Публикации Сказкатерапия в помощь воспитателю.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказкатерапия в помощь воспитателю.
Автор: Крылова Наталья Павловна

СКАЗКОТЕРАПИЯ – ТЕОРИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.Крылова Наталья Павловна ,воспитатель МАДОУ №21 Г.Армавир. Сказка — это информация, накопленная многими поколениями людей, которая поднимает глубокие философские проблемы на уровне, доступном для детского восприятия и понимания. Сегодня метафорические ресурсы сказок успешно изучены многими психологами и используются для благоприятного и лечебного воздействия на детское сознание. С точки зрения педагогики сказкотерапия рассматривается как способпередачи индивидууму необходимых моральных норм и правил.Метод сказкотерапии за долгие годы исследований получилтеоретическое обоснование, был систематизирован и адаптирован к решениюконкретных психологических задач. В начале 1990-х годов был разработанавторский метод петербургским психологом Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевойвместе с коллективом единомышленников (Т. М. Грабенко, А. В. Гнездилов иД. Б. Кудзилов). Сказкотерапия означает «лечение сказкой», она обращена к детскому началу каждого человека. Сказкотерапия является одним из эффективных методов обучения правилам безопасного поведения на дорогах и коррекции гиперактивного поведения детей дошкольного возрастаерез восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Сказкотерапия – это синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. С самых древних времен люди сочиняли и рассказывали друг другу сказки, передавая их из поколения в поколение. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, И.В. Вачков, М. Осорина, Е. Лисина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие [5].В исследованиях Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа построена современная концепция работы со сказкой [6]. Сказка со временем под влиянием окружающей действительноститрансформировалась. Сегодня метод сказкотерапии используют педагоги, психологи и другие специалисты. Каждый специалист находит всказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональныезадачи [1]. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие виды сказок, которые можно использовать при работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста: художественные, авторские художественные, народные,дидактические, психокоррекционные и психотерапевтические сказки [4].Художественные сказки – это сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный и психотерапевтический аспекты. Чтобы помочь ребенку осознать свои внутренние переживания и справиться с любыми жизненными трудностями, желательно выбрать дляработы с ним авторскую художественную сказку. Народные сказкиложенные путем «векового» наследия народа, позволяют продемонстрировать многообразные сюжеты о животных,взаимоотношенияхлюдей и животных, бытовые, страшные и волшебные сказки [4]. Суть дидактических сказок состоит в том, что все «одушевленные» символы и действия подаются в виде учебных заданий, где дети могут раскрыть определенный смысл, заложенный в тексте [5]. Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогают увидеть происходящую историю с другой стороныи часто оставляют человека с вопросом. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего [3].Э. Фромм считает, что сказкотерапия так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказкотерапию эффективным психотерапевтическим, коррекционным и развивающим методом [8].О влиянии сказкотерапии на развитие личности ребенка с гиперакивным поведением анализировали М.-Л. фон Франц, А. Адлер, Э. Берн. Брун, Э. Пендерсон и т. д. Метод сказкотерапии направлен на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления [4].Из этого следует, что данный метод работает аккуратно, безопасно, не травмируя психику. Дети с гиперактивным поведением очень активны, что является хорошим толчком их интереса к занятию сказкотерапией. Направленная активность всегда приносит свои плоды. Дети испытывают некую дисгармонию, не осознавая причин отрицательных реакций на их возбужденность, принимая ее как обыденность. Суть сказкотерапии как метода коррекции гиперактивного поведения у детей содержится в интеграции внутреннего понимания ребенком самого себя и восприятия его другими; осознание и перевод энергии в мирное русло. Сказка – это то, что легко дается пониманию и всегда закрепляется за ребенком правдивым словом [7].Е.С. Хрустова считает, что в процессе использования сказок ребенок вигровой форме сам находит необходимую для преобразования метафоруи «отыгрывает» взаимодействие с симптомом гиперактивного поведения,целительным для себя способом. Взаимодействие с симптомом гиперактив-ного поведения происходит на телесном уровне, на уровне телесной памяти,меняя патологические телесные паттерны на природные, естественные [10].Кроме того, коррекция гиперактивного поведения методом сказкотерапии направлена на интеграцию личности дошкольника, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способоввзаимодействия с окружающим миром. Работу методом сказкотерапии можно использовать как индивидуально, так и в группе. Однако необходимо учитывать особенности гиперактивных детей, а именно неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и концентрировать свое внимание на деталях, неумение считаться с интересами окружающих. Поэтому проводить занятия рекомендуется для начала не длительно и индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, лишь после этого следует проводить групповую работу [8]. В случае индивидуальной работы с гиперактивным ребенком педагогявляется главным лицом, активно участвующим в процессе сказкотерапии.Задача педагога внимательно наблюдать за поведением ребенка и интерпре-тировать его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этихнаблюдений. Используемые в сказках психотерапевтические метафоры педагог подбирает и создает индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы. Групповая работа со сказкой включает групповое прослушивание сказок, рассказывание сказки, придумывание сказки и т. д. При использовании метода сказкотерапии педагогу необходимо опираться на принципы работы со сказочным материалом. Основными принципами работы со сказками являются принцип осознанности, принцип множественности и принцип связи с реальностью .Педагогу при проведении занятий методом сказкотерапии следуетучитывать следующие основные этапы работы: вхождение или настройна сказку, основную часть, где используются приемы работы со сказкой ивыход из сказки. Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетаниемтрех составляющих: образа сказки, сказочной атмосферы, размышлением над сказками и обсуждением по результатам ее прослушивания, рассказывания, придумывания или обыгрывания. Схема размышления над сказками и их обсуждение включает следующие направления: показать основную тему и линию героев сказки, отношение героев к окружающему миру и к себе, научить детей способампреодоления трудностей, раскрыть актуализированные чувства, продемонстрировать образы и символы в сказках . Таким образом, сказкотерапия является одним из важных методов вкоррекции гиперактивного поведения дошкольников, которая дает возможность при помощи сказок, где все события понятны, естественны иследуют друг за другом, ребенку усвоить причинно-следственные связи.Здесь нет прямых нравоучений, здесь ребенок погружается в ту атмосферу, где он может столкнуться с жизненными ситуациями .Ведь в сценариях сказки встречаются такие проблемы, с которыми ребенок встречается в обычной жизни. Особенность сказки заключается в том, что в её завершении обязательно будет всем знакомая кульминация: «Победа добра над злом». Именно она сможет обеспечить психологическую защиту в тот момент, когда ребенок сравнивает себя со сказочным героем, победившим в своей проблеме и ставшим еще добрее, умнее, сильнее. Cказкотерапия в садике и дома. Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе. Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка. Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность. Уникальность сказкотерапии в том, что она умещает в себе всё,начиная от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитиеиндивидуальности. Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душеЛитература.1.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания черезпсихологическую сказку. – М.: Ось, 2007 – 144 с.2.Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитомвнимания / Первое сентября. – 2006 – № 17 – С. 37–39.3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в по-мощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей стар-ше 7 лет. – СПб.: Речь, 2012 – 220 с.4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказ-ками. – СПб.: Речь, 2008 – 240 с.5.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.:Речь, 2003 – 146 с.6.Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоцио-нальной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание.– 2012 – № 7 – С. 19–24.7.Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособиедля студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998 – 160 с.8.Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, лич-ностный рост. – СПб.: Речь, 2005 – 144 с.9.Хрустова Е.С., Акутина С.П. Социально-психологические ре-сурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного и гиперактивногоповедения детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015– № 22 – С. 11–13.10 Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокор-рекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными иаутентичными детьми. – М. Речь, 2000 – 192 с.