Публикации Личностно ориентированные технологии как путь к развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Личностно ориентированные технологии как путь к развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Автор: Безкоровайная Ольга Николаевна

Личностно ориентированные технологии как путь к развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№10 имени Сергея Ивановича Холодова станицы Новощербиновской Щербиновского района Краснодарского края Безкоровайная Ольга НиколаевнаШкола – это мир юности, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Критический период детского творчества наступает в школьные годы. Следовательно, именно в это время как никогда нужна ребёнку помощь педагога, чтобы преодолеть кризис и обрести возможность для самореализации. Главное стратегическое направление развития школы - решение проблемы личностно ориентированного образования, так как перед коллективом оставлена задача - заменить традиционную парадигму образования «учитель учебник - ученик» на новую парадигму «ученик - учебник - учитель». Это, в свою очередь, требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который бы в максимальной мере учитывал особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей. В этом плане наиболее приемлемыми следует признать технологии, основанные на личностно ориентированном обучении. В условиях личностно ориентированного обучения учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.В рамках личностно ориентированных технологий как самостоятельные выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, которым в своей педагогической практике я отдаю предпочтение. Да и как иначе? Именно эти технологии отличаются гуманистической сущностью, они «исповедают» идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы.Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Е.Н.Ильина, В.А.Сухомлинского, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.Значение разработки данной проблемы в наше время определяется тем, что в современной дидактике наметился отход от воспитания конформистских личностей, не имеющих собственных убеждений, не умеющих отстаивать своё мнение, безразличных к творческой деятельности.Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидной. Обратим своё внимание на известное в культурологии положение: ни один выдающийся человек не был конформистом. Все великие люди (независимо от их профессиональной деятельности) были критическими личностями: они всегда имели своё особое мнение и умели его отстаивать, отличались неординарными творческими способностями. Поэтому свою практическую деятельность я направила на развитие творческих способностей учащихся.Как умело сочетать воспитание и обучение, избегая назидательности, бесконечных нравоучений и подавления личности? Какие формы и методы использовать? Анализ теоретических исследований и собственного практического опыта приводит к убеждению: доминирующими являются активные формы обучения. Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:
  • Игровые технологии.
  • Технология метода проектов.
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология метода обучения в сотрудничестве.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Основной же формой учебных занятий считаю урок, такой урок, который позволяет формировать ценные познавательные свойства личности: активность, самостоятельность, интерес к знаниям. Главное на таком уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей интенсификации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательной трудности, – в этом, считаю, назначение учителя. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной , духовно богатой личности. Поэтому, начиная с 5класса, я применяю следующие образовательные технологии и формы работы:- в 5-6 классах игровые технологии и работу в группах, создаю на уроках ситуацию соревновательности, успешности каждого ребенка;- в 7-8 классах технологии проблемного и игрового обучения, индивидуальную, парную, групповую работу, применяю методы самоконтроля, ввожу элементы проектной деятельности (составление схем, рисунков, графиков, лингвистических сказок, ассоциативных портретов литературных героев);- в 9-11 классах уроки строю на основе проблемного обучения, широко применяю проектную деятельность, индивидуальную, групповую и парную работу, использую исследовательский метод, метод решения эвристических задач. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Функции игровой деятельности:- развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;- коммуникативная: освоение диалектики общения; - самореализации в игре как полигоне человеческой практики; - игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.Большинству игр присущи четыре главные черты:Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. («эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.Я использую игровую деятельность в следующих случаях:- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела.- как технологию внеклассной работы.В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Классификация игр.По виду деятельности игры делятся на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;- познавательные, воспитательные, развивающие;- репродуктивные, продуктивные, творческие;- коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.По характеру игровой методики назову лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры - драматизации.Специфику игровой технологии определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО и др.Ввожу в практику такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но и были бы доступны и интересны каждому ребёнку, а таких форм немало: это лекции, семинары, урок-встреча с творчеством писателя, заочное путешествие по местам жизни писателя, посиделки, но у них всех есть объединяющая основа. Это – игра. Что же она собой представляет? Учебно-педагогическая игра – это групповое упражнение для усвоения программной темы в искусственно созданных условиях, которые имитируют возможную обстановку из будущей трудовой жизни школьников. Игра, будучи органически присущей детскому, подростковому возрасту, ускоряет и оживляет многие педагогические процессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение, эмоции, особенно на уроках литературы.Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Суть её в том, что из целого ряда слов ученикам надо убрать одно лишнее слово, обосновав свой ответ. Так, при изучении в 5 классе темы «Правописание приставок, оканчивающихся на з(с)» предлагаю детям задание – вычеркните «четвёртое лишнее»:1. Росчерк, россказни, розвальни, роспись.2. Разминировать, рассмеяться, разговориться, раззадориться.3. Рассвет, рассердиться, рассмотреть, расхохотаться.4. Бездействовать, безобразие, безынтересный, безымянный.5. Здравствуйте, здешний, сдержать, здоровье. 6. Воздействовать, восклицать, восполнить, восход. Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, морфемному составу, грамматическим признакам и т.д., – что ведёт к обработке перечисленных понятий. Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме. Помогает мне поддерживать интерес к предмету нестандартное начало урока (загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила), а развитию воображения способствует использование грамматических сказок и рассказов. Так, при повторении и систематизации пунктуационных правил, изученных в 5 классе, на этапе мотивации предлагаю учащимся стихотворение Б.Заходера «Где поставить запятую».Очень-очень странный вид: Речка за окном горитЧей-то дом хвостом виляетПёсик из ружья стреляетМальчик чуть не слопал мышкуКот в очках читает книжкуСтарый дед влетел в окноВоробей схватил зерноДа как крикнет, улетая: – Вот что значит запятая.ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.Метод проектов, или метод проблем, также связан с идеями гуманистического направления в образовании. Основоположником данного способа познавательной деятельности является Дж. Дьюи, идея которого заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс. При этом считается необходимым, чтобы познавательная деятельность организовывалась на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации. Таким образом, метод проектов как способ познавательной деятельности позволяет учащимся овладеть умением осуществлять деятельность, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителем, приобрести самостоятельность.Наличие требующей исследования проблемы - обязательного компонента метода проектов - обуславливает организацию поисковой, исследовательской деятельности учащихся, индивидуальной или групповой, которая предусматривает не только достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.Проектная деятельность - как индивидуальная, так и групповая -должна иметь целью познавательных действий учащихся не просто усвоение содержания, но и решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.Следует отметить, что метод проектов может быть отнесен к высшему уровню проблемности в обучении - исследовательскому, которым может овладеть не каждый учащийся. Поэтому, применяя принцип проблемности в обучении и учитывая индивидуальные учебные способности учащихся, наряду с методом проектов мы будем использовать и такие методы проблемного обучения, как проблемное изложение, частично-поисковый метод. Выделенные уровни проблемности позволят учителю достаточно четко планировать свою деятельность на занятиях и, следовательно, уровень познавательной самостоятельности учащихся при решении проблем. В то же время применение метода проектов в сочетании с методом обучения в сотрудничестве позволит реализовать свои учебные возможности каждому учащемуся.Учитывая в своей работе природные особенности детского возраста – любознательность, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало, ищу на уроке такие моменты, которые дают ученику ощущение самостоятельности, открытия. Для этого предлагаю нестандартные задания, которые нередко представляют собой проблемные ситуации, т.е. «ситуации, вызывающие у учащихся затруднения, путь преодоления которого следует творчески искать». Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка. Приведу несколько заданий такого рода.1.Почему качественные прилагательные могут иметь степени сравнения (хотя нет их ни у относительных, ни у притяжательных)? Выполняя задание, ученики сталкиваются с соотношением – несогласованностью – между общим определением имени прилагательного как части речи, где данный признак не указан, и утверждением о его наличии у качественного прилагательного. Наблюдается и ещё одно противоречие: наличие этого признака у качественных прилагательных и отсутствие у относительных и притяжательных. 2.Постройте словообразовательную цепь, учитывая, что далее её компоненты даны вперемешку, если какой-нибудь компонент, необходимый для непрерывности цепи в приведённом наборе цепи отсутствует, установите его и поставьте на соответствующее место. Слова для создания цепи: наследство, наследственность, наследовать. Есть немало заданий подобного плана: 1.Какие части речи наиболее часто поясняются наречиями, какие редко и какие не могут поясняться? Почему?2.Почему для различения разделительных Ъ и Ь нужно знать состав слова?3.Сколько корневых групп в словах горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть?4.В тексте пять пунктограмм. Установите их. А в День Победы сходим с пьедесталовИ, в окнах свет покуда не погас, Мы все, от рядовых до генералов, Находимся незримо среди вас. Мы не забылись вековыми снами, И всякий раз у Вечного огня Вам долг велит советоваться с нами, Как бы в раздумье головы клоня. (Р.Гамзатов)Думается, что такие задания делают урок и интересным, и познавательным. Технология проблемного обученияВ процессе проблемной деятельности на учебном занятии педагог становится организатором самостоятельного познания учащихся, а опыт учащегося служит важнейшим источником учебного познания. Применение в обучении проблемной ситуации, возникающей в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений, несомненно, способствует развитию мышления и творческой активности учащихся. Являясь сложным приёмом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. Работа ума – это не только создание умозаключений, но и деятельность воображения, которая реализуется через написание сочинений лингвистического плана. Обобщать, объединять знания, развивать творческие способности помогают сочинения на лингвистические темы с элементами вымысла, со сказочными сюжетами. Работы учащихся показывают, что грамматические понятии, пропущенные не только через логическое мышление, но и через воображение, усваиваются более прочно, становятся настоящим достоянием школьника.В классах среднего звена организую уроки-размышления. Практика убедила в том, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, развивающем воображение, оставляет в памяти учащихся более глубокий и долговременный след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее. В связи с этим стали традиционными уроки тематические, отличающиеся и по форме их проведения (урок-праздник, урок-погружение). Воспитательные задачи обязывают отобрать для каждого урока тот текстовой материал, содержание которого помогает учителю в формировании личных качеств школьника, гражданственности. Дидактический материал обращает внимание учащихся на достижения страны или города, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества. Подбирая материал к уроку, помню, что при малом объёме текст должен: а) быть максимально насыщен необходимым грамматическим материалом (и для повторения правил орфографии, и для работы с соответствующими синтаксическими конструкциями); б) помогать ученику в развитии воображения, создании зрительного образа; в) отвечать требованиям перспективы в обучении (разнообразие стилей речи, возможность наблюдать за экспрессией речи и т.д.); г) расширять словарный запас учащихся.Так, к обобщающему уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном и простом предложениях» (9 класс) был подобран текстовой материал на тему «Руки человека». Он использовался в различных видах деятельности: 1.Запись под диктовку с последующей проверкой постановки знаков препинания при характеристике предложений.Встречается сутулый человек,И думаешь: в труде он прожил век.А, может, стал таким не оттого:Поклоны спину сгорбили его?Кто в том виной: подхалимаж иль труд?Взгляни на руки: руки не соврут. (М.Сазонов)2.Конструирование предложений по заданной ситуации (используется иллюстративный материал). Руки в труде – прекрасные руки: они у людей, не знающих покоя, добрых и щедрых. Всё под силу рабочим рукам: дом построить, хлеба вырастить, космос освоить, недруга сокрушить.3.Упражнение в распознании простого и сложного предложений с двоеточием (для чтения и анализа через мультимедиопроектор даётся текст: Всем известно: руки труженика – характеристика его нравственной силы, неустанного стремления вперёд. Золотыми народ называет руки искусных мастеров: агронома и сталевара, скульптора и исследователя, хирурга и композитора).4.Грамматический разбор: Хлеб сам не родится – его выращивают золотые руки сеятеля, выращенный таким образом хлеб сам становится золотом редчайшего достоинства.5.Сочинение «Хвала рукам, что пахнут хлебом».Урок оставил заметный след в сознании учащихся ещё и потому, что к нему был подготовлен монтаж фотоэтюдов «Руки человека». Дети рассматривали интересные фотографии: памятник строителям Магнитогорска – глыбы руды на широкой человеческой ладони; памятник на могиле хирурга Бакулева – руки, держащие пульсирующее сердце; фрагмент комплекса на Мамаевом кургане – рука, поднявшая зажжённый факел, и другие. Используя ситуацию, подсказанную этими материалами, учащиеся писали сочинения-миниатюры «Мамины руки», «Золотые руки».Целесообразность проведения таких уроков-размышлений мне видится в том, что они, безусловно, способствуют формированию и воспитанию личности, развитию её морально-нравственных качеств, и, как показывают наблюдения, пробуждают интерес к предмету, а главное – желание детей поделиться своими размышлениями, впечатлениями, переживаниями. Именно после таких уроков с радостью читаешь живые работы своих учеников, где есть желание осмыслить мир по-своему, где пробивается детская самостоятельность. Ведь ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нём нашли отражения чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.С целью развития креативных возможностей школьников большое место отвожу урокам развития речи, предваряющим творческую работу. Считаю, что основа любого сочинения - эмоциональный настрой класса: ведь тему надо так предложить, чтобы дети её подхватили, чтобы осознали, что работу создают не для учителя, а по собственному желанию, когда самому хочется высказаться.Считаю целесообразным обращение к работам малой формы – миниатюрам. Признаками такого создаваемого текста являются, во-первых, небольшой объём, во-вторых, характер содержания: обычно это впечатление, быстрый отклик на что-то. Предполагаемый результат подобных творческих работ – повышение уровня языковой и речевой компетенции учащихся. Для уроков, на которых школьники пишут сочинения малой формы, характерен более широкий познавательный фон: ориентирую детей на пристальное внимание к окружающей жизни, иногда рекомендую посетить музей, выставку, библиотеку или прочитать книгу. Стимулом для создания выразительного текста могут стать впечатления от природы, картин, литературного произведения. К тому же уроки подготовки и написания сочинений обеспечивают и ролевое разнообразие школьников, так как при работе над текстом миниатюры роли учащихся постоянно меняются: когда они пишут свою работу – они творцы, писатели; слушают сочинение товарища – слушатели; читают сочинение соседа по парте – читатели; рецензируют творческую работу одноклассника – критики, аргументированно излагающие свою оценку. Не упускаю случая обратить внимание детей на то, что в современных условиях умения и навыки самостоятельного создания текста необходимы любому взрослому человеку, какой бы профессиональной деятельностью он ни занимался. Каждый человек сегодня, не замечая этого, живёт среди текстов и сам то и дело вынужден их создавать. Тексты буквально преследуют нас: реклама в автобусе и на стенке вагона метро, информация по радио и доклад на собрании, заявление о приёме на работу и статья в газете или журнале, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через Интернет. Логическим продолжением уроков развития речи являются уроки-погружения, на которых дети учатся всматриваться и вслушиваться в текст. Полагаю, что комплексный анализ текста помогает учащимся справляться с самостоятельным конструированием текстов, что важно и с массовым переходом к новой форме итоговой аттестации – ЕГЭ. Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации, так как он помогает до конца понять текст и его особенности, а такая задача как раз и ставится перед учениками при написании экзаменационного изложения и сочинения, при выполнении тестовых заданий на ЕГЭ. Если в классах среднего звена используем фрагменты комплексного анализа текста, то в 10 – 11 классах этот вид деятельности становится преобладающим, и ему отдаём целый урок – урок-исследование. Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, даю школьникам задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по плану. Каждый ученик имеет на руках как дома, так и во время классной работы и текст, и памятку «План анализа текста». Замечу: это – примерный (но не единственно возможный!) план. Комплексный анализ текста – исследовательская, творческая работа, жёсткие рамки и железный порядок здесь неуместны: каждый классический художественный текст неповторим, своеобразен. После анализа текст обязательно читается повторно: необходимо восстановить цельность восприятия его.Такая работа над текстом – это не только «погружение» учащихся в стихию родного языка, но и своеобразное его «исследование», а задача педагога – научить школьников наблюдать, анализировать, исследовать. Именно исследовательский подход, внимание к тому, как употребляются языковые средства в речи, в текстах разных стилей, внимательное, вдумчивое отношение к слову при работе над сочинениями, изложениями, докладами, рефератами может стать прочной основой для совершенствования знаний, умений и навыков учеников. Несомненно, этот вид работы развивает интерес к родному языку и побуждает детей к творчеству.ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ.Обучение в сотрудничестве, или обучение в малых группах, относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.Ученики разные - одни быстро схватывают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Если объединить учащихся в небольшие гетерогенные группы, дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в решении этого задания, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале, а заодно и сами могут проверить собственное понимание вопроса. Таким образом, ученики совместными усилиями ликвидируют пробелы.Основным содержанием новых отношений в системе «учитель - ученик» является отмена принуждения (в разумных пределах), организация такого учения, которое характеризует:- требовательность без принуждения, основанная на доверии;- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;- замена принуждения желанием, которое порождает успех;- ставка на самостоятельность детей;- применение косвенных требований через коллектив.Технология метода обучения в сотрудничестве предполагает новую трактовку и индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода состоит в том, чтобы идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать На протяжении ряда лет использую в своей практике групповые технологии. Такие формы деятельности требуют временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и представить найденный совместный результат. Подобная форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Используя самые различные приёмы и методы обучения, считаю обязательными упражнения, развивающие навыки самостоятельной работы и мышления учащихся. В старших классах уделяю внимание тем видам деятельности, которые необходимы будущему студенту. Наиболее распространёнными и традиционными стали уроки-практикумы, уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-семинары.Уроки-семинары позволяют широко использовать межпредметные связи, являются той активной формой занятий, которая создаёт творческую атмосферу сотрудничества, позволяет решать вопросы дифференцированного подхода к учащимся. Подводя итоги семинара, подчёркиваю, что умения трудиться самостоятельно над источниками, готовить собственное выступление, свободно высказывать свою мысль нужны не только в школе. Они необходимы каждому человеку для активной трудовой, общественной жизни. После таких занятий провожу урок-зачёт или урок-практикум. Важна любая форма обратной связи, позволяющая проверить результативность урока-семинара, и бывает она достаточно высокой.Творческую деятельность школьников на уроке можно представить так:ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; Нагрузка от дополнительных занятий в школе; Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.Здоровьесберегающее обучениеНаправлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.Хочу привести оценку этих направлений:Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Структурными элементами моих уроков выступают:* приветствие;* опрос самочувствия;* релаксация;* оздоровительные упражнения;* рефлексия;* прощание. Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением.Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохраненииВнедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.Объединение технологий и техник в интегрированной образовательной модели дает целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя базовые компетентности, коммуникативную и познавательную.Так, к примеру, игровая технология незаменима на уроках русского языка в 5-7 классах. Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету. Рефлексия мгновенная «это - весело, а это - скучно» (о традиционных формах урока). Мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим психологическим барьером между учителем и учеником. Поэтому в целях создания ситуации соревновательности, переключения внимания на уроке, развития интереса к предмету я предлагаю учащимся 5-7 классов самим создавать лингвистические игры, загадки, сказки, иллюстрировать свои работы. Продуктивными видами работы в обучении русскому языку я считаю уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы. В старших классах игровая деятельность предлагает учащимся на моих уроках попробовать на себе роль учителя: старшеклассники готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют орфографические диктанты, осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят мультимедийные презентации по теме урока. Так в рамках Всероссийского Дня книги учащиеся 8 класса провели презентацию «Писатели Кубани – детям». Технология проведения деловой игры помогла в данном случае привлечь внимание к новинкам литературы, вспомнить классику, поделиться личными впечатлениями.Технологию проблемного обучения я стараюсь использовать на уроках русского языка и литературы во всех параллелях. Постановка проблемы важна, на мой взгляд, в материале любого урока. Например, тема в 5 классе: «Лирика М.Ю.Лермонтова». Проблемный вопрос: «Парус» как программное произведение поэта, отражение его чувств и переживаний. Ученики анализируют стихотворение, находят средства выразительности, доказывают, что парус - живое существо, он борется, ищет, стремится и т.д. А в 9 классе при изучении лирики Лермонтова говорим о развернутом сравнении в стихотворениях «Поэт», «Нищий», прошу привести пример, и мне называют «Парус» как сопоставление образа поэта и «мятежного» паруса. Проблемные вопросы усложняются, становятся темой обсуждений, дискуссий, заданием для групповой работы, дают возможность высказать свою точку зрения каждому. Особой формой проблемной ситуации на уроке я считаю создание опорных схем, таблиц, графиков. Например, цитатная таблица: Чацкий и Молчалин о жизни, карьере, отношении к женщинам, любви и т.д. Или построение и сопоставление графиков жизни Пьера Безухова и Андрея Болконского в 10 классе. Три портрета в романе «Отцы и дети»: братья Кирсановы и Базаров - предлагаю по выбранной цитате доказать, что перед нами именно этот герой, на определенном этапе урока подключаю групповую работу, выношу на обсуждение задания-карточки, текстовый материал. Также я использую как вид работы по русскому языку и литературе ответы на проблемные вопросы, как устные, так и письменные. Продуктивное письмо может совершенствоваться только при постоянных упражнениях. При этом необходимо обращать внимание учащихся на то, что данная работа должна представлять собой рассуждение с непременной аргументацией («Я так считаю, потому что...»). На уроках в 9 классе в качестве аргументации я прошу приводить литературные соответствия: Онегин, Печорин и Николенька Иртеньев, Башмачкин и Макар Девушкин и т.д.Технологию проектного обучения я использую в работе в течение всей своей педагогической деятельности. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени. Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областейДля современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты:
  • исследовательские, основанные на исследовательском методе проекты успешно реализуются в научно-исследовательской работе учащихся. В работе мне помогает метод формирования научно-исследовательских процедур. Он необходим для развития познавательной активности учащихся, способности аналитического мышления, воспитания культуры научного труда.
  • творческие основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм и т. п.). Подобные проекты используются на уроках развития речи в 7- 8 классе при изучении темы «Жанры публицистического стиля. Интервью, репортаж». Учащиеся готовят и защищают различные виды проектов: фоторепортаж, видео, мультимедиа, газета, устный журнал.
  • в игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта, участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей могут меняться у участников. Данный вид проекта предполагает высокий уровень развития творчества, артистизма и воображения. Подобные проекты используются мной во внеклассной работе.
  • информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до аудитории. Это устные сообщения учащихся, рефераты, доклады, презентации.
  • Безусловно, в данном случае важна четкость структуры. Проекты в любом виде используются мной и как способ закрепления нового материала, и как обобщение по теме, разделу, и в качестве вспомогательного элемента при объяснении нового материала. С особым энтузиазмом учащиеся работают над творческими проектами, дающими определенную свободу в выборе формы подачи материала.Можно с уверенностью сказать, что применение данных технологий помогает приобщить ребят к творчеству, привлечь наиболее активных и увлечённых учеников к написанию исследовательских работ, способствует воспитанию творчески активной личности. Указанные выше технологии в своей основе предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся и относятся к наиболее приемлемым, так как в условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено стандартом и государственными программами. Эти технологии позволяют учителю достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету альтернативными или традиционным методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.Применение данных технологий позволяет осуществить смену приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей, всегда укладывающуюся в систему уроков.