Публикации "Особенности обучения грамоте юношей в допетровской Руси"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности обучения грамоте юношей в допетровской Руси"
Автор: Терещук Наталия Владимировна

Особенности обучения грамоте юношей в допетровской Руси «Красна птица пером, а человек умом», «Голова всему начало», «И сила уму уступает». «Велика бывает польза от учения книжного», – написал летописец в древней русской летописи. До середины XX века все сведения, которые отечественные историки могли получить о самых разных веках становления Руси, в том числе и о возникновении учебной грамоте, черпались только из одного источника – официальных летописей. Из них мы узнаем, что азбука появилась в результате миссионерской (просветительской) деятельности греческих христиан на Руси в середине IХ века. Вместе с образованными греческими монахами на Русь приходит Византийская культура. Византийская традиция словесности распространяется через первые общеобразовательные учреждения, которые возникают в эпоху правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Школы в тот не простой период до монгольского времени создавались трудно. Не все понимали значение того, что надо отдать ребенка на обучение. Это казалось диким, ненужным противоречащим родительским чувствам и первоначально по княжескому повелению обязаны были боярские дети, дети духовенства отправляться получать знания. Постепенно создавались школы в центрах княжеств, при крупнейших монастырях, при некоторых храмах. В связи с этим количество грамотных людей значительно увеличилось. Об этом говорит знаменитый памятник древнерусской письменности, записи на коре деревьев берестяных грамот, который свидетельствует о том, что люди самых разных сословий и купцы и ремесленники умели читать и писать. Благодаря этому Русь стала на иной этап своего развития. Само слово «школа» получило название с 14века. А пока на Руси учебные заведения назывались училищами.Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. В те времена основными предметами были:грамматика включала в себя о восьми частях речи, риторика-обучение навыкам красиво говорить и писать, диалектика-начало философии, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Обучение грамоте начиналось с раннего возраста 6-7лет. Рано утром в небольшой избе, при тусклом освещении горящей лампадке стоял длинный узкий стол в две доски и скамейки вдоль стены. На стенах иконы, на столе рукописные книги. Юноши изучали азы русской речи с помощью азбуки создателями, которой являлись проповедники христианства Кирилл и Мифодий.Обучение азбуке тяжело давалось мальчишкам, так как буквы сначала произносились учителем, и их надо было повторять хором до тех пор, пока не будет правильного произношения на распев, затем проходило обучение чтению «по складам» (слогам). Завершающим этапом было чтение «по верхам», то есть чтение слов, предложений и текстов. Псалтырь и Часослов - это те книги, по которым начинали учиться читать, книги на религиозную тему. Но были и очень простые азбуки с методическими указаниями, как для учителя, так и одновременно определенные правила для учеников. В стихотворной форме даются советы. На Руси обучались и бедные и из княжеских семей, этому есть подтверждение. На небольшой территории Новгорода археологами были найдены грамоты и рисунки одного мальчика, благодаря которым мы имеем представление о начальном образовании детей. Записки были самые обычные – прописи, на которых Онфим, так его звали, отрабатывал еще не очень ровный почерк. Анализ бересты, на которой были записи, позволяет достоверно утверждать, что мальчик жил в 13веке. Таким образом, многие дети не из самых богатых семей уже в тот период обучались грамоте. Ученики княжеских и семейных училищ для освоения алфавита отрабатывали почерк на специальных деревянных дощечках, покрытые воском – «церах». Они представляли собой тетрадь, на которой можно было процарапать деревянными или металлическими стержнями любой текст. В основном ученики относились к грамоте с благоговением, учителей уважали и почитали. Ученьем книжным через божью благодать дети получали знания, направленные на постижение Бога. Отсюда основная функция книги - не познавательная, а «душеполезная» Но не у всех ребят получалось, тогда семья приглашала священнослужителя, и тот читал молебен Спасителю, Божией матери и святым покровителям в учении. Таким образом, учились от темна до темна. После обучения, которое длилось пять лет, в обязанности ученика входила отработка еще пять лет «за ученье» и еще пять лет уже «по найму», т. е. за плату. Юношам было позволено жить, есть, спать, делать всю домашнюю работу у своего учителя и в то же время обучаться ремеслу и грамоте. В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения грамотности в Древней Руси и Русском государстве был достаточно высок, грамотность проникла почти во все слои населения.