Публикации Физиологическое развитие и психологические особенности ребенка на уроке физической культуры в школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Физиологическое развитие и психологические особенности ребенка на уроке физической культуры в школе
Автор: Бахтанов Сергей Сергеевич

Об учете физических нагрузок
на уроке физической культуры в школе
Автор: Бвхтанов С.С.,
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №11 г.Тамбова
Физиологическое развитие и психологические особенности, отличают подходы к методам преподавания физической культуры для школьников разного возраста и оказывают существенное влияние на организацию учебного процесса, методику обучения и, как правило, нормирование нагрузок. Хочется остановиться на некоторых возрастных особенностях учащихся, которые следует учитывать на уроках физкультуры, которые предполагают гармоничное развитие личности ребенка.
Содействие гармоничному физическому развитию, воспитание основных физических качеств должны брать свое начало в младшей школе. Однако выполнение упражнений для развития физических качеств, требует достаточно точной дозировки физических нагрузок и обязательного контроля за реакцией организма. Одна из целей обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений должны быть оптимальными. Если затраты энергии и число повторений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточного пробуждения физиологических функций. Если же затраты энергии, число повторений и продолжительность выполнения упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие перегрузок детского организма, в связи с истощением запасов энергии, а также, нервных механизмов регуляции движений.
Проблема адаптации ребенка при больших физиологических нагрузках представляет не только теоретический, но и практический интерес, так как связь между состоянием ученика и задаваемой нагрузкой – один из важных моментов планирования урока.При этом сам факт величины нагрузки является нерешающим, главное – степень ее соответствия возрасту ребенка и уровню его подготовленности. Физическое перенапряжение развивается в тех случаях, когда тренировочная нагрузка превышает функциональные возможности организма. Нагрузки выше оптимального уровня становятся чрезмерными и являются причиной возникновения различных патологических изменений в организме от перенапряжения как физического, так и эмоционального. Нельзя не видеть, педагогическое воздействие направлено на изменение физического потенциала ребенка или подростка, то есть на биологическую сторону существования его организма. Поэтому каждый учитель должен разработать для себя систему контроля, которая в итоге, поможет обеспечить наблюдение за изменением физического состояния ученика, а также оптимально спланировать и провести педагогический процесс повышения выносливости к нагрузкам, позволяющим развивать тренированность организма ребенка в целом (и физическую и эмоциональную).
Насколько же важно соблюдение нормирования нагрузок на уроках физической культуры в школе? И когда уроки физической культуры будут нести оздоровительное значение?
Естественно ни у кого не возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков. Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные составляющие, определяющие состояние и развитие организма. Существует три позиции распределения физической нагрузки, приемлемых для развития функциональных возможностей организма школьников с разными возрастными особенностями:
1. Деление физических нагрузок по отдельным физиологическим показателям, в частности по частоте сердечных сокращений, потреблению кислорода, легочной вентиляции и др;
2. Количества интенсивности физической нагрузки в зависимости от максимальной скорости передвижения;
3. Подходов к оценке интенсивности нагрузки, исходя из максимальных энергетических возможностей организма.
При выборе норм нагрузок, каждый учитель старается учитывать пять составляющих:
длительность упражнения;
интенсивность;
время, отведенное для отдыха между упражнениями;
содержание отдыха;
количество повторений упражнения.
К настоящему времени накапливается все больше данных о том, что физические качества учащихся следует как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе. Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста. Для обоснования этого была изучена возрастная картина вегетативных реакций и ряда биомеханических параметров работы при выполнении нагрузок разной интенсивности.
Было выявлено, что от 7-8 до 9-10 лет выносливость повышается только к нагрузкам, выполняемым в режиме аэробного энергообеспечения, т.е. к таким, предельная продолжительность которых более 2,5 минут.
С 5 по 8 классы (10 - 14 лет) рост и развитие детей происходят неравномерно. Особенно бурные морфологические и функциональные изменения во всех системах организма протекают с началом полового созревания. Общее явление, присуще всем детям в этот период - это увеличение скорости роста длины тела, которая может достигать 10 см. в год. Изменяются также, хотя и не в равной степени, все костные и мышечные размеры тела.
В связи с тем, что после 12 лет сопротивление мышц растягиванию значительно увеличивается, в этом возрасте нужно повышенное внимание уделять развитию гибкости.
В 15 - 17 лет практически завершается морфофункциональное созревание организма, но продолжается развитие костно-мышечного и связочного аппарата: отвердение костей ног, рук, позвоночника еще не закончено, поэтому следует избегать чрезмерных нагрузок, упражняясь с тяжестями. У старшеклассников еще не окончено развитие нервной регуляции работы сердца. Слишком большие эпизодические нагрузки могут привести к неблагоприятным последствиям.
Для девушек этого возраста характерно увеличение массы тела. Причем сила возрастает в меньшей степени, чем масса тела. Этим обусловлено падение у девушек относительной силы, в результате чего им труднее, чем юношам, справляться с упражнениями, выполнение которых требует преодоления собственного веса.
Из выше сказанного, многообразие отличительных черт, своеобразие каждого учащегося не значат, что эффективна лишь индивидуальная работа со школьниками. Учитель должен основываться на типовых характеристиках учеников, т.е. выделять признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на группы по полу, внутри этих групп - по подготовленности, а опытные учителя и внутри этих групп выделяют школьников, которые требуют к себе иного подхода. Это может касаться ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми.
Идеальным вариантом стало бы проведение тестирование УФЗ в конце каждой учебной четверти, с тем, чтобы на основании полученных результатов корректировать индивидуальные физические нагрузки и состав групп.