Публикации Терапевтические сказки как средство формирования успешной социализации младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Терапевтические сказки как средство формирования успешной социализации младших школьников
Автор: Роскошная Алла Николаевна

Терапевтические сказки как средство формирования успешной социализации младших школьниковСказка лечит, сказка греет, сказка учит житьНародная мудростьРассказывание историй — древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям. Известный психолог и психотерапевт Дорис Бретт писала: «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно» [2]. Сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Использование сказки в терапевтическом смысле это психологический метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром через социализацию. Несмотря на то, что изучению сказки уделяли внимание многие теоретики и практики социально-педагогического процесса, такие как З.Фрейд, Э.Эриксон, Э.Фромм, А. Маслоу, Э.Гидденс, М.Вебер, Г.Зиммель, К.Роджерс и другие, разработанность данной темы явно недостаточна. Среди исследователей, занимающихся практическими разработками методов сказкотерапии, особо выделяются И.В. Вачков доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии МГППУ, А.В. Гнездилов доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, О.В. Хухлаева доктор психологических наук, О.Е. Хухлаев профессор кафедры МГППУ, кандидат психологических наук, Л.Д Короткова кандидат педагогических наук, Л.М. Ткач доктор философии в области психологии, практикующий психолого – консультант.В применении терапевтической сказкотерапии немного ограничений. Так, например, у нее практически нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное – отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» детьми, что особенно важно в условиях интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социокультурную среду школы. Она остается одним из самых доступных средств для развития. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка, так как способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных и эмоциональных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Концепция терапевтических сказок основана на идеях социальных ценностей. В символической форме сказка содержит информацию о социальной роли индивида и его социальном поведении, формирует представление о социальных ролях, нормах, статусах. Благодаря этому терапевтическая сказка выполняет коррекционные функции и способствует нормализации социальных жизненных доминант, социализации личности в обществе. Интенсивный эмоциональный резонанс, вызываемый текстами терапевтических сказок, создает особые возможности при коммуникации. Учитывая важность сказки в формировании социального поведения человека, она служит мощным источником мягкого влияния на поведение ребенка. Это понимается как «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Терапевтические сказки обладают высокой эффективностью за счет отсутствия в сказках нравоучений, четких персонификаций, образности и метафоричности языка изложения, психологической защищенности и наличие тайны и волшебства. Сказка является одной из форм, посредством которой происходит социализация личности на разных возрастных этапах. Систематическое использование сказок способствует запуску механизма построения и воздействия оперирующих с потребностями, интересами, ценностями, мотивациями, установками, нормами поведения. Терапевтической сказка является прекрасным средством установления контакта с любым ребенком. Тем самым она снимает напряжение со взрослого, переживающего о том, «как начать». «Привет, сейчас я расскажу тебе интересную историю»,— такое знакомство сразу переводит общение в плоскость сотрудничества с детьми, уничтожая монолог, ведет к диалогу. Для детей, в свою очередь, взрослый сразу становитесь фигурой, которую он может легко «вставить» в свою картину мира — «тем, кто рассказывает сказки». К тому же терапевтическая сказка является богатейшим материалом для процессуальной диагностики психологических трудностей детей. Их поведение во время чтения сказки, характер рисунка по тематике сказки, выбранный сюжет, специфика обсуждения сказки — все это дает информацию об актуальном психологическом состоянии ребенка, помогает выявить уровень социализации [9]. Терапевтическая сказка имеет собственную ценность. С одной стороны, это предоставление ребенку различных вариантов преодоления жизненных трудностей и разрешения конфликтов. С другой стороны, длительная планомерная работа, к примеру, во внеурочной деятельности, со сказками приводит к формированию у ребенка «механизма самопомощи». Дело в том, что систематическое предъявление детям терапевтических сказочных метафор, даже не всегда соответствующих реальным проблемам ребенка, приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху». Процесс сказкотерапии не ограничивается грамотным подбором или сочинением сказок. Психокоррекционные терапевтические сказки конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование, арт-терапия [11]. Это технология и как всякая технология она имеет свои особенности реализации. Для повышения эффективности терапевтической работы необходимо соответствие сказкотерапевтических методик всем функциональным особенностям применения данного метода. Организация работы строится по триаде «рассказ-рисунок-драматизация». Л.Д.Короткова разработала определенную структуру работы с терапевтическими сказками, которая наиболее эффективно раскрывает возможности работы с детьми [8]:
  • Ритуал «входа» в сказку. Это способствует создать настрой на совместную работу. Используются коллективные упражнения, совершаются «сплачивающие» действия».
  • Повторение. Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. При этом необходимо уточнить использовали ли дети новый опыт на практике, какие результаты получили.
  • Расширение. Представление новой сказки, предложение помощи персонажу из сказки.
  • Закрепление. Способствует закреплению полученного опыта, проявлению качеств ребенка. На этом этапе проводятся игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения.
  • Интеграция. Помогает связать новый опыт с реальной жизнью. На данном этапе вместе с детьми обсуждается и анализируется в каких ситуациях можно применить полученный опыт.
  • Резюмирование. Обобщение приобретенного опыта с уже имеющимся. Подводится итог с четким проговариванием последовательности происходившего на занятии, отмечаются заслуги детей, подчеркивается значимость приобретенного опыта.
  • Ритуал «выход из сказки». Способствует закреплению нового опыта, подготавливает к взаимодействию в привычной среде. Повторение ритуала «входа» с дополнением.
  • В своей работе я часто использую терапевтические сказки следующей направленности: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Сказка про ежика [10]; Негативные чувства (ревность, обида и пр.), связанные с рождением младшей сестры (брата). Сказка Маленький гном, Сказка о песике по имени Тобик [10]; Компульсивность, застенчивость, трудности в общении со сверстниками. Серии историй про Энни [2]; Страх темноты. Сказка про Чебурашку [3]; Сказка для хвастунов. Котенок Матросенок [1]; Навязчивые детские вопросы. Зайчик-Почемучка [3]; Позитивное восприятие жизни. Сказка Кусачая киска [10] и многие другие.Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души, социализироваться в среде.Литература
  • Гнездилов В.А. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина [Электронный ресурс] / В.А.Гнездилов // Режим доступа: . narod.ru/
  • Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…». Психотерапевтические истории для детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
  • Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет [Текст] / Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с.
  • Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко. Игры в сказкотерапии [Текст] / Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко – СПб.: Речь, 2006.-208 с.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.:Речь, 2010. – 176с.
  • Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В.Киселева. – СПб.: Речь, 2008. – с.39
  • Короткова Л.Д. «Сказкотерапия в школе» Методические рекомендации. [Текст] / Л.Д. Короткова – М.:ЦГЛ, 2006. – 87 с.
  • Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] / Д.Б.Кудзилов, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2003. – с.15
  • Лабиринт души: Терапевтические сказки [Текст] / Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева В.Е. – 6-е изд. – М. Академический Проект, 2008.- 91с.
  • Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д.Ю.Соколов. – М.: Эксмо-пресс; 2005. – с.36
  • Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем [Текст] / Р.М.Ткач – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – с.11