Публикации Формирование уважительного отношения в семье.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование уважительного отношения в семье.
Автор: Александрова Елена Петровна

Формирование уважительного отношения в семье
Работа образовательного учреждения по формированию образа выпускника должна проходить в тесной связи образовательного учреждения и семьи. Только единство требований семьи и школы может дать положительный результат. Постараемся рассмотреть, каким образом формируется уважение в семье и как это сказывается на формировании гражданской позиции подрастающего поколения.
В современной семье возникает немало проблем. В первую очередь как мы считаем это финансовые проблемы: нужно красиво одеть ребенка (по возможности лучше всех), вкусно накормить, и, пожалуй, самой страшной из финансовых проблем каждый из нас считает обучение ребенка. Да, все это верно, но за глыбой финансовых проблем мы часто забываем о более глубокой стороне нашей жизни - о воспитании, о формировании отношений внутри семьи. Чаще всего мы не задумаемся, что значит семья в формировании личности ребенка, в формировании характера, и в целом формировании его будущей семьи. В наше время становится все меньше и меньше благополучных семей, где ребенок получает воспитание. Разговор не о тех семьях, где родители имеют отклоняющее поведение, уклоняются от работы, от воспитания детей. А о тех, которые внешне благополучны. На вопрос к большинству из нас.
Как вы живете? Звучит ответ В общем, нормально. Как все. Дружно, хорошо? Нет. Нормально, обыкновенно.,. Без конца ругаемся... Как все. А так - все в норме. Оба работаем. Зарплата нормальная, дом. Дети учатся средне, в основном без двоек. Нормально. При этом мы не задумываемся, как живется в нашей семье детям. Как наше нормально и как все оказывает воспитание на наших детей, как оказывает воздействие на формирование уважения в семье, почитания старших, поддержка младших. Что с детства откладывается в характер, и, в конце концов, какая семья в будущем будет у наших детей? Приведу пример из разговора с молодой мамой. Знаете, что больше всего меня поражало в своей семье? Что у родителей не было гордости, не было чувство собственного достоинства. Уж, как только они не обзывали друг друга, не оскорбляли, не поливали грязью - думается, до смерти не забудешь, не простишь. А когда отец протрезвеет - улыбаются, разговаривают, как будто ничего и не было. Теперь я уже многое поняла, притерпелась и родителей не осуждаю. Жизнь заставляет, и ссориться и мириться. Чего не стерпишь ради детей. Ради того, чтобы у них был отец. Всем пожертвуешь ради этого. И многие из нас не задумываются над тем. Нужна ли детям такая жертва. Как часто мы произносим и слышим подобные вещи ради детей... Все терплю. Всем жертвую - ради них. Им нужен отец. Разумеется, детям нужны, необходимы, и отец и мать. А еще нужнее семья - в ее высоком, подлинном понимании. Нужен дом: теплый, родной, любимый, уютный и ласковый уголок, куда приходишь, чтобы отдохнуть душой, встретиться с дорогими людьми, поделиться с ними радостями и огорчениями, спросить совета, будучи уверенными, что тебя поймут, поддержат, помогут, что тебя здесь любят и не дадут в обиду... И если отец и мать действительно хотят, что-то сделать ради детей, их первейшая святая обязанность создать семейный уют и душевный комфорт. Иначе ни материальные блага, ни высокая зарплата, ни квартира, ни шикарная обстановка и дорогие подарки не сделают дом родным. А присутствие родителей с их скандалами и взаимными оскорблениями не принесут ничего кроме вреда. Будут ли наши дети, поступив в учебные заведения, ехать домой за деньгами или потому, что им хочется домой, чтобы отдохнуть, набраться душевных сил. И, уезжать из дома в душевном мире и спокойствии. Это зависит от нас с вами. По опросам подростки до 70 - 80%, отвечая на вопрос анкеты, написали, что ни в коем случае не намерены создать будущую свою семью наподобие той, которой наделила их судьба в образе отца и матери! Это значит, что родной дом не вызывает у них ничего, кроме чувства горечи, обиды и жгучего стыда! Давайте задумаемся над этими цифрами!
В сочинениях на, казалось бы, совсем невинную тему Моя семья они пишут такие вещи, которые заставили - может, впервые пап и мам посмотреть на свою семью со стороны.
Не могу жить дома, готова бежать куда глаза глядят. Скорее бы стать совершеннолетней! Каждое утро начинается у нас со скандала. Отец торопится на работу и придирается к матери: не так сготовила, не это подала, то слишком горячее, то холодное. То невкусное... Мать кричит: Ну и готовь сам, мне некогда, вы все мне надоели до смерти! Мне кажется, родители ненавидят друг друга. Как странно звучит: друг друга - и ненавидят! Не врага, а друга! Брат ищет свои тетрадки, учебники, ручки, линейку, которые он разбросал неизвестно где еще со вчерашнего вечера. Кончается обычно тем, что отец дает ему подзатыльник, брат ревет. Мать ругает обоих, а если я попаду под руку, влетит и мне. Я, молча, завтракаю и собираюсь в школу, но иногда не выдерживаю и тоже начинаю кричать на всех и даже плачу.. .Мне очень обидно, что у нас такая недружная семья. А ведь мои родители - хорошие и душевные люди, их уважают на работе, они всегда безотказные, всегда помогают соседям и знакомым. Но вот выдержки нет нисколько. Неужели они не понимают, как мне и брату тяжело дома? Уж пусть бы они развелись, что ли, все меньше было бы скандалов. Хотя и без отца тоже плохо, я понимаю. Неужели и у меня будет такая семья, мы так же будем все время враждовать и ссориться? Ведь люди женятся по любви. Куда же все девается - все хорошее и светлое? Страшно подумать...
А вот пример из другого сочинения. Если я выйду замуж. То только за такого человека, как мой папа. А сама постараюсь быть похожей на маму. Как я их люблю за их спокойствие и выдержку. Любовь и внимание друг к другу и ко мне! У нас никто никогда не повышает голоса. Разговаривают все дружелюбно, доброжелательно, все делают сообща, помогают один, другому, заботятся. Папа наш всегда старается, чтобы маме было легче. Он говорит: Есть работы не женские, но нет, не мужских. Когда мама задерживается на работе или болеет, папа и готовит, и убирает, и стирает, и гладит... В праздники и дни рождения он обязательно дарит цветы и подарки маме и мне. Я горжусь своими родителями. Многие девочки мне завидуют. Одна моя подружка пришла к нам и сказала: Как у вас тихо и ласково! У нас никогда так не бывает. Мне стало ее жаль. И эти слова я навсегда запомню. Думаю, что моя семья тоже будет хорошей. Дружной и ласковой. И сама прилажу для этого все усилия.
Перед нами нарисованы картины из семейной жизни. И каждый из нас может мысленно представить, какая из их них наша. Это первая часть размышления. Вторая - какую бы хотели иметь семью? И, какую семью хотели бы иметь наши дети? Нет, ни в коем случае нельзя призывать к разводам. Но может нам взрослым людям стоит задуматься о том, как складываются наши семейные отношения. Как они влияют на психику наших детей. Мы взрослые часто говорим своим детям ты плохой, у тебя характер как отца (матери), такой же бестолковый, несобранный. Видим, что ребенок проявил жестокость, подрался в школе, обидел младшего братишку, нагрубил бабушке, и, стараемся найти виновника. И, находим. Ответ заранее готов - государство. Это оно разрешило показывать фильмы и печатать книги, которые проповедуют насилие и жестокость. И немногие из нас пытаются задуматься, а что сделано в семье, чтобы оградить ребенка от этого потока. Мы, родители интересуемся, какие передачи смотрят дети? Почему телевизор они могут смотреть сутками? Почему родительское слово не имеет веса и авторитета среди детей? А чем мы отвлекли детей от телевизора, Интернет-сети? Может, мы совместно с ними пошли на занятия в спортивную секцию и порадовались их успехам? А может, вместе изготовляем игрушки для новогодних праздников? Рисуем плакат, помогая ребенку. Шьем или вяжем? Мастерим или выжигаем, и все это делаем сообща, вместе, семьей. Скорее всего, наоборот вместе с ним лежим на диване и смотрим ту же сцену жестокости. И ребенок чувствует отсутствие семьи - духовное отсутствие - совета и помощи родного человека умудренного жизненным опытом.
А ещё воспитанию надо учиться. Умение воспитывать не приходит само собой. Это не означает, что все родители должны засесть за труды философов, психологов, социологов, педагогов. Не у всех есть для этого возможность, да чего греха таить и время, Как же быть, где найти разумный выход. Первое и может самое главное правило учиться у людей, которые нас окружают. Особенно у людей умудрённых жизненным опытом, то есть у наших родителей. Ведь воспитание даже 20-25 лет назад было совсем другим. В семье проповедовалось уважение к старшим. Кто, должен начать резать буханку хлеба – глава семьи, кому самый лучший кусок за столом – бабушке или дедушке. Кому самое тёплое место в доме – бабушке. Взрослые не повышают голос, не произносят бранных слов. Отец и сын, сидя за праздничным столом, не поднимали рюмки вместе – этого не допускала мораль. Время идёт, меняются позиции. Кому самый лучший кусок – сыну или дочке, кому новую обувь и одежду – ребёнку. Если бабушка делает замечание, то ей в ответ мама с дочкой говорят о том, что она ничего не понимает. Вам, взрослым нужно изменить своё отношение к пожилым людям и результаты не заставят себя ждать. Ведь все мы прекрасно помним сказку, о том, как мальчик делал деревянную лоханку родителям, выражая в этом отношение родителей к пожилому дедушке. Вот глубина воспитания и формирования уважения к членам семьи.
Вторая часть воспитания детей это учеба. Ребенок приходит домой. Часто мы спрашиваем как дела? Как часто смотрим, выучены ли уроки? Проверяем, выполнены ли домашние задания у ребенка и чаще всего звучит ответ - нет. Проще обвинить учителя в незнании ребенка, чем проявить родительскую заботу. Не получается задача у ребенка попытайтесь вместе решить ее. Ведь решение задачи это не просто решение, это психология, это педагогика, это участие в решении проблем ребенка. Это чувство поддержки и понимания проблем ребенка в семье. Может оказаться так, что задача останется нерешенной. Но сколько психологических нюансов заложено в этой задаче: вы подарили радость общения ребёнку, разделили с ним его трудности, оказали сочувствие, помощь, поддержку. А с устными предметами ещё легче. Задачу решить не всякий сможет, а прочитать параграф сможет каждый родитель. Многие подумают, а зачем? Ответ тот же в единстве семьи, в общности семейных проблем. И пусть ваши дети уже взрослые им 17 лет, но конфликт между отцами и детьми вечен, может вместе и прочитать Отцы и дети? Это решит сразу массу проблем. Ваш ребенок придет подготовленным на урок, вы отвлечете его от телевизора, он почувствует вашу поддержку и заинтересованность в его проблемах. Он почувствует. Что он не лишний в семье. Таким образом, рождается семья, теплота семейных отношений, формируется уважение к членам семьи. Мелочей в воспитании не бывает. А если быть точнее, то именно из мелочей складывается воспитание, складывается сфера, где находится ваш ребенок. Будущей семейной жизни может научить только семья, собственная семья, родной дом, пример родителей. То есть именно мы с вами ответственны за создание того общества, в котором мы живем. И за те, казалось бы далекие государственные проблемы в ответе мы. Мы растим и воспитываем детей, которые, становясь взрослыми людьми, занимают должности, от которых зависит судьба нас с вами. А не очень хорошая жизнь это результат воспитания ребенка в семье. Поэтому мы всегда должны стремиться привить своему ребенку любовь. Научить их любить. Любить вообще – родителей, стариков, больных, детей, слабых, несчастных, увечных. И, конечно, жениха и невесту, мужа и жену, собственных будущих детей. Природу. Все живое. Если мы сможем выполнить эту задачу - привить им умение ценить любовь, проявлять заботу и самоотверженность, быть внимательным к другому человеку, его внутреннему миру, то мы сформируем и уважение к членам своей семьи, а это значит, что каждый из нас заложит себе достойную жизнь и достойную старость.