, а также средств обучения, внедрения современных педагогических технологий, а, следовательно, и повышения качества образования. Активизация самостоятельной творческой работы обучающихся на уроках под руководством учителя - один из эффективных путей совершенствования учебного процесса. Поэтому на уроке необходимо создавать атмосферу, активизирующую познавательную деятельность обучающихся, которые приводили к повышению качества обучения. Что касается физического воспитания, которое является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе, занимает важное место в подготовке учащихся к жизни,к полезному и общественно полезному труду. Цели школы и учителя взаимосвязаны. Предмет «Физическая культура» имеет особое значениев привитии таких качеств как, укрепление здоровья, приобретение высоких морально-нравственных качеств, силы воли, пропаганды и поощрения здорового образа жизни (ЗОЖ), создание условий для развития практических навыков введения и всё это должно реализоваться через преподавание физкультуры. В связи с этим повышение качества образования уроков физической культуры очень важно. Какова же роль учителя физической культуры в данном процессе?Физическим воспитанием детей призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все - таки особое место, в этом воспитательном процессе отводиться учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на профессиональном уровне помочь обучающимся в повышении мотивации к занятиям физической культурой.По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях – это:- необходимость показывать физические упражнения;- осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);- необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения;- условия, связанные с факторами внешней среды: климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;- санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности, быть хорошим организатором, иметь широкую разностороннюю подготовку, чтобы, на высшем уровне, проводить уроки, организовывать и принимать активное участие во всех спортивно – массовых мероприятиях совместно с детьми (внутри школы и за ее пределами), организовывать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, личным примером пытаться показать обучающимся о необходимости и пользе занятий спортом. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей), умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности. Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний обучающихся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. Деятельность учителя физической культуры всегда связана с решением педагогических задач. Решение педагогической задачи проходит через ряд этапов: анализ педагогической ситуации, выдвижение гипотез о возможных способах решить стоящие перед учителем задачи, прогностическая оценка предполагаемых способов и выбор наиболее подходящего из них для имеющихся условий (педагогической ситуации), реализация принятого решения и текущий анализ информации о ходе его реализации, а при необходимости, и корректировка, после получения результатов - ретроспективный анализ достигнутого результата и сопоставление его с планируемым. Чтобы сформировать умение учителя физической культуры успешно решать педагогические задачи и на уроке, рекомендуется использовать специально разработанную систему самостоятельного психологического анализа урока. Эта система соответствует общим для педагогики и психологии принципам развивающегои воспитывающего обучения и условно делится на три направления:-воспитательное: развитие личности обучающегося, формирование его нравственности, мировоззрения;- методическое: разбор урока (обоснование целей, содержания и организации соответственно уровню подготовленности обучающихся, их интеллектуальному развитию, возрастным и индивидуальным особенностям);-. проблемное, излагающее современный взгляд на урок, т.е. на совместную деятельность в группе с двумя адресатами: обучающимся (что дает ему данный урок в плане развития речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей, индивидуальных и психологических качеств) и учителем (урок является инструментом совершенствования собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, самосознания).При планировании учебного процесса по физическому воспитанию учитель физической культуры использует различные пути повышения его качества это:- включение в содержание уроков физической культуры новых видов, форм, инновационных технологий;- сочетание традиционных и инновационных подходов к организации и проведению занятий по физической культуре;- формирование вариативной части программы по физической культуре, учитывающей индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы обучающихся, а также образовательные возможности школы;- усиление образовательной направленности физической культуры;- построение учебно-воспитательного процесса по физической культуре с учетом педагогических технологий образования;- оснащение образовательного учреждения современными средствами материально-технического обеспечения школьных уроков;- внедрение в систему уроков физической культуры современных информационных образовательных технологий;- формирование и развитие у учителей физической культуры профессиональной компетентности в соответствии с современными достижениями теории практики педагогики и физической культуры;- организация и проведение встреч с выпускниками школы, а также с выдающимися спортсменами;- привлечение обучающихся к внеклассной и внешкольной работе.По ходу урока учитель создает оптимальные условия для реализации целей обучения:- анализирует учебно-практическую деятельность обучающихся; - оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы;- осуществляет текущий контроль.Под условиями понимается подбор эффективных методов, средств, форм и приемов, содержание которых направлено на достижение поставленной цели. Урок предусматривает следующие этапы: - планирование процесса обучения (постановка цели, задач, подбор методов, средств и т.д.);- организация процесса обучения (проведение учебного занятия);- регулирование процесса обучения (предотвращение и устранение возможных проблем, направление деятельности обучающихся в нужное русло и т.д.); - контроль и оценка процесса обучения (проведение проверочных заданий, оценка усвоенных знаний и т.д.); - результат процесса обучения (достижение поставленной цели обучения). Для повышения уровня индивидуальной, технической подготовленности обучающиеся в процессе уроков физкультуры получают теоретические сведения из области физической культуры и спорта. Вместе с учителем обучающиеся анализируют упражнения по фазам, систематизируют элементы физической подготовки. Очень важно понимать, что овладения новыми умениями и двигательными навыками, их совершенствование пройдут успешнее тогда, когда будут базироваться на хорошо усвоенных теоретических знанияхоб основах техники движений, о физиологических закономерностях развитияи деятельности человеческого организма. В конце четверти, полугодия и года применяется система мотивации и поощрения различными способами: высокая оценка по предмету, награждение грамотами и ценными подарками, благодарность родителям, допуск к участию в соревнованиях по различным видам спорта и т.д. Одним из факторов повышения эффективности уроков является творческий подход учителя. Перед современным учителем стоит задача обеспечить высокий уровень активности и мотивации обучающихся на уроках. В развитии интереса к предмету роль заинтересованности велика, особенно в младших классах. Заинтересованность рождает чувство ожидания. А от ее степени зависит и характер внимания учащихся на уроке, его активность, а также критичность ума, творческий подъем обучающихся. Здесь можно отметить такую цепочку логической связи как заинтересованность, которая пробуждает любопытство, любопытство переходит в любознательностьи пробуждает интерес к предмету, что в свою очередь рождает потребностьв глубоком овладении знаниями и ведет к раскрытию и развитию потенциальных задатков и способностей.Результативность работы учителя физической культуры может быть определена по следующим показателям:- устойчивый интерес к предмету;- отсутствие проблем с успеваемостью и дисциплиной;- улучшение состояния здоровья и мотивации к соблюдению здорового образа жизни;- повышения физической работоспособности и роста физической подготовленности;- развитие личностных качеств: настойчивости, целеустремленности, воли;- улучшение качества знаний;-повышение мотивации к обучению.Конечной целью занятий физкультурой является укрепление здоровья учащихся, обеспечение их всестороннего развития, подготовка к жизни. Конечная продукция: знания, двигательные умения и навыки, высокий уровень физической подготовленности, личностные качества учеников - нравственные, эмоционально-волевые, интеллектуальные, эстетические. Собственная методическая работа учителя физической культуры, его активная спортивная жизнь, накопленный позитивный опыт, инновационные технологии помогают рациональной организации физкультурно-оздоровительной системе в школе. Все это в комплексе есть итогом успешной подготовки обучающихся к трудовой деятельности и вместе с другими способами обеспечивает долгую, активную, счастливую и полноценную жизнь. Работа по данным направлениям позволит обеспечить комфортные условия обучения и воспитания подрастающего поколения, станет шагом к реализации национальной образовательной инициативы. Гарантией успешной реализации цели образования, в том числе качество образования, согласно новому федеральному образовательному стандарту (ФГОС) могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. «Преподавание – есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно»