Публикации
Способы и приемы организации режимных моментов в адаптационный период
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы и приемы организации режимных моментов в адаптационный период
Автор: Ушакова Олеся Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы и приемы организации режимных моментов в адаптационный период
Автор: Ушакова Олеся Николаевна
Общеобразовательное учреждение«Знаменская средняя общеобразовательная школа»Орловского района Орловской областиОтделение по дошкольному образованию №4 Сообщение на тему:«Способы и приемы организации режимных моментов в период адаптации»Воспитатель:Ушакова О.Н.пгт. Знаменка2021г.С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Как пройдет адаптация ребенка к детскому саду во многом зависит от воспитателя.Мы знаем, что режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Поэтому они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом, которое мы используем для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребёнком в период адаптации.Организуя режимные моменты, мы стараемся создавать доброжелательную атмосферу, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка: не торопить медлительного ребенка, не предлагать сложные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам. Постепенно малыш учится самостоятельно есть, умываться, одеваться и пр. Мы стараемся привлекать детей к повседневным делам группы вместе с нами, т. к. следуя примеру взрослых, ребенок приобретает социальные навыки.Основные режимные моменты группы раннего возраста:1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика2. Подготовка к завтраку, завтрак3. Игры, совместная деятельность4. Подготовка к прогулке, прогулка5. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед6. Подготовка ко сну, дневной сон7. Подъем после сна, закаливающие мероприятия8. Игры, самостоятельная деятельность детей9. Подготовка к полднику, полдник10. Игры, прогулка, уход детей домойПри организации режимных моментов мы соблюдаем определенные условия:1. Создаём благоприятную эмоциональную обстановку, т. к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.2. Стараемся каждый из режимных моментов проводить в виде игры.3. При проведении режимных моментов вначале берем детей самых маленьких и медлительных, которые плохо владеют навыками.3. Придерживаемся принципа последовательности и постепенности, предусматривая единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.4. Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса.5. Режимный процесс проводим без суеты, сопровождая свои действия ласковой, неторопливой речью, используя произведения устного народного творчества.6. При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца.7. Соблюдаем индивидуальный подход к детям.В период адаптации ребенка используем такие методы и приемы организации режимных моментов: - Элементы телесной терапии (обнять, погладить). - Исполнение колыбельных песен перед сном. Колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. - Релаксационные игры (песок, вода). Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. Например:1. Водные игры. Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е., такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно - пространственная ориентация. Игра, которую я вам предлагаю называется: "Рыбаки и рыбки". Дети с сочками становятся вокруг емкости с водой (воображаемого озера) и с помощью сочка вылавливают рыбок, кладут их рядом на поверхность. При этом вырабатывается глазомер и координация движения руки;2. Мыльные пузыри. Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции. В этом случае хорошо пускать «солнечного зайчик»: сверкающие и мигающие огоньки постоянно движутся, что привлекает внимание ребёнка. Это обязательно заинтересует и отвлечет его;3. Пескотерапия. Эти упражнения развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряженность. В данном случае заменить песок крупой - пшеном. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга.Сказкотерапия - это процесс внутреннего воспитания ребенка, развития души.Музыкальные занятия и развитие движений. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона.Во время приема детей, самое главное - это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи воспитанника. Обеспечиваем условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке, следим, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок застенчив, стеснителен, не в настроении или не может самостоятельно выбрать себе занятие, помогаем ему подключиться к играющим детям, помогаем в выборе игрушек, играем с ребенком или даем ему какое-либо конкретное поручение.И, конечно же, самыми главными и в процессе адаптации и в течение всего года являются игровые приемыОсновная задача игр в период адаптации - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Общаясь, мы не только привлекаем внимание детей, но и воспитываем культуру поведения, формируем гигиенические навыки.• Сегодня к нам пришла в гости кукла Катя. «Здравствуй, Катя!Здравствуй! Да, Катя, когда кто-нибудь приходит, дети всегдаговорят: «Здравствуйте!» Катя тоже будет учиться, говорить всем«здравствуйте». А мы поможем ей.Кукла Катя сегодня очень красивая. Вы заметили? Что ее украшает? Чистое платье, красивый бантик. А еще у Кати чистые ручки и лицо.Катя принесла интересные картинки. Кто скажет, что это? Давайте их рассмотрим. Мыло, полотенце, зубная щетка. Для чего нужны эти предметы? Катя не знает. А вы, дети, знаете?Зайчонка пригласила в гости кукла Маша, а он и не знает, как вести себя в гостях.Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите меня, пожалуйста», «Расскажите, где вы были, что видели?» Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.Необходимо создать условия для самостоятельной деятельности детей.На столах до прихода детей можно разложить:строительные наборы;разрезные картинки;матрешки, пирамидки, вкладыши, крупную мозаику;настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Подбери и назови», «Подбери пару», «Сказки», «Найди такой же», «Соберем урожай»;книжки рассказов в картинках.Для вовлечения детей в игру используем проблемные ситуации: наша Катя поранила пальчик; у Кати разболелось горло; Катя проголодалась и т. д.Основной задачей остается формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Можно продолжить работу с выбранным персонажем, игрушкой.Стихи помогают поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде.Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе используем чтение художественных произведений, потешки, стихи, сказки.Во время умывания: «Ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой моем левую ладошку, левой — правую», «Водичка, водичка умой Маше (имя ребенка) личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок»Следим за аккуратностью в процессе умывания. Во время еды: «Умница, Машенька,Ешь кашку сладеньку,Вкусную, пушистую,Мягкую, душистую» и др.В процессе одевания поддерживаем с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, замок). Опять же используем художественное слово:«Если хочешь прогуляться,Нужно быстро одеваться,Дверцу шкафа открывай,По порядку надевай»На прогулке, как и в помещении, заботимся о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками, наблюдали за явлениями окружающей жизни, т.о., не даем детям скучать.Соблюдая все эти приемы и способы организации режимных моментов можно за более короткий период адаптировать детей к детскому саду.