Публикации Роль семьи в формировании позитивной самооценке школьников.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль семьи в формировании позитивной самооценке школьников.
Автор: Александрова Елена Петровна


Роль семьи в формировании позитивной
самооценки школьника
(родительское собрание)
Цели:
1) ознакомить родителей с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки;
2) нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию положительной самооценки личности ребенка.
Участники:
родители обучающихся 1-9 классов, классные руководители, учителя-предметники
Подготовка.
Во время классных часов обучающиеся заполняют анкету События в жизни школьника и выполняют задание Мое место и роль в классе (составление коллажа Клумба). Обработка результатов микроисследования.
Оформление: компьютер, экран
Выдающийся писатель В.Г. Белинский столетие назад сказал На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений — сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками. Хорошие дети - и хорошая наша старость, плохие дети — плохая старость. Так думайте о будущем, а будущее — это наши дети. Если мы внимательно вслушаемся в это высказывание, то увидим в ней глубокую жизненную мудрость.
Образ собственного Я у каждого человека выступает как установка по отношению к самому себе, образуя систему представлений о себе. По своей сути это есть самосознание. Оно складывается из сознания своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств и их самооценки
Ребенку необходимо иметь положительные представления о себе, что является непременным условием счастий, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких детей оказывается просто непереносимой. Формирование у подростков низкой самооценки может быть двух типов.
Первый тип. Характерно неверие в свои силы, невысоко представление о себе, с которым ребенок смирился. Складывается тогда, когда родители постоянно указывают на недостатки, устанавливают жесткие требования. Все успехи ребенка объясняют случайностью, а неудачи — неумелостью, неловкостью, глупостью. В результате складывается низкая самооценка.
Второй тип. Родители имеют высокие притязания, предъявляют много требований, не веря в успех их выполнения, Такие дети тянутся к лидеру, но эта дружба лишь закрепляет низкую самооценку, лишая удовольствия общения со сверстниками.
Низкая самооценка в подростковом и юношеском возрасте проявляется в следующем:
— в высказываниях о себе: У меня это никогда не получится;
— в упадническом настроении: Зачем волноваться, шансов на победу все равно нет,
— в нежелании признать свою вину: Я не виноват,
что...;
— в отрицательном отношении к школе и к учителям:
Учителя меня не любят;
— в низкой мотивации, отказе от попыток добиться какого-то успеха: Меня это не интересует;
— в повышенной чувствительности к критике: Все против меня.
Между тем идет непрерывный процесс психического развития, и поскольку каждый человек обладает потребностью в самосохранении, защите и улучшении своей Я-концепции, то мы должны создавать условия для подкрепления соответствующего поведения. Факторами, определяющими положительную Я-концепцию, являются следующие:
— во-первых, убежденность в импонировании другим людям;
— во-вторых, уверенность в способности к тому или иному виду деятельности;
— в-третьих, чувство собственной значимости.
Причем эта оценка должна быть адекватной.
Условием правильной самооценки является наличие свободы. Свобода всякого человека заключается в том, чтобы не испытывать диктат власти над собой других людей, а самому определять цели своей жизнедеятельности и способы их достижения. Но под видом самоопределения могут скрываться гримасы свободы, ее противоположности, извращающие представления личности о себе. Имеются в виду наркоманы, алкоголики — люди безвольные, плывущие по течению в поисках легкой жизни. Иной вариант — конформизм, стремление стать похожим на всех или на большинство. Проявляется в погоне за модой, особенно в одежде — быть как все, не оказаться в стороне от толпы. При этом юноша или девушка вполне счастливы, довольны собой.
Родители, как самые близкие для своего ребенка люди, могут влиять на формирование его положительной Я-концепции. В семейном сообществе и ученическом коллективе каждый воспитанник должен стоять в центре внимания. Тогда у каждого растущего человека может сформироваться чувство собственной значимости, которое является основой становления и развития положительных представлении о самом себе.
Незадолго до родительского собрания мы провели небольшое исследование, цель которого оценить уровень сформированности коллектива. Для этого использовалась несложная методика известного психолога А.Н. Лутошкина. Автор этой методики доказал, что детский коллектив проходит в своем развитии пять стадий, которые назвал следующим образом:
I стадия — Песчаная россыпь;
II стадия — Мягкая глина;
III стадия — Мерцающий маяк;
IV стадия — Алый парус;
V стадия — Горящий факел.
Чем больше стадий проходит в своем развитии коллектив, тем выше уровень его сформированности.
Затем учащиеся выполняли задание: Мое место и роль в классе. Им необходимо было вырезать из цветной бумаги цветок любого цвета, формы и размера, подписать на нем свое имя и приклеить на большой лист бумаги, который мы условно назвали клумбой. В результате получился вот такой коллаж Клумба (демонстрируется родителям). Этот коллаж не только имеет довольно красивый вид, но и содержит важную информацию о том, как чувствуют себя обучающиеся в своем классном коллективе. Если кто-то из родителей пожелает узнать о месте и роли своего ребенка в классе, то мы вместе готовы предоставить такую информацию после окончания родительского собрания.
А еще ученикам нашего класса предлагалось составить на листочках перечень своих радостных и тягостных воспоминаний. Оказалось, что радостных воспоминаний у наших детей гораздо больше, и это позволяет констатировать наличие у них благоприятного социального багажа.
Выполнение задания родителями.
Папам и мамам раздаются листочки с изображенной в центре фигурой мальчика или девочки. На этих листочках им предлагается записать качества личности их ребенка, слева — положительные, а справа — те, которые, по их мнению, ему желательно приобрести (или сформировать у него).
Литература
1. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. Псков, 1995
2. Рыбакова Н.А. Путеводитель профессионального саморазвития. Псков, 1998.
3. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. М., 1990.
4. Н.А. Алексеева Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 2. Москва, Творческий центр, 2003 г.