Публикации Пути развития профессиональной компетенции

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пути развития профессиональной компетенции
Автор: Николаева Ирина Витальевна

Пути развития профессиональной компетенции: Новая открытая информационно-образовательная среда
Николаева И.В.
педагог дополнительного образования, МАУ ДО ДДиЮ, г. Златоуста
Аннотация: Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании была и остается важнейшим условием развития ребенка. С развитием высоких технологий появилась еще одна среда, которая оказывает растущее влияние на формирование личности ребенка. Информационная, а, точнее, информационно-образовательная среда стремительно развивается и охватывает все стороны жизни современного общества, включая и систему образования. Она включена в процесс образовательной деятельности, управления учреждениями, организует взаимодействие с семьями и внешними структурами.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, дополнительное образование, ИКТ.
На сегодняшний день, мир, в котором мы с вами живем, все больше и больше наращивает темп собственных изменений. Быстро меняются социально-экономические и политические условия, изменяется демографическая ситуация. На мировом рынке появляются новые технологии, которые требуют от образовательных организаций использования управленческих технологий, позволяющих управлять инновациями. Образовательные учреждения должны уметь не только прогнозировать эти самые изменения, но и внедрять инновационные средства обучения в собственную деятельность, чтобы сохранять за собой конкурентные преимущества среди себе подобных и оставаться на волне. Образовательные учреждения должны стремиться удовлетворять быстро меняющиеся интересы своих потребителей, то есть учащихся и их родителей.
Также, стоит отметить, что не только образовательные учреждения претерпели изменения и будут претерпевать их в будущем, но и главный субъект образования – ученик тоже кардинально изменился за последние годы. Современный ученик сейчас существует Интернетом – это его основное место обитания. Нынешние дети родились в то время, когда Интернет находился не в зачатке, а активно развивался, тем самым совершенствуя себя все более быстрыми темпами. Наиболее понятный и отчетливый портрет современного ученика можно найти в исследовании Цифровая компетентность подростков и родителей Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени Ломоносова, проведенного в 2013 году. В данном исследовании, в ходе опроса участникам задавался вопрос: Представь, что ты потерпел кораблекрушение и оказался на необитаемом острове, на котором тебе придется прожить несколько лет. Что бы ты пожелал иметь на острове из своей прежней жизни? В выборку попали подростки 12 - 17 лет, пользующихся Интернетом. Ответы, полученные на данный вопрос, шокировали - большая часть респондентов (69%) поставили Интернет на второе место после друзей и родственников. Для представителей цифрового поколения потребность в доступе к Интернету оказывается более важной, чем потребность в пище и крове, чего нельзя сказать о тех, кто призван обучать подрастающее поколение.
Для достижения новых образовательных результатов учеников в системе образования происходит постоянное изменение дидактических средств, форм и методов обучения, всё более широко используются информационные и коммуникационные технологии. Как следствие этого появляются новые педагогические технологии, которые существенно изменяют традиционную образовательную среду в качественно новую образовательную среду. Именно информационно-образовательная среда должна обеспечить качественно новые параметры образования.
В различных литературных источниках понятие информационно-образовательная среда трактуется по-разному:
Андреев А.А. видит данную среду как единое информационное пространство, объединяющее информацию, как на традиционных, так и электронных носителях; компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия; педагогическую систему нового уровня, которая включает в себя материально-техническое финансово-экономическое, нормативно-правовое обеспечение.
Ильченко О.А. позиционирует информационно-образовательную среду как системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, которая неразрывно связана с человеком как субъектом образования.
Курова Н.Н. видит в информационно-образовательной среде эффективное средство управления процессом информатизации.
Лушников И.Д. трактует информационно-образовательное пространство (среду) как совокупность единой базы данных, технологий их сопровождения и использования; информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие и удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса (администрации образовательной организации, педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей), социальных партнёров).
Системный характер информационно-образовательной среды законодательно закреплён в Федеральном государственном образовательном стандарте. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Иными словами, информационно-образовательная среда – это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, которая обеспечит условия успешной реализации основной образовательной программы учебного заведения.
К задачам, которые должна помочь реализовать информационно-образовательная среда образовательной организации нужно отнести:
обеспечение информационной и методической поддержки образовательного процесса;
обеспечение планирования образовательного процесса и мониторинг его результатов;
обеспечение достижения прозрачности и удобства управления образовательной организацией;
обеспечение свободного доступа к образовательным ресурсам с целью поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования.
Проанализировав задачи информационно-образовательной среды, можно прийти к выводу, что эта среда является программно-техническим комплексом, обеспеченным службой поддержки применения информационно-коммуникационных технологий, являющихся основой любого образовательного учреждения, с одной стороны. А с другой стороны, информационно-образовательная среда – это педагогическая система, предполагающая наличие определенного уровня подготовки педагогов для решения своих основных профессиональных задач с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В структуру информационно-образовательной среды можно включить следующие элементы:
программно-стратегические;
организационно-управляющие;
учебно-методические;
ресурсно-информационные.
Зарубежное педагогическое сообщество также занимает вопрос структуры информационно-образовательной. Педагоги Нидерландов, например, наиболее значимыми для себя считают следующие компоненты – создание видения желаемого образа школы, компетентность учителя в области ИКТ, используемый предметно-методический комплекс, существование и поддержание на высоком уровне ИКТ инфраструктуры. Британские педагоги отдают приоритет – управлению использованием ИКТ, т.к. только эффективное использование информационно-коммуникационными технологиями может обеспечить качество получаемых результатов.
Можно выбрать для себя наиболее приемлемую структуру ИОС и определить наиболее значимые компоненты, но совершенно очевидно одно, все они связаны между собой и изменение содержания одного компонента, приведёт к изменению в содержании других и изменению всей среды.
ИКТ в нашем учреждении дополнительного образования мы используем в работе с детьми, педагогическим коллективом и родителями обучающихся. Данные технологии позволили нам увеличить поток информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Поэтому мы стараемся повысить компьютерную грамотность наших педагогов, чтобы они умели работать с ресурсами компьютерной сети Интернет для того, чтобы использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.
Педагоги нашего учреждения дополнительного образования широко используют мультимедийное сопровождение образовательного процесса, которое позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулировать непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Постоянно пополняется медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к образовательной деятельности с детьми.
В методической работе с педагогическими кадрами мы используем ИКТ на педагогических советах, семинарах, консультациях и других формах работы в виде мультимедийных презентаций. У некоторых педагогов имеются собственные интернет – сайты и блоги педагогов у всех есть электронные адреса.
ИКТ мы активно используем и в работе с родителями. Они позволяют нам не только разнообразить и расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь большее количество родителей к участию в воспитательно–образовательном процессе.
Компьютерные презентации так же используются при проведении родительских собраний.
Благодаря презентациям педагоги получают возможность представить не только основные теоретические сведения, но и аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования), а также продемонстрировать слайд-шоу о проведённых мероприятиях в нашем дошкольном учреждении. Полученная таким образом информация, лучше усваивается и сохранится в памяти.
Наше учреждение дополнительного образования имеет общедоступный сайт . На сайте представлены нормативные документы, которыми руководствуется в своей работе, информация по дополнительным услугам, которые оказываются в нашем учреждении и другая полезная информация. Таким образом, родители всегда могут быть в курсе всех происходящих событий.
Наше учреждение дополнительного образования представлено в социальных сетях – есть открытая группа в контакте . На странице группы размещены фотографии, видео выступления наших воспитанников на различных мероприятиях: конкурсах, фестивалях и т.п.
Использование компьютерных технологий в нашем учреждении дополнительного образования позволило повысить оперативность управления и дало возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме; обеспечило тесный контакт в цепи педагог – ребенок – родитель, повысило качество демонстрационных материалов (иллюстраций, возможности показа видеофрагментов), расширить профессиональные контакты педагогов и повысить качество обучения детей.
Таким образом, создание ИОС, выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой, – представляет собой сложный процесс информатизации. Это процесс сбалансированного развития базовых компонентов ИОС, реализуемых через эффективное использование ИКТ.
Можно с уверенностью сказать, что информационно – коммуникативные технологии в условиях современной информационно – образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.
Список литературы:
1. Карпова А.В. Проект Единая информационная образовательная среда МКДОУ ДС ОВ Берёзка п. Пурпе //nsportal.ru: социальная сеть
работников образования. .
Конопатова Н.К. Информационно образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования. //www.admedu.spb.ru:.
Ворончихина Н.Ю. Методическая разработка Положение об информационной среде //nsportal.ru: социальная сеть работников образования..