Публикации Методическая разработка классного часа для 4 класса "О чём говорят пальцы рук"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка классного часа для 4 класса "О чём говорят пальцы рук"
Автор: Астафурова Ольга Валерьевна

Классный час О чём говорят пальцы рук
4 класс
Цель: расширить знания детей об уникальности отпечатков пальцев руки человека.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием дактилоскопия;
- исследовать, что общего и различного в отпечатках пальцев разных людей;
- провести анализ почерка детей в классе;
- развивать любознательность, интерес к исследованию, навыки общения при работе в парах и группах.
Оборудование:
Презентация.
Штемпельные подушечки для печати, синие чернила, увеличительные стёкла.
Буклет для детей.
Ход занятия.
I. Организация класса.
II. Постановка цели и темы занятия.
Учитель. Дети, отгадайте загадку.
Живут не за стеной-
День и ночь со мной:
Целый десяток верных ребяток. (пальцы на наших руках)
Учитель читает стихотворение собственного сочинения.
Есть у нас работники, во всём помочь охотники.
Ими можно написать, пригрозить, нарисовать,
Но не только помогать, они могут рассказать.
А о чём они расскажут, узнаем с вами мы сейчас.
Учитель. Ребята, на прошлом уроке окружающего мира мы изучали тему Особенности кожного покрова, узнали о том, что наши пальцы уникальны, они все оставляют разные отпечатки. На этой неделе я у вас проводила анкетирование. Результаты получились следующие.
Вопрос
да
нет
Рассматривал ли ты отпечатки своих пальцев?
7 чел.
21 чел.
Знаешь ли ты, чем отличаются отпечатки пальцев человека?
5 чел.
23 чел.
Может ли отпечаток пальца человека меняться в результате в результате повреждения кожи?
20 чел.
8 чел.
Знаешь ли ты, что такое дактилоскопия?
1 чел.
27 чел.
Учитель. По результатам анкетирования я сделала вывод, что большинство опрошенных не интересовались своими отпечатками и данной темой. Поэтому я предлагаю сегодня расширить наши познания в этом направлении.
III. Основное содержание.
1) Рассказывает ученица.
Ребята, после проведения урока окружающего мира мне стало очень интересно, по каким же признакам отпечатки пальцев человека могут отличаться. Изучив интернет-энциклопедию Википедия, я узнала, что существует такое понятие как дактилоскопия. Дактилоскопия – это способ опознания человека по отпечаткам пальцев, основанный на неповторимости рисунка кожи. Широко применяется в полиции. Я посетила с папой Экспертно-криминалистический центр МВД по республике Хакасия, расположенный по ул. Щетинкина 6. Там мы побывали в специальном отделе, где происходит снятие отпечатков пальцев. Для того, чтобы снять отпечатки, специалист
при помощи маленького валика наносит чёрную краску поочерёдно
на пальцы, а затем прикладывает их к бумажному листу. Все данные
хранятся в единой Базе данных. В настоящее время этот способ является
наиболее используемым для опознания человека. Мне рассказали также,
что сейчас появился единственный в нашей республике электронный
прибор, который позволяет снять отпечатки при помощи сканера, не
марая руки чернилами. Специалисты отдела рассказали мне, что
отпечатки пальцев на руке – это папиллярные узоры кожного рисунка, которые располагаются на кончиках пальцев. Они отличаются между собой по особенностям строения и не меняются на протяжении всей жизни. Отпечатки пальцев имеют способность восстанавливаться даже после повреждений, сохраняя узор. Если несколько раз обжечь подушечки пальцев, то при заживлении всё равно будет появляться тот же отпечаток.
Учитель.
Несмотря на многообразие строения папиллярных узоров, все они делятся на три основных типа: дуга, петля, завиток. Их можно рассмотреть даже невооружённым глазом, ещё их называют глобальными признаками. Кроме них определяют ещё локальные признаки, т.е. наличие уникальных для каждого человека микроузоров. Каждый отпечаток содержит до 70 таких микроузоров. Интересно, что даже у близнецов отпечатки разные. Я предлагаю вам убедиться – на самом ли деле отпечатки настолько уникальны и разнообразны.
2) Практическая работа в группах Исследование отпечатков пальцев рук.
Дети разделены на три группы. У каждой группы на столе штемпельные
подушечки для печати, жидкие синие чернила, лупы, листы белой бумаги.
Далее учащиеся работают по плану:
При помощи чернил соберите отпечатки указательных пальцев,
оформите их на бумажном листе.
При помощи увеличительного стекла рассмотрите отпечатки. Разбейте их
на три группы по схожести.
Результаты занесите в таблицу. Получится небольшая картотека отпечатков.
После выполнения работы все результаты заносятся в одну сводную таблицу по классу. Получились следующие данные.
Основные типы папиллярных узоров
5 человек
8 человек
15 человек
Все отпечатки оказались действительно разными. С узором дуга - 15 человек, с завитком - 8 человек, с петлей - 5 человек. Наиболее редким оказался узор петля.
3) Индивидуальная работа.
Учитель. Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно и узнать, одинаков ли рисунок на всех пальцах одной руки. Для этого вам необходимо на листе белой бумаги
при помощи чернил снять опечатки пальцев одной своей руки и рассмотреть
под увеличительным стеклом. Учитель на слайде демонстрирует также
отпечатки своей руки.
Учащиеся делают вывод. На пальцах одной руки могут быть разные
отпечатки.
Учитель. Ещё хочется отметить, что, оказывается, есть люди, у которых нет
отпечатков пальцев. Таких людей в мире всего около 20 человек. У них
подушечки пальцев совершенно гладкие, без рельефа.
4) Динамическая пауза.
Учитель. Очень часто на уроках мы выполняем физминутки для пальцев. Это нужно не только для того, чтобы наши пальцы отдохнули, а ещё чтобы они не беспокоили в дальнейшем. Предлагаю выучить упражнения, которые позволят избежать онемения пальцев, если их выполнять каждый день.
Поочерёдно коснуться большим пальцем до подушечек остальных пальцев.
Большой палец оттянуть в сторону, затем приблизить к основанию мизинца.
Крепко сжать руку в кулак, а затем разжать пальцы.
5) Самостоятельная работа Связь почерка с характером человека.
Учитель. Ребята, с первого класса я учу вас, как надо держать ручку, как правильно писать буквы. А в результате почерк у всех учащихся разный. Следовательно, почерк каждого человека абсолютно индивидуален, как и отпечатки пальцев. Психологи утверждают, что почерк даёт возможность рассказать о характере своего хозяина. Изучением почерка человека занимается графология. Эта наука исследует наклон букв, их форму и размер. Этот анализ позволяет выявить качества личности. В книге Сары Дороти Тайны почерка есть такая характеристика.
Учащиеся работают по плану:
Напишите по одному предложению на листке.
Найдите в таблице признаки данного почерка. Прочитайте описание характера человека.
Поднимите карточку красного цвета, если ваши данные совпали, зелёную – если не совпали.
Признак
Описание характера человека
Очень крупные буквы.
Лёгок в общении, общительный, отзывчивый.
Каллиграфический почерк.
Аккуратность, энергичность, дисциплинированность, общительность
Буквы разной величины, волнообразная строка.
Беззаботность, мягкость, ловкость, хитрость, лживость, изворотливость
В конце строки буквы становятся меньше и уходят вниз.
Пассивность, замкнутость, медлительность.
Буквы соединяются без отрыва ручки, плавно.
Старается избегать неожиданностей, открытость, инициативность.
Узкие буквы.
Сдержанность, неторопливость, заботливость, бережливость.
Почерк без наклона.
Сдержанность, уравновешанность, застенчивость.
Сильный наклон вправо.
Вспыльчивый, несдержанный, обидчивый.
Наклон букв в разные стороны.
Капризный, эмоциональный, импульсивный.
Правильный наклон вправо.
Хорошая работоспособность, спокойный, сопереживание людям, доброжелательность.
Учащиеся делают вывод. Данные в таблице характеристики в большинстве совпали с результатами детей. Это подтверждает, что по почерку человека можно определить его характер.
6) Знакомство учащихся с исследованием Связь длины пальцев со способностями детей
Учитель. Ребята, как вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между нашими пальцами и способностями? Сейчас перед вами выступит ваша одноклассница и разрешит этот вопрос. Она выполняла индивидуальное задание.
Рассказ одноклассницы.
Со слов школьного психолога я узнала об интересных результатах нового исследования учёных. Они утверждают, что родители могут определить будущую успеваемость своих детей в школе, просто посмотрев на их руки. Считается, что способности детей в изучении родного языка и математики связаны с длиной их пальцев. Ученикам, у которых безымянный палец
длиннее указательного, легче даются примеры и задачи, а тем, у кого
наоборот – проще изучать родной язык и литературу. Чтобы убедиться
в этом, я обвела карандашом ладони у 10 учащихся нашего класса. Рядом
с каждой ладонью я подписала (со слов учителя) успеваемость этих
учащихся по русскому языку и математике, сравнила длину их
безымянного и указательного пальцев. Затем проследила зависимость
способности ребёнка от их длины: ставила + если совпадало, - если
не совпадало. В результате я увидела, что только у одного человека не подтвердилось данное утверждение.
л
а
д
о
н
ь
п
е
р
ч
а
т
к
а
в
а
р
е
ж
к
а
м
и
з
и
н
е
ц
с
р
е
д
н
и
й
у
к
а
з
а
т
е
л
ь
н
ы
й
р
у
к
а
6) Кроссворд Угадай, что связано
с нашей рукой.
1. У одной матери - пять детей,
Все дети разные, все к матери привязаны.
(ладонь)
2. Разошлись все мальчики
В тёмные чуланчики,
Каждый мальчик в свой чуланчик.
(перчатка)
3. Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (варежка)
4. Этот палец – крошка, 5. Этот пальчик самый длинный Помириться с другом можно. И стоит он в середине. (средний)
(мизинец)
6. Этот палец с порога
Указывает дорогу. (указательный)
7. Что мягче подушки? (рука)
6) Работа в парах
Учитель. В русском языке существует много фразеологизмов о наших пальцах и руках. Давайте вспомним их и определим их значение. Поработайте в парах и подберите к каждому фразеологизму его значение (карточки разрезаны и перемешаны).
Рукой подать.
Очень близко, совсем рядом.
Подвернуться под руку.
Случайно оказаться поблизости.
Не покладая рук.
Усердно трудиться.
Обвести вокруг пальца.
Ввести в заблуждение, обмануть.
Держать себя в руках.
Сдерживать свои чувства.
Пальчики оближешь.
Очень вкусно, приятно.
Палец о палец не ударил.
Ничего не делать.
IV. Итог. Рефлексия.
Дети исполняют песню Умелые руки (слова В.Волжанина, музыка Г.Булякова)
1. Не трудно, ребята, нам песенку спеть,
Не трудно, а всё-таки, надо уметь.
За что ни возьмись – нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять.
Припев: Должны всё делать сами
Умелыми руками,
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
2. Сломалась игрушка – сумей починить,
А новую сам научись смастерить,
Недаром, ребята, смекалка дана –
Везде и во всём помогает она.
3. Умей, если нужно, заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье, будь первым в труде.
У нас белоручек не любят нигде.
Учитель. Ребята, заканчивая наше занятие, и я хочу вам предложить передать друг другу символический микрофон (карандаш или другой предмет) и продолжить одну из фраз.
Сегодня я узнала, что …
Сегодня меня удивило, что …
Я хочу больше узнать …
В заключении учитель раздаёт детям буклеты О чём говорят наши пальцы.