Публикации воспитательная программа "Вместе весело живем"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: воспитательная программа "Вместе весело живем"
Автор: Корнилова Светлана Клавдиевна

  • Пояснительная записка
  • Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере быть счастливым. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из важнейших задач современного образования и воспитания. Воспитательная программа «Вместе весело живем» направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Программа разработана в соответствии со следующей нормативно – правовой базой:- Конвенции о правах ребёнка, принята и открыта для подписания, ратификации присоединения резолюцией Генеральнлой Ассамблеи ООН №44-25 от 20.11.1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 №1559-1;- Всеобщей декларации прав человека;- Конституции Российской Федерации от 2020 года;- Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ.- Национальной доктриной образования в Российской Федерации (на период до 2025 года).- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждѐна распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р;- Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р;- Указом президента Российской Федерации от 01 июня 2012г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования 2013 – 2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. № 295).- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждён Президентом Российской Федерации от 04 сентября 2014года).- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «об утверждении СанПин 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».Особенности воспитательного процесса в структурном подразделении1.Структурное подразделение «Дворца творчества детей и молодёжи» «Чайка» один из старейших клубов, был основан в мае 1964 года. Своё название клуб «Чайка» получил по позывным в космосе первой женщины – космонавта В.В.Терешковой. Структурное подразделение является центром физкультурно – спортивной и культурно – массовой работы микрорайона Водники. Успешному проведению мероприятий способствует большая территория структурного подразделения, спортивный корт, стадионы школ, парк Ветеранов и в зимнее время: река Вологда, спортивный и танцевальный залы в "Чайке", спорт инвентарь для летних и зимних соревнований позволяют проводить мероприятие в любую погоду.2. Со временем в с/п "Чайка" появились традиционные мероприятия, которые востребованы и поддерживаются детьми, родителями, педагогами школ микрорайона ("Веселый стадион", "Дед Мороз и необычный кросс", "Недедя Фзкльтура.Спорт.Здоровье"). Сложилась система спортивных мероприятий.3. Расширение участников воспитательной работы по укреплению здоровья: отдельно разработан план мероприятий для детей и подростков практически здоровых, для детей и молодежи с ограниченными возможностями и с инвалидностью.4. На базе с/п "Чайка" работает группа продленного дня "Вместе веселее", куда ходят дети 1-2классов. Для формирования у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и их применению в жизни каждую неделю проходят спортивные мероприятия, ситуативный практикум по охране жизни («Спортивному движению – наше уважение!", «Пожар в доме"). Актуальность. Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников, а так же сложившимися традициями, социальным заказом участников образовательного процесса, наличием материально – технической базы: стадиона, спортзала, спортивного игрового инвентаря. Любимые занятия становятся важным фактором физического развития, а также поддерживают эмоциональное здоровье и развивают такие качества как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость. Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни – здоровый. Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.Педагогическая целесообразностьПедагогическая целесообразность программы заключается в том, что используемые формы для реализации программы: соревнования, состязания, игры, акции – способствуют формированию позитивного отношения к своему здоровью у каждого ребёнка, помогают раскрыть способности и воспитать уверенность в себе, самостоятельность, активность, умение работать в команде. Спортивно – волевые качества: ловкость, быстрота, внимательность, выносливость, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия позволяют детям находить применения им в жизни, адаптироваться в социуме, добиваться результата. Расширение представлений о ЗОЖ способствует практическому применению полученных знаний, развитию гигиенических навыков. Детям с инвалидностью программа помогает поверить в себя, расширить круг общения и активироваться в социуме. Потребность детей в общении со сверстниками в свободное от учёбы время играет немаловажную роль в их личностном развитии. (приложение № 1). Дети становятся не только активными участниками мероприятий с/п «Чайка», но и организаторами спортивных праздников в микрорайоне, участниками городских проектов, слетов, форумов, выступают в качестве волонтёров в городских мероприятиях. Участие в мероприятиях позволяет сплотить творческие коллективы, создать между ними здоровую конкуренцию, стремление к победе, выявить потенциал (физический, интеллектуальный и т.д.) творческого коллектива. Участие в массовых мероприятиях помогает безболезненно перейти из детства во взрослую жизнь, способствует социальной адаптации, профилактике девиантного поведения детей и подростков. Вся воспитательная система программы «Вместе весело живём» создаёт условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности.Особенности программыУчастниками данной программы являются дети с ОВЗ и инвалидностью.Разработан цикл инклюзивных мероприятий для ребят с ОВЗ, и с инвалидностью. Педагог - организатор постоянно обновляет план мероприятий, разрабатывает инклюзивные встречи для "Клуба выходного дня" для детей с ОВЗ и с инвалидностью, в программу которого входят и спортивные праздники, беседы со специалистами о здоровье, семейные соревнования. Программа «Вместе весело живём» направлена на физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Цели, задачиЦель: Формирование культуры здоровья и физическое воспитание подрастающего поколения.Задачи:- формирование убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье, как самой главной ценности;- расширение знаний о ЗОЖ, вредных и полезных привычках, выдающихся спортсменах России и Вологодской области;- развитие интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;- развитие морально – волевых качеств: силы, выносливости, быстроты;- воспитание активности, самостоятельности, умения работать в команде;- развитие и применение практических навыков организации и проведения мероприятия физкультурно – спортивной направленности;- воспитание уважительного отношения к соперникам, к детям с ОВЗ и инвалидностью.Срок реализации программыПрограмма рассчитана на 1 год.Характеристика участников программыПрограмма ориентирована на детей от 5 до 18 лет. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников.Дошкольники - ведущая потребность в этом возрасте – общение и творческая активность, выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, в основе которой лежит игра.Младший школьный возраст - период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.Средний школьный возраст - дети такого возраста всегда готовы помочь, так как у них развито желание лидерства. При нарушении правил поведения, как правило, идут на этот шаг осознанно, зная, что можно, а что нет. Часто дети захотят поделиться своими секретами, доверить какую-либо информацию, попросить помощи. Выслушать ребенка, дать совет очень важно. Беседа – лучший метод воздействия.Старший школьный возраст- главное для старшего школьника овладение профессией, а значит, нахождение своего места в мире. Доминантой становится выбор и овладение профессией, поскольку от этого зависит дальнейшая жизнь, которую избирает человек на пороге взрослой жизни. Это определяет круг учебных интересов. У многих меняется отношение к школьным предметам. Они отдают предпочтение тем, которые им нужны для будущей профессии. Иногда это бывает и в ущерб остальным предметам, иногда школьник совмещает необходимое и полезное. В «Чайке» проходят мероприятия и работают объединения для особенных детей с аутизмом, с синдромом Дауна, с церебральным параличом, с ограниченными возможностями. Участники быстро утомляются, не могут долго держать внимание, некомфортно чувствуют в аудитории с большим количеством людей, каждый хочет внимания и поддержки.Программа разработана и для детей с ограниченными возможностями и с инвалидностью с 7 до 18 лет (классификация В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов):Умственной отсталостью.Умственно-отсталые дети – дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего интеллектуального.Дети с синдромом Дауна. У детей отмечается нарушение координации, движения однообразны и замедленны. Но при специальном направленном обучении появляются положительные сдвиги в состоянии двигательных навыков.с нарушением опорно - двигательного аппарата (передвигающиеся самостоятельно). Двигательные расстройства характеризуются ограничением движений. При обучении руки, ноги становятся сильнее.с нарушением поведения и общения.Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого – педагогическими особенностями. У всех детей нарушение развития средств коммуникации и социальных навыков. При грамотном не навязчивом общении, обучении ребенок запоминает движения, слышит музыку и правильно под счет выполняет танцевальные комбинации.Группы могут быть разновозрастные или одного возраста.Ожидаемые результаты- У участников программырасширятся знания о ЗОЖ, вредных и полезных привычках, выдающихся спортсменах России и Вологодской области; возрастет интерес детей к занятиям физкультурой и спортом.- Разовьются морально – волевые качества: сила, выносливость, быстрота;- Рост активности, самостоятельности детей; - Рост уровня сплоченности в объединениях, научаться работать в команде, уважительно относиться к соперникам, к детям с ОВЗ и инвалидностью, повыситься культура общения.- Разовьют и научаться применять практические навыки организации и проведения мероприятия физкультурно – спортивной направленности; - Сложиться система традиционных и инклюзивных мероприятий;2. Содержание программы Программа способствует: - Формированию у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.- Развитию эффективных способов сотрудничества педагогов – родителей – воспитанников.- Созданию условий проявления и мотиваций творческой активности, воспитанников в различных сферах социально-значимой деятельности.Воспитательная программа реализуется через следующие модули:Модуль 1: Ключевые дела. В «Чайке» мероприятия проводятся исходя из специфики развития структурного подразделения, и направлены на пропаганду идёй здорового образа жизни. Культурно – массовая работа проводится для: -детей («Веселый стадион» эстафеты) -подростков («Здоровье в наших руках» забег) -молодёжи (Скажи: «Нет!» вредным привычкам ситуативный практикум) -родителей(семейные старты) -педагогов (акции, соревнования) -жителей микрорайона Водники (смотри приложение № 1 , 2, 6,11). Формы работы:Акции действия, предпринимаемые для достижения, какой – либо цели. В структурном подразделении «Чайка» стали традиционными акции: «Я выбираю спорт» (забег школ микрорайона Водники); «Быть здоровым – это классно!» (распространение буклетов); «Вместе мы сила!» (помощь людям с ОВЗ) «День мудрости и доброты»;«Дед Мороз с доставкой на дом» Беседы – социально – организованные диалоги, в ходе которых ведущий руководит обменом мнений по какому – либо вопросу, проблеме.В структурном подразделении «Чайка» проводятся традиционные беседы для ребят младшего и среднего школьного возраста:«Компьютер и здоровье»;«Учимся отдыхать»;«Наше здоровье в наших руках»;«С огнём шутить нельзя!»;«Помни законы улиц и дворов»;«Умей общаться со всеми и всегда».Викторины – игры в ответы на вопросы, обычно объединённые общей темой. В структурном подразделении «Чайка» большой популярностью пользуются викторины: «Звёзды вологодского спорта»;«Викторина юморина»«Мы живём в России».Может проходить и в дистанционной форме. В группе с/п «Чайка» () «Что нужно, чтоб здоровье было хорошим»:«Здоровье человека ХХI века»;«Я горжусь, что живу в России»:Гостиные приём гостей в уютной комнате, с определённой тематикой.В «Чайке» проводятся гостиные для ребят и родителей, педагогов:«Рождественские посиделки»;«Мы за чаем не скучаем»;«В часы семейного досуга».Концерты – представления, предполагающие демонстрацию выступающими зрителям художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и т.д.). Стали традиционны концерты в структурном подразделении «Чайка»:«Клуб собирает друзей»;«Чайка – территория творчества»;Воспитанники «Чайки» выступают в Доме ветеранов, в клубе «Забота», В Детском доме №3, в областной детской больнице:«Мы помним, мы гордимся!»;«Чайка – территория творчества и спорта»;«Дружба начинается с улыбки»;«Новый год шагает по планете».Конкурсы соревнования, имеющие цель выявить лучших участников, лучшие работы.«Чайка» проводит конкурсы для воспитанников и их родителей:«Девочка моей мечты»;«А ну-ка, бабушки!»;«Пазлогейм»;«Марья - искусница».Конкурсы могут проходить и в дистанционной форме. В группе с/п «Чайка» ():«Величайшая женщина XX века»;«Космический рейс».Квест разновидность игры, в которой для прохождения требуется решить цепочку задач, передвигаясь по маршруту. Любимая форма и детей и подростков. В «Чайке» разрабатываются тематические квесты: «Мы за безопасность»:«Тропинки здоровья».Круглый стол – высказывание своего мнения, своих взглядов всех сидящих по кругу. «Мозговой штурм» - оперативный метод, решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают как можно больше высказать вариантов решения проблемы. Очень ценная форма работы с подростками. Она позволяет услышать мнение каждого, прийти к одному мнению или остаться при своём. Популярны в «Чайке» такие темы:«Здоровье в наших руках»;«Жизнь без вредных привычек»;«Что такое хорошо и что такое плохо».Ситуативный практикум – это практическое занятие, целью которого является приобретение участником навыков правильно сделать вывод в возникшей ситуации. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»;«Здоровые привычки-здоровый образ жизни»;«Одни на улице»; «Путешествие в царство вежливости и доброты».Состязания – соревнования за первенство.В соревнованиях участвуют представители школ микрорайона Водники.Устный журнал – путешествие по страницам книги, журнала, объединённые одной темой.Эта форма используется в работе с детьми младшего школьного возраста. Темы устного журнала разнообразны, проводятся как в структурном подразделении, так и в детских садах микрорайона Водники:«Минута час бережёт»;«Витаминная семья»;Формы разнообразны, актуальны, социально значимы, интересны детям и поддерживаются родителями. Модуль 2: Самоуправление Актив «Чайки» – это разновозрастный коллектив, который состоит из воспитанников образовательных объединений, так и ребят свободного посещения. Для участников важно самовыражение и творческое удовлетворение, поэтому они с удовольствием берутся организовать и провести игры («Шашечный турнир»), викторины («Хочу все знать»), соревнования («Быстрее всех»). Педагог – организатор направляет деятельность ребят (смотри приложение № 7). Модуль 3.Работа с родителями.Целью совместной работы педагога с родителями является объединение усилий по воспитанию культуры ЗОЖ у детей и родителей. Содержание реализуется в следующих направлениях: (смотри приложение № 11).Психолого – педагогическая деятельность: - Диагностическая работа (анкетирование, тестирование); - Заседание родительского совета (один раз в квартал); - Привлечение специалистов по теме: Вечер вопросов и ответов», - лекции «Возрастные особенности подростков»,индивидуальные консультации;Организационная деятельность: - собрания,- анкетирование,- родительский совет.Досуговая деятельность:Привлечение родителей в культурно-массовую работу структурного подразделения. Педагог-организатор проводит совместные праздники детей и родителей «Мы за чаем не скучаем», конкурсы выставки «В часы семейного досуга», лыжные походы, поездки на природу.В структурном подразделении «Чайка» большое внимание уделяется приобщению детей и родителей к оздоровительной деятельности через совместные спортивные соревнования:«Дед мороз и необычный кросс»;«Лучше лыж могут быть только лыжи»;«Весёлый стадион»;«Быстрее. Смелее. Сильнее»;«В каждом спортивном бою любимую Вологду славьте свою».(приложение №2,11)Модуль 4: ПартнерствоДля реализации программы расширяются социальные связи и формы сотрудничества с учреждениями и организациями города Вологды. Это позволяет увеличить количество участников в спортивно - массовой работе «Чайки», повысить качество проводимых мероприятий (Формы сотрудничества смотри в приложении № 10).Совместные мероприятия проходят со следующими организациями: - УДО № 63,67 («Стартуют все»)- МОУ СОШ 10, 12, 15, 17 («Неделя Физкультура Спорт.Здоровье»)-ТОСы микрорайона Водники («Рождественская елка», «День Знаний»)-Вологодское общество инвалидов («Фестиваль настольных игр», календарные праздники)- Общественная организация «Движение О» (совместные спортивные праздники«Мама может», «Вологдамарафон»).- Волонтерское движение Горко35 (участие в акции «Мы вместе», «Подари радость»). (Приложение № 5)3 Ресурсно - методическое обеспечение программыОсновные принципы работы1.Открытость и доступность. Воспитанники «Чайки» активно принимают участие в жизни структурного подразделения, педагог-организатор поддержит и оценит инициативу каждого.2.Добровольность. Вся работа «Чайки» основывается на добровольности и ребячьей инициативе. Каждому воспитаннику предоставляется право свободного выбора содержания деятельности, форм работы для достижения личных или коллективных целей.3.Равенство и сотрудничество. В структурном подразделении и выборный актив, и просто воспитанники занимают равное положение. Каждый может проявить, себя не зависимо от возраста, социального положения, здоровья и национальности. Ребята старшего школьного возраста берут шефство над детьми младших классов. Проводят для ребят игры, конкуры, соревнования.4.Непрерывность и перспективность. Работа педагога-организатора с детьми ведётся на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Для достижения поставленных коллективом задач необходима стабильность и системность. Ребята должны стремиться достичь определённой планки в своей деятельности, в общении. Перед ними всегда должна быть нарисована перспектива деятельности как лично каждого участника, так и всего структурного подразделения.Основные методы работы:Для реализации программы применяются следующие методы:Метод воспитания – это способ взаимодействия педагога и ребёнка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности. (Поручение - подготовить стенгазету, написать небольшое сочинение о профессии своего отца); Метод организации раскрывает деятельность и поведение воспитанников в специально созданных условиях, его так же называют метод воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок становится перед необходимостью решить ту или иную проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли. Когда в какой – либо ситуации возникает проблема для воспитанника и существуют условия для самостоятельного её решения, создаётся возможность социальной пробы или испытания. В результате у ребят формируется определённая социальная позиция и социальная ответственность.Соревнование формирует качества конкурентно - способной личности и опирается на естественные склонности ребёнка к лидерству.Например: воспитанники структурного подразделения «Чайка» самостоятельно могут решить проблему организации КТД, подготовке к празднику, к КВНу, постановки тематических номеров.Метод убеждения и самоубеждения предполагает разумное доказательство, какого – то понятия, нравственной позиции, оценка происходящего. Логические выводы, сделанные самим ребёнком, формируют его собственный комплекс - взглядов. Часто используемая форма в работе: беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», диспут «Подростковые группировки», круглый стол «Умей общаться со всеми и всегда». Стимулирование – метод, в основе которого лежит формирование у воспитанников осознанных побуждений их жизнедеятельности. В качестве стимулирования используются такие компоненты как поощрение – положительная оценка действий воспитанников. Например: похвала педагога. Выражение благодарности всей команды одному из участников. Награждение грамотой, занесение фамилии и имени в книгу лучших воспитанников «Чайки». Стимулирование закрепляет положительные навыки и привычки, вселяет уверенность. Существует и наказание, которое должно предупреждать нежелательные поступки детей. (Замечание, отстранение от участия в КТД).Метод стимулирования помогает воспитанникам структурного подразделения «Чайка» формировать умение правильно оценивать своё поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей – выбор деятельности, понимание смысла жизнедеятельности (смотри приложение № 9). Метод мотивации способствует созданию ситуации успеха воспитанников. Педагог – организатор даёт совет, авансирует поведение воспитанника. Метод требования формирует волевую сферу. Различаются прямые и косвенные требования. Для прямых требований характерны конкретность, понятные для воспитанников формулировки. Используется решительный тон. Но этот метод используется очень редко педагогом – организатором «Чайки».Метод косвенного требования – это совет, просьба, выражение доверия. Требование – игра доставляет детям удовольствие, при этом воспитанники незаметно для себя выполняют требования педагога. Информационные ресурсы Значение информации для формирования поведения ребёнка огромно. Своевременно полученные сведения могут мотивировать человека на приобретение новых жизненно важных навыков. Для этого в структурном подразделении используются такие формы работы как: - изготовление сменных и постоянных стендов по здоровому образу жизни и компонентах, его составляющих: «Чтобы избежать беды»; «От культуры и спорта к здоровому образу жизни»;- распространение буклетов по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения: «Я выбираю будущее»; «Реализуй своё право на здоровье»; «Оставайтесь людьми»;- изготовление и распространение листовок «Берегите воду»-сайт ДТДиМ, группа «Чайки», где размещаются фотоотчеты, результаты соревнований. - наглядное оформление каждого мероприятия. Дидактические:-сценарии спортивных мероприятий;- конспекты бесед;- картотека подвижных игр. Материально – технические: -спортивный зал;-спортивная площадка на территории с/п;-спортивный инвентарь (скакалки, мячи, кегли, гантели, теннисный стол, ракетки, лыжи, коньки, санки, ватрушки)- музыкальная аппаратура (колонки, микрофоны);-фонограммы.4. Результативность программыМодель выпускника Личность физически здоровая – ориентированная на здоровый образ жизни.Личность образованная – стремящаяся к использованию своих знаний о ЗОЖ с максимальной пользой для окружающих и их непосредственному расширению.Личность творческая – умеющая работать в коллективе, обладающая навыками поискового мышления, целеустремленная, любознательная, стремящаяся к расширению знаний о ЗОЖ.Личность гуманная – свободная во взглядах, ориентирующаяся в окружающей обстановке, обладающая ответственностью за свои дела и поступки.Личность социально – активная – готовая к жизни в гражданском обществе, проявляющая самостоятельность, активность.Результативность программы отслеживается через мониторинг (приложение № 3)Критерии эффективности реализации программы
  • доля обучающихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
  • численность обучающихся занимающихся в спортивных секциях;
  • количество пропусков учебных занятий учащимися по болезни;
  • Способ проверки:анализ подготовки и проведения мероприятия.мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.(беседы, отзывы, наблюдение, анкетирование).Количественные показатели (количество поведенных мероприятий, охват зрителей).Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.(приложение № 4,9)5. Список литературы. Литература для педагога:1.Акентьева. Л,Р,, Золотарёва. А.В., Кисина.Т.С.Педагогический контроль в дополнительном образовании.Методические рекомендации. – Ярославль: ОУДЮ, 1997.2.Гликман. И. Клуб старшеклассников: Проблема свободного времени решена. Народное образование, 2000.3.Биологическое и социальное развитие человека.Сборник статей. Ред. коллегия: Ломов Б. Ф., Шорохова Е.Б., Брущлинский А.Б. – М.: Наука, 1977.4.Дик Н.Ф., Дик Т.И.Воспитательная работа со старшеклассниками.Ростов н/Д: Феникс, 2007.5.Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей.Методика воспитательной работы.- Ярославль.: Академия развития, 2004.6.Сборник нормативных документов по организации деятельности по месту жительства. – Вологда, 2005.Литература для детей:1.Гуревич. И. «Действия, принимаемые всеми» Академия развития 1995г.2.Дворцова.Б. «Развитие творческого потенциала учащихся в условиях системы дополнительного образования». Саратов, 2007г.3. Бурменский Г.В., Слуцкий В.М. «Одарённые дети» М.: Прогресс, 1991г.4. Яковлев Ю. «Ваши права, дети» М.: Международные отношения, 1992г.Приложение № 1Календарь воспитательной работы, проводимой в с/п «Чайка»ДТДиМ в 2021 – 2022 годПриложение № 2План ключевых мероприятий по здоровому образу жизнина 2021– 2022учебный год.Приложение № 3Мониторинг результативности приложение № 4Отслеживание активности участия детей в разных формах мероприятий по ЗОЖ.а –активный; п – пассивный; н – не участвует.приложение № 5Формы сотрудничества.В детских садах № 63 и 67 педагог – организатор, вместе с активом, проводит: спортивные игры: «Сильные. Смелые. Ловкие», «В некотором царстве, в спортивном государстве», «Физкульт - ура, Зимушка - Зима» конкурсы рисунков: «Я и спорт», «Символ Сочи 2014».
  • Ребята из школ № 12, 15, 17, 14 посещают образовательные объединения структурного подразделения «Чайка. Педагог – организатор проводит спортивно – оздоровительные мероприятия
  • - «Нам туристам, осень нипочём»- Акция «Олимпийская зарядка»; - зимние забавы «Здоровые. Сильные. Смелые»;- забег «Мы за здоровый образ жизни»; интеллектуальные игры:- «Любимые уголки родного края»;- «Я и мои права»;- «Вода – основа жизни»;тематические праздники:- «День Знаний»;- «Прощание с букварём»;- «Последний звонок».консультации: -для педагогов (новые формы внеурочной деятельности);- для учеников (ситуативный тренинг, подготовка к выступлению).
  • Областная детская библиотека и филиалы № 8, 10 для педагогов дополнительного образования и воспитанников организуются выставки: - «Вологда – город моего детства», - «Любимые сказочные герои», - «Новогодний калейдоскоп». В каникулярное время проводятся встречи по темам: - Правила поведения на дороге», - «Любите и берегите лес», - «С огнём шутить нельзя!».
  • Педагог – организатор осуществляет сотрудничество с Дворцом творчества детей и молодёжи и структурными подразделениями по месту жительства, участвуя в традиционных делах вместе с детьми и педагогами.
  • - «Автоград – город дисциплинированных» («Юность») – игра по станциям,- «Воля и труд - дивные всходы дают» («Росинка») – выставки,- «День Земли» («Колосок») – игра. На базе «Чайки» для структурных подразделений организуются выставки рисунков:- «Я и спорт», - «Живая вода»,- «Моя семья».соревнования - «Весёлый стадион», - «Дед Мороз и необычный кросс», - шашечный турнир, - Неделя «Физкультура. Спорт. Здоровье». интеллектуальные игры:- «Вода - основа жизни».- «Звёзды вологодского спорта»,- «В часы семейного досуга».
  • МУ «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» организует для родителей и ребят на базе своего центра консультации:
  • по юридическим вопросам - «Я и мои права», -«Семейный кодекс РФ», психологическим - «Подростковый возраст», - «Адаптация ребёнка к школе», и социальным - «Будущая профессия». \Воспитанники и педагоги «Чайки» изготавливают сувениры и подарки для малообеспеченных и многодетных семей.
  • Воспитанники объединений структурного подразделения «Чайка» активно участвую в конкурсах Городского Дворца Культуры: - «Лучший скворечник», - «Пою тебя, моя Россия».
  • Дом Ветеранов, клуб «Забота» коллективы «Чайки» посещают с концертами
  • - « Праздник мудрости и доброты»,- «Этот День Победы»,- «Я с бабушкой и дедушкой дружу давным - давно» Сотрудничество с детскими учреждениями и организациями города Вологды даёт возможность воспитанникам «Чайки» проявить себя, познакомиться со сверстниками, обменяться опытом. приложение № 6Объединения по интересам.Клуб здоровья – первая суббота месяцаПриложение №7Работа актива по секторамСектор здоровья – участвует в организации и проведении мероприятий по здоровому образу жизни.Пресс-центр – оформляет афиши, стенгазеты, пишет заметки, фотографирует мероприятия, которые проводит с/п «Чайка» или участвует в совместных проектах.Сектор интересных дел - разрабатывает работу любительских кружков ,которые актуальны в данное время, помогает в проведении «Клуба выходного дня» Приложение № 82.3. Определение основных ценностей, норм поведения.Ценности:1.Ценности индивидуального «Я»:самоценность жизни каждого человека;любовь к себе и другим;достоинство;здоровье.2.Ценность семьи: мать, отец, бабушка, дедушка, традиции, родственные связи.3.Национальные, региональные: символы государства. Природа, история государства и своей малой Родины.4.Общечеловеческие: достижения науки, культуры, морали, права, литературы.Нормы поведения:1.Помогай товарищу, если умеешь делать что-то сам – научи его. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.2.Старайся выручить товарища. Поделись с ним всем, что могло бы помочь ему.3.Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду.4.Не ссорься с товарищем, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно.5.Уважай старше тебя людей. никогда не груби и не спорь с людьми.6.Береги своё структурное подразделение, соблюдай чистоту и помогай в оформлении, в ремонте. Приложение № 9 Анкета1.Что для тебя значит понятие «здоровый образ жизни»?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Определи степень важности составляющих «здорового образа жизни», расположив их от самого важного к наименее значимого для тебя:спортпитаниеобщениесонвоздухрежим дня ваш вариант______________3.Что дает человеку здоровый образ жизни? Зачем ведут здоровый образ жизни?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.Расшифруй, что значит:сила волидисциплинадобротапорядочностьчестностьлюбовь5.Какими видами спорта ты занимаешься? Какие виды спорта тебе больше всего нравятся? Чем бы ты хотел еще заниматься?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.Какие темы в рамках занятий по формированию здорового образа жизни вы бы хотели обсудить, что вам наиболее интересно:_________________________________________________________________________________________________7.ФИО _________________________________________________________________________________________ приложение № 10Формы сотрудничества.В детских садах № 63 и 67 педагог – организатор, вместе с активом, проводит: спортивные игры: «Сильные. Смелые. Ловкие», «В некотором царстве, в спортивном государстве», «Физкульт - ура, Зимушка - Зима» конкурсы рисунков: «Я и спорт», «Символ Сочи 2014». Ребята из школ № 12, 15, 17, 14 посещают образовательные объединения структурного подразделения «Чайка. Педагог – организатор проводит спортивно – оздоровительные мероприятия - «Нам туристам, осень нипочём»- Акция «Олимпийская зарядка»; - зимние забавы «Здоровые. Сильные. Смелые»;- забег «Мы за здоровый образ жизни»; интеллектуальные игры:- «Любимые уголки родного края»;- «Я и мои права»;- «Вода – основа жизни»;тематические праздники:- «День Знаний»;- «Прощание с букварём»;- «Последний звонок».консультации: -для педагогов (новые формы внеурочной деятельности);- для учеников (ситуативный тренинг, подготовка к выступлению).Областная детская библиотека и филиалы № 8, 10 для педагогов дополнительного образования и воспитанников организуются выставки: - «Вологда – город моего детства», - «Любимые сказочные герои», - «Новогодний калейдоскоп». В каникулярное время проводятся встречи по темам: - Правила поведения на дороге», - «Любите и берегите лес», - «С огнём шутить нельзя!». Педагог – организатор осуществляет сотрудничество с Дворцом творчества детей и молодёжи и структурными подразделениями по месту жительства, участвуя в традиционных делах вместе с детьми и педагогами.- «Автоград – город дисциплинированных» («Юность») – игра по станциям,- Неделя музыки («Алые паруса»), театра («Глобус»), книги («Колосок»),- «Воля и труд - дивные всходы дают» («Росинка») – выставки,- «День Земли» («Колосок») – игра. На базе «Чайки» для структурных подразделений организуются выставки рисунков:- «Я и спорт», - «Живая вода»,- «Моя семья».соревнования - «Весёлый стадион», - «Дед Мороз и необычный кросс», - шашечный турнир, - Неделя «Физкультура. Спорт. Здоровье». интеллектуальные игры:- «Вода - основа жизни».- «Звёзды вологодского спорта»,- «В часы семейного досуга». МУ «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» организует для родителей и ребят на базе своего центра консультации: по юридическим вопросам - «Я и мои права», -«Семейный кодекс РФ», психологическим - «Подростковый возраст», - «Адаптация ребёнка к школе», и социальным - «Будущая профессия». \Воспитанники и педагоги «Чайки» изготавливают сувениры и подарки для малообеспеченных и многодетных семей. Воспитанники объединений структурного подразделения «Чайка» активно участвую в конкурсах Городского Дворца Культуры: - «Лучший скворечник», - «Пою тебя, моя Россия». Дом Ветеранов, клуб «Забота» коллективы «Чайки» посещают с концертами- « Праздник мудрости и доброты»,- «Этот День Победы»,- «Я с бабушкой и дедушкой дружу давным - давно» Сотрудничество с детскими учреждениями и организациями города Вологды даёт возможность воспитанникам «Чайки» проявить себя, познакомиться со сверстниками, обменяться опытом. Приложение № 11План-сетка педагога-организатора структурного подразделения « Чайка» ДТДиМ на 2021 - 2022учебный год