Публикации
Урок обществознания в 6 классе "Конфликты в МО"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок обществознания в 6 классе "Конфликты в МО"
Автор: Балбекина Людмила Федоровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок обществознания в 6 классе "Конфликты в МО"
Автор: Балбекина Людмила Федоровна
Урок обществознания в 6 классеТема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.Задачи урока:предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения; метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Планируемые результаты:Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.Метапредметные УУД:Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.Методы и формы обучения:Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.Формы: фронтальная, групповая.Тип урока: усвоение новых знанийОсновные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.План:Понятие «конфликт» Основные стадии (этапы) конфликта Варианты поведения в конфликте Способы поведения в конфликтной ситуации. Ход урока.I. Организационный момент.Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания. Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Каждый из нас хочет того или нет оставляет следы в своей жизни. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться хорошими ответами, тем самым оставит как можно больше следов на уроке.II. МотивацияДемонстрируется фрагмент выпуска №4 киножурнала «Ералаш»? Какая ситуация возникла между ребятами?( драка, ссора, конфликт)? Так какую тему мы сегодня изучим?( Конфликты)Как-то нога, устав однажды,Почувствовала себя важной:"Какое делаю я дело -весь день ношу я это тело!..."Рука ноге тут возразила:"Что о себе ты возомнила?!и что ты можешь, недотепа?только стоять или же топать?!.."А нос сказал руке: "Постой!Я - выше! В дружбе - с головой!Тебе ли щас тут задираться?..Ты - примитив!... Пора признаться!"Тут глаз решил не промолчать -давай троих всех оскорблять!Слепцами глупыми назвал!"Важнее всех здесь Я!" - сказал...Решило ухо не смолчать:"Вы все друг другу здесь под стать!Я ближе к мозгу - я основадля зарожденья в мозге - слова!"Тут, громче всех, как заорёт,Во гневе негодуя, рот:Вы МНЕ должны воздать все честь -Я всех важней для тела есть!..От перебранки - долго ль дело? -В конфликте разделилось тело!Каждый стал делать, что хотел!..И.. человек вдруг - заболел!...И чуть не умер...Тут голова, им всем в укор,сказала: "Бросьте этот спор!Вы все равны, нужны друг другу,Не ссорьтесь, делая услугу!Все мы - едины, все мы - ТЕЛО!И делаем одно мы дело!Здесь важно мир иметь, любовь,В единстве и без лишних слов!1. О чем данное стихотворение?2. О чем пойдет речь на уроке?3. Определите тему урока и запишите в тетрадиПроблемный вопрос: Возможна ли жизнь без конфликта?- Правильно, тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради? Что будем изучать? Чего мы не знаем? ( Записывают тему урока в тетради)Формулируют план урока:- понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте)-подводит учащихся к правильной формулировке пунктов планаАктуализация знаний? при каком виде деятельности могут возникать конфликты? (при общении)? что мы называем «общением»? (это взаимные деловые и дружеские отношения людей)? какие средства общения вам известны? (речь, невербальное общение)? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт? (конечно могут)III. Изучение нового материалаПонятие «конфликта" Давайте определим лексическое значение слова «конфликт». Ученикам предлагается определить понятие «конфликт».Ребята Что же такое конфликт?Примерный ответ: Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.Вывод учителя: Под конфликтом обычно считают противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми. Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.Спишите определение понятия «конфликт» в тетради.Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника. ?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?( ступени конфликта; - этапы конфликта)Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:Рассмотрим этапы конфликта на конкретном примере. Еще раз обратимся к фильму- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии. Стр 77IV. Первичное осмысление и закрепление Варианты поведения в конфликтеМы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики на стр. 79 . Ознакомьтесь.Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают)Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Компромисс.)Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)Учитель: Сыграем в игру «Путаница. Каждый должен сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»«Чтобы я победил, ты должен проиграть»«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».Проблемное задание. (физкультминутка). Ученики разбиваются на пары. Один из участников пары садится на стул. Второй стоит перед ним. Они складывают ладони рук друг с другом. Первый давит на ладони второго, второй сопротивляется. Затем участники меняются местами. Учитель обращает внимание класса, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давлении словами, интонацией. Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Такой вид поведения так и называется – избегание. Вопрос к классу - Почему люди могут избегать конфликтов? (Не хотят проигрывать, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т.д.)Любой конфликт в конце концов разрешится, т.е, - наступает его последний этап. - Проходят ли конфликты бесследно?-Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему мешок гвоздей и сказа: - "Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда ты потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо"В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо-дня в день: Понял проще контролировать себя, чем забивать гвозди.Наконец наступил тот день, когда он не забил не единого гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил эту новость.Тогда отец сказал ему: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда ты не потеряешь терпение". И вот настал день, когда юноша смог сказать что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно вел себя, но посмотри, сколько дырок осталось в воротах! Никогда они уже не будут такими же, как раньше."- Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.Вопросы классу-В чем смысл притчи?-Оставляют ли конфликты следы?(Ответы учеников)Когда ты с кем – то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне. Комфортно ли им рядом со мной?»V. Домашнее задание.П. 9 прочитать. Рефлексия- Чему научил вас урок?- Что такое конфликт?- Почему возникают конфликты?- Как ведут себя люди во время конфликта?- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Оцените свою работу в группе смайликом: активно работал делал то, о чем просили внимательно наблюдал за работой другихРефлексия урока:Прочитайте старинную индийскую сказку. Определите ошибку мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.Мудрецы и слонДавным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привезли слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его».«Хорошая идея, - сказали другие, тогда мы узнаем, какой он – слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед- назад.«Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба не правы, - сказал третий мудрец, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновый хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.«Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!». Он говорил так, ощупывая бок слона.Шестой мудрец подергал слоновый хобот. «Вы все не правы, сказал он, - слон похож на змею».«Нет, на веревку!» - «Змею!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» - шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. ТестСпособность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий: а) сотрудничество; б) избегание; в) приспособление; г) компромисс.Что из перечисленного соответствует понятию «конфликт»? а) Столкновение противоположных интересов; б) дружеский розыгрыш; в) обсуждение фильма; г) спортивное состязание.Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие: а) причина; б) осознание; в) инцидент; г) посредничество. Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации? А. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая, - это компромисс. Б. Непогашенный конфликт может вспыхнуть снова с ещё большей силой. Верно ли, что: А. Наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров? Б. Несправедливость высказывания может привести к конфликту? Найдите термин, который не относится к понятию «самообладание»: а) выдержка; б) спокойствие; в) невозмутимость; г) сдержанность; д) хладнокровие; е) раздражение.