Публикации "Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) на уроках социально-бытовой ориентировки"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) на уроках социально-бытовой ориентировки"
Автор: Реутова Лилия Тахировна

Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) на уроках социально-бытовой ориентировкиВ современном образовании система обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью направлена на развитие процессов, которые обеспечивают успешную адаптацию этих обучающихся к различным условиям жизни. Социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей сильно затруднена по причине заболевания, вызванного патологией головного мозга. Такое нарушение познавательной деятельности ведет к социальной дезадаптации. Если у нормально развивающихся детей социальное развитие происходит непроизвольно, то у детей с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно понять и усвоить образцы решения социальных и бытовых задач не получается. Личность умственно отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного и систематического обучения и воспитания.На практике в действительности часто оказывается, что многие выпускники коррекционных школ не могут самостоятельно устроиться в жизни. Среди них распространена тенденция к частой смене работы. Первая причина - это неудовлетворённость заработком, а вторая - трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия. Также возникают проблемы во «взрослой жизни» и в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. А у тех выпускников, которые живут с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения (нежелание учиться, искать работу или работать). Предприятия, на которые устраиваются окончившие школу юноши и девушки, предъявляют к ним серьёзные претензии. Справедливо утверждается, что воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Это обусловлено тем, что дети с интеллектуальными нарушениями:- не могут взаимодействовать и общаться с людьми на равных;- у них не хватает самостоятельности;- недостаточный уровень знаний об окружающем;- специфические потребности в общении;- не умеют анализировать ситуацию в силу эмоционально-поведенческих особенностей;- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;- не способны применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;- у них наблюдается несформированность мотивов и интересов к хозяйственно-бытовой деятельности; - имеют завышенную самооценку.Социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план образовательного учреждения. Направленное формирование социально-бытовой компетенции осуществляется на уроках СБО. Но время, отведённое на изучение СБО, позволяет лишь ознакомить обучающихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Предполагается, что практические навыки школьники смогут приобрести в своей семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме. Семьи же у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные и не могут дать им необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример. В современном мире умственно отсталый ребёнок должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Использование эффективных методов в работе по формированию жизненной компетенции позволит выпускникам школы не только уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания обучения, но и успешно адаптироваться в социуме. «Компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает определенными познаниями и опытом. Эти знания позволяют ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:Во-первых, формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систематическую работу. Сначала полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Подросток должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.Во-вторых, цель педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости. В-третьих, при выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся.В-четвертых, важно сделать максимально наглядным и доступным весь учебный материал. Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы. Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях.В-пятых, одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. Это и обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Также составление схем, планов, таблиц, выполнение практических работ, многократное применение новых слов фраз.В-шестых, понимание детьми учебного материала, его осмысление. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее и прочнее.В-седьмых, средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности. В-восьмых, от выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувство удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит от того, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя «умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности учеников. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя. Важно поощрять каждую маленькую «победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание. В-девятых, игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Дети охотнее участвуют в какой-либо деятельности, если занятие проходит в занимательной форме и имеет интересное название «Бюро добрых услуг», «Самоделкин», «Весёлая иголка», «Что за чудо этот чай!» Ребенок с ОВЗ получает осмысливаемое образование, овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Использование эффективных методов на уроках СБО способствует формированию жизненной компетенции у детей с интеллектуальной недостаточностью.Таким образом, формирование жизненной компетенции у обучающихся коррекционной школы это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию жизненной компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения, насколько всё это интересует детей. Социально-бытовая ориентировка обучающихся должна иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только совместная деятельность учителя и воспитателя позволит сформировать социально- бытовую компетентность детей с интеллектуальной недостаточностью. Для закрепления знаний по СБО в школе обязательно проводятся и массовые мероприятия, праздники, концерты, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены. Поэтому можно с уверенностью сказать, что вся жизнь обучающихся в школе подчинена формированию социально-бытовых знаний и умений детей с проблемами в развитии. В учебной программе предмет «Социально – бытовая ориентировка» появился с 1986 года, но до сих пор нет учебников, недостаточно рабочих тетрадей для обучающихся по этому предмету. По новым образовательным стандартам сокращены часы на изучение некоторых тем. Список используемой литературы: 1. Бородина В.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: педагогические технологии: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Бородина.- Челябинск: Цицеро, 2012.-216 с.2.Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.3.Гладкая В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2009.-№ 4.4. Гладкая В.В. Формы, типы и структура учебных занятий по социально-бытовой ориентировке во вспомогательной школе.// Дефектология. -2009.-№ 5. Гладкая В.В. Методика проведения уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» во вспомогательной школе.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2009.-N 6.6.Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под. ред. А.М. Щербаковой.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. 7.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. ИЗД.2-е испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2002.