Публикации Применение современных образовательных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение современных образовательных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Автор: Борзунова Екатерина Валерьевна

Применениесовременных образовательных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – главная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного развития ребёнка. Дошкольное детство является периодом интенсивного развития организма и повышенной его чувствительности к влиянию различных сфер среды. Сохранение здоровья детей – главная задача, стоящая перед дошкольными учреждениями. Только совместная работапедагогови медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый результат. Вот почему,музыкальноеразвитие подрастающего поколения является одно из средств физического развития.Музыкальноеразвитие очень важно для любого ребёнка. Воспринимаемая слуховым рецептороммузыка, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющие традиционныемузыкальныезанятия с оздоровительными мероприятиями. С помощью здоровьесберегающихтехнологий повышаются адаптационные возможности детского организма: активизации защитных свойств и устойчивость к заболеваниям. Применение этихтехнологий соответствуют ФГОСДО, в воспитательном – образовательном процессе.
Работамузыкального руководителяв дошкольном образовательном учреждении насовременном этапе, наполняется новым содержанием - растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Содержание образования усложняется, акцентируя вниманиепедагоговна развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально–волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходя активные методы обучения и воспитания. Новые подходы кмузыкальному воспитанию требуют использования современных педагогических технологий развития дошкольника.
Педагогическая технология – это инструмент, позволяющийпедагогу,музыкальному руководителю, эффективно решать задачи своейпрофессиональной деятельности поэтому, цель моей работы – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.
Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческойдеятельности, происходит намузыкальныхзанятиях в детском саду. Для того, чтобы решить эту задачу, мноюиспользуютсяв работе новые программы итехнологии.
Изменение жизни диктуетсовременным педагогамнеобходимость выбирать более эффективные средства развития и воспитания детей на основесовременныхметодов и новых интегрированныхтехнологий.
Музыкальныезанятия в детском саду занимают особое место в ряду всех остальных.
Передо мной стоят вопросы, как сделать, чтобы занятия стали насыщенней, интересней и давали детям возможность активного участия. По этому, нормоймузыкальнойжизни в детском саду становятся интегрированные занятия.
Цель этого вида занятий - дать дошкольникам представление о различных видах искусства:музыки живописи, театра, хореографии, поэзии.
Выразительными особенностями их художественных средств, своим оригинальным языком передать мысли, настроения в различных видах художественнойдеятельности детей.
С появлением авторских программ помузыкальному воспитанию –Элементарное музицирование, Т. Г. Тютюнниковой,Музыкальные шедеврыО. П. Радыновой, .СинтезТ. Г. Рубан, К. В. Тарасовой и других, появилась возможность разнообразить способы, средства познания детьмимузыкального искусства, а через него и окружающий мир, и самого себя. В разделах помузыкальномувоспитанию применяюсовременные образовательные технологии.
Современные образовательные технологии.
-Здоровьесберегающиетехнологии;
-Технологии проектной деятельности;
-Технология исследовательской деятельности;
-Информационно – коммуникативныетехнологии;
-Личностно – ориентированныетехнологии;
-Технологиипортфолио дошкольника и воспитателя;
- Игроваятехнология;
-ТехнологияТризи др.
(выделенныетехнологии - применяю в своей педагогической деятельности.
Например: в разделе Слушаниемузыки использую элементы программыМузыкальные шедевры, О. П. Радыновой.
Репертуар этой программы может бытьиспользован с любым выбранным педагогом сюжетом, игрой или сказкой. Автор собрала все образцымузыкальной классикишедеврыпотому и программа получила своё название –Музыкальные шедевры.
(рекомендована Министерствам образования РФ)
В своей работе объединила метод интеграции с элементом проектирования и применила этот метод в разделеСлушаниемузыки.Используюна НОД для детей старшего дошкольного возраста. Метод эффективен, когда работа проводится в системе. Элемент проектирования дает ребенку возможность синтезировать полученные знания и умения, позволяет ребенку познавать окружающий мир и себя через исследования и эксперимент. Примером может служить определениемузыкальных жанров. Ставится задача перед детьми: К какомумузыкальномужанру относится этомузыкальное произведение? Эта задача решается с ответов на 3 вопроса -Что мы знаем?(знаем три жанраПесня,Танец,Марш)
-Что мы не знаем?(могут ли жанры сливаться песня-танец, песня-марш, марш-танец)
-Как можем узнать?дети предлагают способы решения. Например: можно ли петь и маршировать, или петь и танцевать, возможно ли танцевать и маршировать и. т. д
Музыкадля ребёнка – мир радостных переживаний, которая помогает развивать эмоциональную отзывчивость.
В разделе Пениеиспользуюметодическое и практическое пособие –Учимся петь, С. И. Мерзляковой (соответствует ФГОСДО).
В своей работе обязательно применяю здоровьесберегающиетехнологии, обеспечиваю социально – психологическое благополучие детей
Не сложные, веселые волеологические песенки позитивно влияют на настрой детей перед НОД, улучшают эмоциональный климат на занятии. Упражнения на дыхание улучшают дикцию: укрепляют мышцы гортани, улучшают общее состояние организма.
Работая с детьми надмузыкально– ритмическими движениями можноиспользоватьэлементы программы Бурениной –Ритмическая мозаика. Это направление позволяетвидетьмузыку, развивать стремление в движении, передавать её характер. Форма вариативная игровая(технология сотрудничества: ребёнок – взрослый). В такой работе с детьми я вижу цель - развить эмоциональную отзывчивость.
Обучая детей игре намузыкальных инструментах,используюразработки программыЭлементарное музицирование, Т. Е. Тютюнниковой.
Здесьиспользуетсяметодика австрийского композитора Карла Орфа
В ней открывается для ребят удивительный мир звуков;музыка дождя и ветра, разговор сосулек и восход солнца. Всё это удивительно просто можно изобразить любыми предметами. Ребёнок можетиспользоватьшуршащую бумагу или деревянные палочки, кубики и многое другое. Цель – развивать самостоятельную творческую фантазию, интерес к окружающему миру, желание импровизировать, творческое начало личности.
Игра на детскихмузыкальных инструментах, развивает у детей чувство метра, ритма, координацию движений, умение играть в ансамбле.
Используются технологии проектной деятельности - повествовательная.
Дети передают свои впечатления вмузыкальных формах(игра на инструментах).
Театральнаядеятельность. В этом видемузыкальной деятельности я использую технологию программы С. И. МеркуловойВолшебный мир театра. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода(музыкаи изобразительное искусство).
Цель – развитие сценического творчества детей. Спектакль на художественно - речевой основе. В основе программы лежиттехнологияхудожественно – творческого развития, и поисковойдеятельности ребёнка.
Активноиспользуюво всех возрастных группах игровыетехнологиидля развития мышления.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в игре с предметами и игрушками. Образное мышление – необходимо ребенку для умения сравнивать и играть:Кого встретил колобок?,Кто в домике живет?,Звенящие колокольчики,Подберимузыкуи др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения, сопоставлять. Развиваю образное и логическое мышление сиспользованиемдидактических игровыхтехнологий, где развиваются и творческие способности ребенка.Использованиеигровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление, воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазии. Таким образом, игровыетехнологиитесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением егодеятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушатьмузыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают ииспользуют в речи специальную музыкальную терминологию(в пределах своего возраста.)
Инновационные методики итехнологии, которые яиспользую в своей работе, ориентированы на полноценное развитие ребёнка как личность, благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим.