Публикации "Возможности web-сервисов для реализации коммуникативных навыков в учебной среде"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Возможности web-сервисов для реализации коммуникативных навыков в учебной среде"
Автор: Павлова Людмила Валерьевна

«Возможности web-сервисов для реализации коммуникативных навыков в учебной среде»Павлова Людмила Валерьевна, МБОУ « Ярищенская средняя общеобразовательная школа», учительСегодня молодежь не мыслит своей жизни без социальных сетей. Применение языковых возможностей социальных web-сервисов в обучающих целях – актуальное и перспективное направление в педагогике. Для эффективного развития языковых и коммуникативных навыков необходима практика, которая становится доступна благодаря таким популярным web-ресурсам как Instagram, Twitter, Facebook, VK, Google. Языковые обучающие возможности у web-ресурсов разнятся по функциональным возможностям: установлению быстрой обратной связи с учителем, выполнения коммуникативных упражнений. Например, VK «позволяет создавать беседу, в которой будет состоять много человек, например группа иностранного языка».[3]. Каждая социальная сеть или веб-платформа имеет ряд своих особенностей и свой набор инструментов. Для каких целей наиболее целесообразно применять ту или иную социальную сеть в процессе изучения иностранного языка? Проведем обзор возможностей каждой. 1. «ВКонтакте». Согласно статистике 85% пользователей социальной сети «ВКонтакте» – это молодежь от подросткового возраста до 25 лет. Каждый третий участник «ВКонтакте» тратит на посещение социальной сети до тридцати минут свободного времени» [1, с. 174]. «Вконтакте» позволяет создавать беседу, в которой будет состоять много человек, например группа иностранного языка. В данной беседе есть очень полезная функция, которая называется «голосовое сообщение».[5].Высокий уровень взаимодействия, понятность интерфейса социальной сети «ВКонтакте» позволяют сэкономить время, сводя этап адаптации обучающихся и преподавателя до минимума. Мультимедийность коммуникативного пространства позволяет активно использовать в виртуальной учебной группе, так же, как и на личной странице аудио- и видеоматериалов, интерактивных приложений, внося разнообразие в процесс обучения. Сообщества, потенциально подходящие для изучения немецкого языка в сети «Вконтакте»: , , , , ,  (auch Video, Musik, Humor), , , , . 2. Facebook. «В образовании Facebook давно используется как площадка обсуждений. В сообществах Facebook обучающиеся эффективно выдвигают свои идеи, ведут онлайн-обсуждения, работают в сотрудничестве, а также позволяет преподавателю оставаться на связи с коллегами: они делятся наработками и опытом проведения занятий с использованием новых методик». [6]. Педагогу как организатору сообщества в социальной сети предлагается инновационный способ рефлексии и корректировки образовательного процесса с целью устранения возникающих затруднений. Такой важный навык, присущий поликультурной личности, как сетевой этикет, развивается у обучающихся в ходе обучения и модерируется учителем как на занятии, так и в режиме онлайн вне занятия. Под руководством учителя обучающиеся достаточно быстро начинают чувствовать себя коллегами, готовыми выручить друг друга, общаются на темы, входящие в содержание курса, оказывают помощь друг другу в освоении и закреплении материала. Среди сообществ для изучения немецкого языка в Facebook можно выделить следующие: , , , , , . 3. Interpals. Особенным видом социальных сетей являются языковые социальные сети, которые позволяют изучать иностранный язык самостоятельно, например Interpals. С Interpals обучающиеся могут моментально применить на практике то, что узнали от учителя. В сообществе Interpals зарегистрировано более 1 млн. пользователей. После регистрации учащийся может найти себе друзей, с которыми в дальнейшем будет общаться и улучшать свои языковые навыки. Общаясь в виртуальной реальности, обучающийся использует свои речевые навыки, устанавливает дружеские контакты и изучает таким образом культуру другой страны.4. Skype. В настоящее время Skype-технологии активно используются в обучении иностранным языкам. «Skype» является вспомогательным техническим средством обучения в образовательном процессе, предоставляющим возможность внедриться в среду общения. Использование Skype-технологий позволяет пополнить словарный запас активной и пассивной лексикой современного иностранного языка, развить умения диалогического общения, повысить эффективность изучения иностранного языка» [2].
  • Instagram. Функции социальной сети Инстаграм достаточно ограничены, так как весь сервис предлагает лишь обмен видео и фотографиями. Тем не менее, положительные аспекты применения социальных сетей в образовательных целях:
  • 1. «Комфортная и привычная для школьников среда. Интерфейс, способы коммуникации, организация и содержание контента изучены школьником и полностью понятны ему, что объясняется длительным опытом использования. Нет необходимости обучать школьника работе в сети» [8].2. «Широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия, разнообразие форм коммуникации. Форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы. Кроме того, в социальной сети легче обмениваться интересными и полезными ссылками на другие ресурсы. Существенным плюсом использования социальных сетей в образовательном процессе является социальная доступность учителей в вопросах осуществления общения» [8].3. Возможность фильтрации поступающей информации. Активность участников прослеживается через ленту новостей [7].В процессе обучения немецкому языку по методике сотрудничества посредством соцсети Instagram можно предложить обучающимся небольшие по объему упражнения и спустя время делать систематичный опрос или короткий тест на проверку лексического навыка. В процессе организации урока с использованием сети Instagram в языковых обучающих целях возможно использование следующих сообществ: ,, deutschonline, deutscheworter, deutsch.mit, englishwithmusic.
  • Twitter. (от англ. twit, twitter - «щебетать», «болтать») – интернет сайт, представляющий собой систему микроблогов, позволяющий пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, службы мгновенных сообщений или сторонние программы-клиенты.
  • Микроблоггинг (англ.: micro-blogging) – это «форма блоггинга, которая позволяет писать и публиковать короткие заметки. Любое сообщение может быть доступно пользователям микроблога для просмотра и комментариев в чатовом режиме. Сообщения могут быть переданы через различные каналы, включая остальные блоги, веб-сайты, мобильные телефоны, электронную почту и т.д.» [4]. При рассмотрении номенклатуры умений, развиваемых на основе сервиса «Твиттер», следует отметить ряд умений письменной речи. При обучении немецкому языку можно использовать такие странички как , ,  in Twitter. Кроме того в пространстве Интернет существуют специализированные немецкоязычные социальные сети: , , , и социальные сети DAF: ,  und sonstige empfohlene , , , ,  .Социальные сети эффективны для развития речевой коммуникационной способности учеников, а также усиления мотивации учеников к изучению иностранных языков как средства общения в соцсетях. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Бердутина Р.Н. Изучение иностранного языка в процессе сотрудничества / Р.Н. Бердугина // В сборнике: Теория и практика иноязычного обучения в военных образовательных организациях высшего образования Росгвардии. Сборник материалов Межвузовского научно-практического семинара. Под общей редакцией Т.Г. Шарухиной.– Санкт-Петербург.– 2020.– С. 69-71.
  • Кайгородцева Т.О. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка / Т.О. Кайгородцева // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Под редакцией Л.П. Полянской.– 2018.– С. 167-169.
  • Щербакова, И. В. Социальная сеть Вконтакте при обучении лексике и грамматике немецкого языка / И. В. Щербакова, М. В. Тимашова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 2(31). – С. 317-321.
  • Кречетова Т.А. Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в средней школе / Т.А. Кречетова // В сборнике: Новые технологии в образовании. Сборник научных статей. Научный редакцией О.В. Алдакимова.– Москва, 2018.– С. 12-15.
  • Ширяева Ю.А. применение современных технологий в организации сотрудничества учащихся при обучении иностранному языку / Ю.А. Ширяева // В сборнике: Модели и методы повышения эффективности инновационных исследований. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Отв. редактор Сукиасян Асатур Альбертович.– 2020.– С. 41-44.
  • Boyd, D. M. Social network sites: Definition, history, and scholarship [Web resource] / D.M. Boyd, N.B. Ellison // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007 - № 13(1). - URL:
  • How То Use Facebook For Social Learning. [Электронный ресурс] - Режим доступа: lecturefb.html
  • Jaschik Scott. Online Social Networking on Campus. [Электронный ресурс] - Режим доступа: