Публикации Развитие социальной одаренности обучающихся через учебно-исследовательскую деятельность

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие социальной одаренности обучающихся через учебно-исследовательскую деятельность
Автор: Болкунова Гульнара Тагировна

Развитие социальной одаренности обучающихся
через учебно-исследовательскую деятельность
Болкунова Г.Т.
МБУДО Центр детского творчества МО г. Саяногорск
Актуальная задача современного образования – наиболее полное раскрытие одаренности каждого ребенка. Одаренность – это то, что регулирует и координирует творческую деятельность, которая дает человеку возможность лучше приспосабливаться ко всем проявлениям мира и себе самому.
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в разных областях деятельности.
Для развития социальной одаренности необходимо широкое использование творческих, поисковых форм работы, изменение отношения к ребенку, признание самостоятельности ребенка, предоставление возможностей для самовыражения, убеждение в том, что каждый человек ценен, достоин, обладает возможностями к самостоятельному позитивному росту.
Одна из форм развития социальной одаренности, несомненно, учебно-исследовательская деятельность.
Под учебно-исследовательской деятельностью обучающихся понимается специально организованная созидательная творческая деятельность, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний или способов деятельности. В отличие от научного исследования, целью которого является открытие объективно нового и значимого для науки знания, в учебном исследовании ученик делает открытие для себя.
В процессе учебно-исследовательской деятельности обучающие приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способность к исследовательскому типу мышления.
Исследовательская деятельность обучающихся представлена разными формами. Вот основные из них: детские творческие объединения, олимпиады, выставки, турниры, научно-методические сборы, летние лагеря, малые академии наук, научные объединения.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся успешно развивается в центрах дополнительного образования детей. Одним из основных способов организации такой деятельности является создание и дальнейшее развитие научного общества обучающихся. (НОО).
С начала учебного года в Центре детского творчества действует научное общество обучающихся Архимед. Наше НОО – это добровольное объединение обучающихся Центра, стремящихся совершенствовать свои знания в области различных наук, развивать свой интеллект, приобретать начальные навыки и умения организации и проведения научно-исследовательской работы.
Основные задачи НОО:
- формирование интереса к исследовательской деятельности;
- развитие представлений ценности научных знаний в современном мире;
- вырабатывание умений ориентироваться в информационном пространстве;
- приобретение навыков исследовательской деятельности, умений выдвигать гипотезы и находить средства их адекватного изучения;
- пропаганда достижений различных наук.
- развитие социальной одаренности обучающихся.
В НОО входят 6 педагогов и 14 обучающихся, занимающихся в творческих объединениях Центра. Возраст обучающихся от 8 до 16 лет.
В настоящие время в работе НОО задействованы шесть творческих объединений:
- студия дизайна одежды Эксперимент
- студия Песочная сказка
- студия ДПИ Бумажные фантазии,
- Русский стиль
- видеостудия Сайд
- ансамбль народной песни Забава,
в дальнейшем планируется расширить представительство в НОО.
Юным Архимедом может стать каждый обучающийся в Центре, занимающийся или желающий приступить к исследовательской деятельности, принимающий активное участие в образовательной деятельности Центра, по рекомендации руководителей творческих объединений. Прием в НОО осуществляется на основании устного заявления претендента.
Члены НОО имеют право на:
- выбор темы исследования;
- использование материальной базы Центра для проведения своих исследований;
- получение методической помощи от своего руководителя и руководителя НОО Центра;
- представление результатов работы на научно-практической конференции (НПК).
Для координации деятельности научного общества обучающихся Центра сформирован Совет НОО, включающий: директора Центра, куратора НОО (заместитель директора по НМР), руководителя НОО, педагога-психолога, руководителей исследовательских работ и представителей от обучающихся.
Высшим органом НОО является ежегодная конференция членов научного общества обучающихся. На ней подводятся итоги, заслушиваются исследовательские работы обучающихся, утверждаются планы дальнейшей деятельности.
В течение учебного года ребята работают над своими темами по разным направлениям: декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, история, культура, народное творчество и народные традиции и др. Многие обучающиеся занимаются учебно-исследовательской деятельностью впервые, это их первые шаги в науку.
Темы исследований выбираются исходя из интересов и склонностей обучающихся. На занятиях ребята учатся правильно работать с литературными источниками, знакомятся с требованиями к содержанию различных видов исследовательских работ (докладу, реферату, научной статье).
В октябре была организована встреча юных исследователей со специалистом детской библиотеки. Тема занятия Работа с научной литературой с целью накопления материала по избранной теме. Ребята познакомились с работой библиотеки, узнали, как находить материалы в интернет источниках, зарегистрироваться в электронной библиотеке, получили практические навыки работы с библиотечным каталогом.
Приобщая обучающихся к учебно-исследовательской деятельности, педагог может решить несколько образовательных задач, связанных с созданием положительной учебной мотивации, индивидуальным подходом, развитием познавательных интересов обучающихся, их способностей. В такой деятельности позиция учителя меняется: он перестает быть носителем готовых знаний, превращаясь в организатора и координатора учебно-исследовательской деятельности своих обучающихся.
Исследовательская деятельность – это одна из форм развития социальной одаренности ребенка. Выполняя собственное исследование, он не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы взаимодействия с социумом, например, общается с педагогом как с равным участником и наставником исследования, работает в группе с другими обучающимися, проводит социологический опрос, встречается с разными специалистами по теме исследования. А также представляет свою работу на научно-практической конференции, участвует в дискуссии по теме, как своей работы, так и других участников. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот далеко не полный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность.