Публикации Эстетическое формирование музыкальной культуры на уроках музыки и пения с детьми со слабой умственной отсталостью

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эстетическое формирование музыкальной культуры на уроках музыки и пения с детьми со слабой умственной отсталостью
Автор: Клюкин Валерий Аркадьевич


Эстетическое формирование музыкальной культуры на уроках музыки и пения с детьми со слабой умственной отсталостью
Учитель музыки: Клюкин Валерий Аркадьевич
Эстетическое установление у учащихся их внутреннего облика представляется главнейшей темой коммунистического воcпитания подрастающего поколения.
Уметь воспринимать, понимать, ощущать красоту окружающего, самому принимать функциональную деятельность в создании прекрасного в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях людей - все эти особенности не возникнут сами собой. Их необходимо воспитывать и развивать.
Искусство, и в частности музыка и пение, как один из наиболее преимущественно и общераспространённых и доступных методов, показывает полное эстетическое воздействие на детей. Музыкой и пением позволено передать целостную гамму ощущений и настроений. Музыка и пение способна выразительно и наглядно отобразить действа действительности. Воздействуя на детей художественными образами, обогащает их умение углублённо и воодушевлённо принимать окружающий мир, расширяет их жизненные знания и опыт.
Целью уроков музыки и пения представляется формирование эстетических чувств, элементов музыкальной культуры у обучающихся .
Учение музыкой в коррекционной школе и особую задачу коррекции недостаточности познания учения детей и их эмоционально-волевой сферы.
На уроках музыки у учеников вырабатываются чувство долга за общее дело, представление значимости совместного труда, дисциплинированность, дружеское доверие, убеждённость в своих силах. Это очень важно, так как дети со слабой интеллектуальной отсталостью зачастую встречаются замкнутыми, необщительными, у многих из них недостаточно сформированное мастерство и навыки коллективной деятельности.
Для успешного решения проблем музыкального обучения учащихся необходимо, для преподавателя музыки водил свои произведения в контакте с логопедом и школьным врачом-психоневрологом.
В начале учебного года безраздельно с логопедом и преподаватель музыки и пения знакомится с состоянием речи учащихся, поступивших в школу.
Это помогает учителю в процессе фронтальной работы со всем классом учесть индивидуальные специфики детей.
В пении обязаны участвовать все ученики, притом учителю надо распологать учащихся в классе так, чтобы особенно трудные дети, флегматичные, имеющие косноязычие, оказались поближе к нему и, следовательно, были бы под нужным контролем и вниманием.
На уроках музыки дети сидят или стоят, не мешая друг другу
В таком положении они меньше утомляются и им полегче осуществить условия общей вокальной установки.
При окончательном пропевания приготовленной песни, приближая рабочие условия в классе к обстановке во время выступления хора, нужно, чтобы учащиеся распевались стоя.
У школьников младших классов вспомогательной школы отмечаются последующие анатомо-физиологические особенности голоса: неустойчивость, слабость или, наоборот, крикливость. Задача учителя-выровнять всеобщее звучание голосов у учащихся, не разрешать учащимся форсировать звук и тем самым портить свой голос.
Необходимо научить детей во время распевания удерживать корпус и голову прямо, руки опущенными (если поют стоя) или положив их на колени (если поют сидя).
В классе, где проводится урок пения и музыки, не следует развешивать лишних картин и плакатов, отвлекающих внимание учащихся.
Программа по пению и музыке рассчитана на 6 лет обучения и состоит из следующих разделов: Пение, Слушание музыки и Элементы музыкальной грамоты (IV-V классы).
Основанием музыкального воспитания учеников представляется хоровое пение как особо динамичный способ формирования их музыкальных способностей. Следовательно очень весомое значение располагает выбор песенного репертуара, а также применение методических способов и средств вокально-хорового изучения учащихся.
Песни должны быть идейно значимыми, художественно ценными, разными по характеру (маршеобразные, напевные), доступными для восприятия и исполнения учащимися вспомогательных школ.
Мелодии песен должны быть простыми, исключающими хроматизм и гармонические отклонения-модуляции, смену размеров. При ограниченном словарном запасе умственно отсталых детей содержание текста песни должно быть ясным, понятным, а объем слов незначительным.
В программу включены произведения народного творчества, русских, советских и зарубежных композиторов, песни, разнообразные по характеру и содержанию музыки, требующие различных средств исполнения.
В автономных республиках, краях и областях в дополнение к программе рекомендуется включать в репертуар лучшие образцы местного песенного творчества, характерные своим национальным колоритом.
Репертуар песен в каждом классе составлен с учетом возраста и особенностей речевого развития (косноязычие и другие не остатки речи) учащихся.
В репертуар каждого класса включены песни напевные, протяжные (Перепелочка, Осенняя песня), требующие легкого, свободно льющегося звука, и песни маршеобразные, бодрые.
4