Публикации Клиповое мышление как проблема современного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Клиповое мышление как проблема современного образования
Автор: Валерий Александрович Валуйский

Клиповое мышление как проблема современного образованияСигаева И.В., учитель технологии МБОУ СОШ №50 г. БелгородаВалуйский В.А., учитель технологии МБОУ СОШ №50 г. Белгорода В последнее время в различных публикациях, интервью поднимаются вопросы, связанные с современным образованием. Звучат претензии к программам, методикам, квалификации и подготовке учителей. Часто претензии обоснованные, усталость и выгорание возрастных учителей, слабая подготовка молодых, многие из которых поступали в педагогические ВУЗы руководствуясь не желанием работать в школе, а желанием получить хоть какое-то высшее образование, все это есть. Но ведь образование – это дорога с двухсторонним движением, одни учат, а другие учатся. А между тем ни в одной программе или публикации не пытаются разобраться, что же собой представляют современные дети, чем они отличаются от сверстников прошлых лет, какие у них особенности психики, памяти, моторики, развития речи. Между тем, все чаще в разговорах воспитателей, учителей и даже иной раз родителей утверждается, что современные дети стали другими, и именно поэтому многие вещи доступные и понятные еще их родителям категорически непонятны им. Помимо, этого все отмечают изменившееся поведение детей, все чаще встречаются отклонения, вызванные как проблемами со здоровьем, так и простой неспособностью соблюдать социальные нормы и нормы поведения. Чем вызваны подобные проблемы? И что значит «другие дети»? Можно конкретизировать претензии учителей и родителей? И выяснить почему же учителя способные подготовить выпускников 15 лет назад, теперь с этим не справляются, а дети и родители все чаще прибегают к помощи репетиторов, все тех же учителей, но работающих уже в индивидуальном порядке. В своем рассказе мы будем, в основном, ссылаться на книгу Манфреда Шпитцера, врача – психиатра, руководителя психиатрической клиникой университета города Ульм (Германия). В его книге систематизированы наблюдения и исследования последних лет. Все эксперименты и исследования проводились в странах Западной Европы, Северной Америки, Южной Кореи и Японии, т.е. это так называемые развитые страны. Однако, простое наблюдение даже в течении короткого времени позволяет подтвердить применимость сделанных Шпитцером выводов к российским школьникам. Коротко, чтобы было понятно причем тут врач- психиатр, Манфред Шпитцер занимается более 20 лет изучением изменений, которые происходят в головном мозге человека в процессе обучения, а также разработкой методик, с помощью которых результаты этих исследований могут быть использованы в деятельности дошкольных детских учреждений, школ и университетов. Итак, о чем идет речь? Первые проблемы, связанные с образованием молодых людей и детей обратили на себя внимание еще в 90-х годах прошлого столетия. Помимо бессвязанности в восприятии действительности, наблюдатели отмечали функциональную безграмотность, т.е. неспособность понимать прочитанное, если объем текста превышает хотя бы страницу. Кроме этого высказывались предположения, что у обладателей клипового мышления не формируются некоторые когнитивные способности, в частности способность к анализу, обобщению, выделению частностей.Сегодня термин «клиповое мышление» прочно вошел в лексикон учителей и школьных психологов. Клиповое мышление работает по тем же принципам, что и видео клипы, то есть человек воспринимает окружающую его действительность как последовательность никак не связанных между собой явлений, но не как однородную структуру, которая подразумевает под собой связь всех частиц. Клиповое мышление называют глобальным изменением человеческой природы и огромной проблемой современного поколения. Обладателей такого типа мышления называют «людьми экрана», в отличии от обладателей понятийного мышления способных глубоко и вдумчиво обрабатывать информацию и называемых «людьми книги». Приведем некоторые результаты этого исследования. И заодно развеем некоторые существующие в этой области мифы об особых способностях молодых людей в области цифровых технологий и возможности обучения посредством компьютера и интернета. Миф 1. У молодежи большие способности к поиску информации в интернете, превосходящие таковые у старшего поколения. На самом деле молодым людям трудно оценить значение различных источников; зачастую они не могут отличить хорошие, авторитетные источники (например, научные исследования) от плохих источников (высказанное мнение). Они оценивают качество источников «поверхностно, если вообще оценивают» и фактически «не в состоянии и к тому же не желают давать оценку источникам информации». Именно потому, что Сеть позволяет задавать прямые вопросы вместо того, чтобы посредством умелого логического комбинирования ключевых слов ограничить область поиска, она не может способствовать оптимизации поиска информации. А поскольку молодые люди не знают, как именно информация может быть организована и какова логика взаимных связей между различными сведениями, — что важно, а что нет, — они и не могут по-настоящему хорошо проводить поиск в Сети. Чтобы найти информацию, надо обладать солидным базовым образованием, и в первую очередь в той области, в которой проводится поиск. Тот, кто в какой-то области еще ничего не знает, не станет умнее и с помощью Google. Напротив, тот, кто уже обладает солидными знаниями, может с помощью Google или других источников легко найти самые новые, подробные и ключевые крохи информации, которых не хватало для достижения какой-то цели. Имеющееся базовое знание играет роль фильтра, который позволяет из пятидесяти или пятисот тысяч успешных результатов поиска в базе данных поисковой машины выбрать важные, ведущие к цели. В общем-то, это позволяет опровергнуть уверенность детей и ряда родителей, что есть ненужные предметы и сведения, т.к. по их мнению, в интернете можно все найти. Иначе говоря, да Google все знает про теорему Пифагора, но если вы про нее не знаете, то он вам ничего и не расскажет. Миф 2. Современная молодежь более общительна, они имеют множество друзей по всему миру. На самом деле, интенсивное использование виртуальных социальных сетей не только сокращает число реальных дружеских контактов, но и снижает уровень социальных навыков человека; отвечающие за это участки головного мозга уменьшаются в размерах. Следствие — нарастание стресса и все большая утрата самоконтроля; возникают серьезные препятствия для полноценной жизни в коллективе. К этому добавляются очень простые и закономерные эффекты — за счет постоянного информационного воздействия юные пользователи Интернета приобретают деструктивные наклонности и вредные, если не сказать опасные, привычки: многие компьютерные игры провоцируют рискованное поведение за рулем автомобиля; сцены неумеренного потребления алкоголя в кинофильмах поощряют к пьянству в реальной жизни, а фильмы с самоубийствами приводят к действительному росту числа суицидов (синдром Вертера). Во всяком случае наши дедушки и бабушки, родители и учителя термина «социализация» не знали и озабоченны этим не были. Сейчас все это мы наблюдаем в школе у современных детей. Миф 3. Способность молодежи делать несколько дел одновременно приводит к повышению эффективности их труда, и более высокой работоспособности. Для обозначения одновременного выполнения многих задач утвердилось новое выражение Multitasking: многозадачность (многозадачный режим), и даже появился соответствующий глагол. Многозадачность, то есть одновременное выполнение нескольких видов деятельности, поначалу не была связана исключительно с цифровыми СМИиК, но уже тогда вызывала удивление. В реальности все исследования показывают снижение эффективности труда и увеличение времени необходимого для выполнения задания. (Отсюда жалобы родителей и детей на большие домашние задания и огромное время необходимое для его выполнения. По факту, чаще всего дети, отвлекаясь, не способны сосредоточится и выполнить задание, соответственно тратят больше времени и больше устают.). Т.е. люди, пропагандирующие многозадачность как благо сознательно или неосознанно, должны заранее принимать в расчет сниженную производительность своего умственного труда, чтобы во всей полноте наслаждаться своим когнитивным стилем, даже если он явно неэффективен. В этом случае люди, постоянно выполняющие несколько дел одновременно, активно культивируют у себя два качества — поверхностность и неэффективность. Мнение, что можно хорошо перепрыгивать от задачи к задаче и что это необходимо для эффективной переработки информации, результаты тестов полностью опровергают. Как бы то ни было многозадачность — не то, к чему надо приучать молодое поколение. Гораздо более важный навык, которому следует научиться каждому, — умение сосредотачиваться на главном. Как это выглядит в современной школе: нынешние российские старшеклассники в массе своей способны удерживать внимание на протяжении лишь 15-20 минут , а это норма средней и старшей группы детского сада. Миф 4. Цифровые средства информации и коммуникации дарят нам дополнительные силы и время для более полноценной и насыщенной жизни. На самом деле, они крадут у нас сон и делают нас зависимыми. Они наносят вред нашей памяти и развитию мышления, а потому для использования в сфере образования непригодны. Тот, кто обсуждает новые знания в реальной группе из трех человек, запоминает материал лучше, чем тот, кто обсуждает это с помощью онлайн-конференции. Социальные сети препятствуют нашим контактам в реальной жизни и провоцируют страхи и депрессии. Тотальное использование Интернета, как правило, отрицательно влияет на наши навыки целенаправленного поиска информации и на способность к самоконтролю. Миф 5. Наличие гаджетов и сети интернет позволяет организовать обучение без участия человека-учителя более эффективно, т.к. в интернете можно найти любую информацию, по любому вопросу, ни один учитель столько не знает. На самом деле имеющиеся исследования показывают, что восприятие речи живого человека и человека в «телевизоре» очень отличается. И то, что пытался донести человек-учитель понимается и запоминается лучше, чем урок того же человека, но просмотренный на экране. Феномен цифрового слабоумия означает не только то, что сегодняшние молодые люди становятся все более забывчивыми (на это впервые указали корейские ученые еще в 2007 г.). В старшей школе учителя уже не рассчитывают на умение детей конспектировать, они по несколько раз повторяют тему урока, важные определения принципы, иначе ничего записано не будет. Просто потому что дети не способны запомнить фразу. В гораздо большей степени речь идет о снижении умственной работоспособности, утрате навыков мышления и способности к критической оценке фактов, неумении ориентироваться в потоках информации, практически полной утрате некоторых когнитивных способностей, например, способности к анализу информации, умению обобщать и выделять частности. Пользование компьютером в раннем дошкольном возрасте может приводить к нарушению внимания, а в старшем дошкольном возрасте — к затруднениям при чтении. В силу того, что простые процессы научения имеют решающее влияние на последующие более высокие умственные результаты: то тот, кто на низшем уровне не проложил ясных, резко очерченных и отчетливых следов в своей памяти, тому на более высоких уровнях трудно дается абстрактное мышление, потому что входящая информация к высшим уровням приходит от простых уровней. Это сказывается на развитии речи в первую очередь. Современные подростки имеют очень маленький словарный запас, не соответствующий их возрасту, кроме того имеющийся словарный запас почти не содержит абстрактных понятий. Поэтому в старших классах речь учителя становится просто непонятной для ученика. В школьном возрасте у подростков, постоянно пользующихся компьютером, наблюдается растущая социальная изоляция. Помимо, этого происходят серьезные изменения в психоэмоциональной сфере. Глубина и сила переживания детьми и подростками таких чувств, как сопереживание, эмпатия, любовь, жалость и ряда других постоянно снижаются, все ниже и хуже способность к самоконтролю. Отсюда проблемы с поведением у внешне совершенно нормальных и здоровых детей, отсюда же преступления подростков. которые поражают своей жестокостью и не мотивированностью. Отсюда легкость с какой дети попадают в деструктивные группы, таких как «Синие киты». В условиях школы особое место должен занять предмет «технология», но не в современном понятии достаточно теоритезированного курса, а учебного предмета, где ребенок работает руками. Одна треть нашего головного мозга отвечает за то, как наше тело совершает различные движения, то есть за то, что мы в нашем мире совершаем поступки: активно вмешиваемся, а не только пассивно принимаем информацию к сведению. Само понятие «схватывать суть» подразумевает участие в процессе рук. Пальцы так хорошо подходят для счета не потому, что они такие гибкие: в противоположность другим приматам, которые с их помощью ходят или лазают, руки человека благодаря прямо хождению высвободились и получили новую роль — роль точного инструмента для исследования окружающего мира. Это предполагает интенсивную тренировку тонкой моторики в детстве. Руки играют важную роль не только при изучении отдельных конкретных предметов, но и в процессе приобретения общих знаний (семантическая память) и даже при обработке абстрактных понятий, таких как числа. Тому, кто хочет, чтобы его дети стали математиками или специалистами в информационных технологиях, следует в детских садах поощрять пальчиковые игры и рукоделие, а не ноутбуки. А тому, кто мечтает, чтобы дети читали книги, следовало бы выступать в пользу карандашей, а не клавиатуры при обучении письму. Использованные источники и ссылки: