Публикации Развитие мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования
Автор: Гаврилюк Елизавета Петровна

Развитие мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования. Условия возникновения проблемы:        Ранний дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью воспитанников осознавать поставленные перед ними цели.Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 1,5 до 3 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо интенсивно развивать память, восприятие, мышление, внимание.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др.Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач непосредственно образовательной деятельности (НОД) по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения.Я считаю очень важно в раннем дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.В работе, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у воспитанников развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской воспитанники познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у воспитанников, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.Данные техники не утомляют воспитанников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:
  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха).
  • Свою работу строю на следующих принципах:
  • последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем;
  • наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;
  • деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
  • дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
  • возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;
  • преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
  • принцип гуманности;
  • обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Проблемы:Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.Недостаточный уровень речевой активности детей.Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.Поэтому, цель моей педагогической деятельности является создать благоприятные условия для развития  мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.Задачи:Обучающие:
  • учить детей умению рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки;
  • учить лепить пластилином круговыми движениями, способом приплющивания:
  • привлекать детей к работе с разнообразными материалами, знакомить с особенностями изобразительного материала;
  • обучить нетрадиционным техникам рисования.
  • Развивающие:
  • активизировать интерес к рисованию;
  •  развивать интерес к различным нетрадиционным техникам рисования;
  • развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать умение производить точные движения кистью, карандашом, нетрадиционными  материалами;
  • обогащать эмоциональную сферу ребенка.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать аккуратность, внимание, эстетический вкус у детей раннего дошкольного возраста;
  • информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.
  • В своей педагогической работе использую разнообразные наглядные, словесные и практические методы:
  • наблюдения с воспитанниками;
  • обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  • упражнения;
  • игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.
  • Организуя работу по развитию мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста, в условиях ДОУ,  возникла необходимость в оказании большего внимания нетрадиционным  техникам рисовании. В работе с воспитанниками использую разные нетрадиционные техники рисования: «Пальцевая  живопись»Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.«Рисование ладошкой, кулачком»Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.«Оттиск пробкой»Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. «Рисование ватным тампоном»Средства выразительности: пятно, линияМатериалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные тампотчики, салфетки.Способ получения изображения: Ребенок обмакивает тампон в краску и наносит с помощью тычка или линии на лист бумаги.«Оттиск печатками губкой, картофелем»Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет воспитанникам радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, воспитанник отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”.Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.Нетрадиционные техники рисования  могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных воспитанников. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование,  увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы воспитанников в целом.Теоретическая база опытаСуществует определённый стандарт и требования к дошкольному воспитанию. До 1989 года все дошкольные учреждении России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. В настоящее время дошкольное учреждение самостоятельно в выборе программ, а так же в разработке собственных. Я в своей работе использую следующую методическую литературу:1. Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи        дошкольников).2. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр.3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.4. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования и др.5. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет».6. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки».7. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст», Технология опыта  Свою работу по развитию мелкой моторики я осуществляю с воспитанниками раннего дошкольного возраста (с 1,5 до  3 лет). Особенности методики развития мелкой моторики рук.В начале года в группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.Для определения уровня развития мелкой моторики у воспитанников была проведена диагностика кинетического и кинестетического праксиса на момент поступления в ДОУ. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторик.  В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.Развивающая среда группы.Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, продолжала добиваться поставленной цели.Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:- зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).- зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.- театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, дергунчики, ширма для теневого театра, куклы сделанные, из ниток и других материалов, своими руками), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.Так как свою активность и стремление к самостоятельности воспитанники  успешно реализовывают в игре, то в первую очередь  я создала все условия для игровой деятельности. Поэтому игровые уголки в  группе, где я работаю, были расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через “жилую комнату”. В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки»,  «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду моей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются.Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Я провожу родительские собрания и консультации на темы: «Рисование пальчиками: зачем и как?» ««Вместо кисти - ладошка. Возможности пальчикового                      рисования».Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели. (см. Приложение 9)Игры и упражнения развивающие мелкую моторику рук.Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы:
  • систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
  • последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
  • все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
  • если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
  • Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп:
  • игры на развитие тактильного восприятия;
  • игры с водой и песком;
  • фольклорные пальчиковые игры;
  • упражнение с предметами;
  • игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами
  • и т.д.Так же игры с пальчиками использовались в режимных моментах.1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.Здравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ветерок,Здравствуй, маленький дубок!Мы живем в одном краю -Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками). С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с воспитанниками в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.Игры с предметами домашнего обихода.Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.  (приложение№1)Игры - шнуровки Марии Монтессори:
  • развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
  • развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
  • формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
  • способствуют развитию речи;
  • развивают творческие способности.
  • В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".Мелкая моторика: работа с кистью ребенка и стишки (приложение № 2)Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и I младшей группе дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. (приложение № 3).Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).В работе с нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, развивать уверенность в себе, в своих силах и это все закладывается в раннем дошкольном возрасте.Использование продуктивных видов деятельности,развивающих мелкую моторику рук.В моей группе все виды деятельности нашли широкое применение. Начиная с самого начала, я организовала специальную полочку по изо деятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.По мере того, как мои воспитанники взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам воспитанников можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Особенности методики проведения НОД с нетрадиционными техниками.НОД с воспитанниками проводятся в групповом помещении. Я учитываю возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с воспитанниками. Продумываю расстановку рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).Все необходимые материалы (подбор которых тщательно продумываю заранее, ещё до начала НОД) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматриваю и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол взрослого, как и мольберт, использую для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.Дети рассаживаются за столы свободно.Примерная структура НОД.Я заинтересовываю  воспитанников, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы, ситуации.Привлекаю воспитанников к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.Активизирую опыт детей. Предлагаю вспомнить, как они это уже делали, приглашаю к мольберту желающего показать знакомый приём.Во время процесса работы я слежу за позой детей, поправляю в случае необходимости положение тела, руки, полотно бумаги.Оказываю помощь воспитанникам, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показываю нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Воспитанники обмениваются впечатлениями. Я помогаю обратить их внимание на выразительность образов, отмечаю наиболее интересные детали созданных изображений.Курс НОД рассчитан на 2 раз в неделю. Они проводятся во второй половине дня, по подгруппам из 6-8 человек.Количество занятий:В своей работе использую такие формы организации и проведения НОД, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Знания, которые приобретают воспитанники, складываются в систему.Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.Используемый материал:
  • различные предметы для рисования разными техниками (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др.);
  • миски с гуашью;
  • миска с водой;
  • салфетки;
  • бумага разной текстуры и размера;
  • трафареты для рисования контуров объектов;
  • природный и бросовый материал;
  • различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань.
  • Постаралась “привить” воспитанникам любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были НОД с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе”.Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.При совершенствовании у воспитанников ручной умелости, развивался интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствовала формированию всех этих качеств, но и постепенно готовилась к успешному школьному обучению (к письму).Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику, привели в гармоничное отношение тело и разума.Работа с родителями.Работая с воспитанником, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Связь между семьей и мной (воспитателем группы) строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планирую четко и ясно. Использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений.Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.С целью вовлечения родителей и воспитанников в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организую  выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.Содержание и формы работы с семьей в моей группе отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.Провожу для родителей консультации и беседы, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития.Родительские собрания проводятся в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественный труд:Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала. Рисование природным материалом» (см. Приложение 7)Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».Оформление папки передвижки. Тема: «Как НОД аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»Оформление уголка «Мастерская «Умелые ручки», «Студия «Цветные ладошки». И т.п.Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества воспитанников, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.Новизна опыта: Развитие мелкой моторики рук и нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы НОД по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Все воспитанники с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов. Адресная направленность опытаДанный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.Трудоемкость опытаДанную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также и родители. Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:- планировании и построении системы НОД с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;- подборе оборудования и материалов;- применении методов и приемов работы с воспитанниками, исходя из их индивидуальных особенностей;- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков воспитанников.III. Экспериментальная работа по диагностике особенностей развития мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста По мнению педагогов и психологов, можно выделить следующие нормативные требования по развитию мелкой моторики у дошкольниковот 1 года до 6 лет:
  • Стучит одним предметом о другой.
  • Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами.
  • Рисует и черкает на листе бумаги.
  • Вытаскивает крошку из прозрачной банки.
  • Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков.
  • Строит башню из 2-х кубиков.
  • Строит башню из 4-х кубиков.
  • Перерисовывает крестик.
  • Рисует вертикальную линию (ошибка до 30 град.).
  • Перерисовывает квадрат.
  • Перерисовывает круг.
  • Строит (копирует) мостик из 5-х кубиков.
  • Строит башню из 8-х кубиков.
  • Рисует человечка(3 элемента).
  • Рисует человечка(6 элементов).
  • Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:
  • застёгивание и расстегивание пуговиц;
  • всевозможные шнуровки;
  • нанизывание колец на тесьму;
  • игры с мозаикой;
  • сортировка мозаики по ячейкам;
  • игры с конструктором;
  • перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
  • Методика диагностики В первой главе своей работы я установила важную роль мелкой моторики в развитии ребенка, а также отметила необходимость развития её уже в раннем дошкольном возрасте ребенка. Для того, чтобы доказать это утверждение на практике, мною и была проведена экспериментальная работа при поступлении детей в учреждение с группой 10 человек в возрасте от 1 до 3 лет.  Программа экспериментальной работы включала в себя:
  • Диагностическое обследование каждого ребенка с целью выявления уровня нарушений в мелкой моторике рук.
  • Обработка и анализ полученных результатов.
  • Разработка на их основании рекомендаций для дальнейшей работы с данной категорией детей.
  • Для фиксации результатов диагностики мною заполнялась таблица (см. приложение 5, 10)Диагностическая работа проходила в несколько этапов. На первом начальном этапе происходило моё знакомство с ребенком, первичная оценка его уровня развития. Для этого с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа в форме игры: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной». Далее организация выполнения ребенком задания предусматривала следующую последовательность: я, читая потешку, выполняла упражнение, ребенок смотрел и пытался подражать (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается). Затем я вновь показывала упражнение, и ребенок вместе со мной его повторял. Если ребенок не справлялся с тем или иным заданием, я сначала показывала еще раз, ребенок пытался повторить. Если и это не помогало, использовался метод пассивных движений: я придавала руке, пальцам ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию педагога.         На втором этапе мною производилась диагностика уровня переключаемости ребенка, рейцпрокной координации. Для этого воспитанники выполняли следующие упражнения:
  • Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
  • «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук).
  • «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).
  • «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).
  • Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.
  • «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца).
  • Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка, которую потом разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце. Если с этим возникали трудности, то на помощь приходил педагог.
  • Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.
  • Кроме пальчиковых упражнений мной были использованы также различные графические упражнения по нетрадиционным техникам рисования.На третьем этапе исследования (второй год обучения) мною применены следующие методики по нетрадиционным техникам рисования:
  • Ребенку предлагается сделать несколько оттисков печатками из картофеля, дополнить сюжет рисунка деталями.
  • Ребенку предлагается закрасить картинку в технике «Тычок жесткой полусухой кистью».
  • Ребенку предлагается нарисовать рыбку в технике «Печатание ладошкой».
  • Ребенку предлагается нарисовать бабочку в технике «Симметричные предметы».
  • Ребенку предлагается сделать оттиск печатью из пуговицы.
  • Ребенку предлагается нарисовать мяч в технике «Оттиск скомканной бумагой».
  • Ребенку предлагается нарисовать предмет по шаблону восковыми мелками или свечой, после чего затонировать лист бумаги краской.
  • Ребенку предлагается закрасить контур рисунка кистью из поролона
  • Результаты диагностикиНа каждом этапе мной были выявлены различные ошибки при выполнении заданий.Этап пальчиковых упражнений:
  • При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы. Данная проблема просматривалась у 3-х детей их 10-ти.
  • При выполнении 2-го задания неточность отмечалась мной в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданны в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.
  • В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение.
  • В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть. Например, мальчик (2лет) - перенос сделал, но после того как сначала постучал кулак-кулак, потом кулак-ладонь и только потом, глядя на экспериментатора, он постучал большим и указательным пальцами по раскрытой ладони.
  • Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро.
  • Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно.
  • Нанизывание пирамидки оказалось достаточно сложным для большинства детей, с первого раза его не смог выполнить никто. Детям понадобился образец, а также моя помощь. 3 ребенка даже после этого справились с заданием с большим трудом.
  • Собирание матрешки прошло успешнее, но все, же часть детей справилась с заданием только с моей помощью.
  • Этап графических упражнений:
  • С рисованием оттисками печатками из картофеля, с дополнением сюжета рисунка деталями удовлетворительно справились 5 детей из 10, двум понадобилась незначительная помощь, у троих детей задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента.
  • При закрашивании картинки в технике «Тычок жесткой полусухой кистью» успешно с заданием справилось 5 детей, остальные сделали это с помощью педагога, 3 детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать.
  • Рисовани  рыбки в технике «Печатание ладошкой» вызвала у детей большие трудности. После нескольких повторений успешно справились с заданием 4 человека, остальные – при помощи педагога.
  • Результаты диагностики я зафиксировала в таблице.  Таким образом, мною были выделены следующие нарушения мелкой моторики у данной группы воспитанников раннего возраста.
  • С трудом переключаются с одного движения на другое: повторяют прежние движения.
  • Неправильно воспроизводят пространственное направление движения.
  • Не могут одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы.
  • Отстает одна рука.
  • Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя леву
  • Трудности с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую; дифференцировка поочередно пальцев.
  • ВыводыВ данной работе мною была предпринята попытка продиагностировать развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста на материале различных упражнений и игр.На основании результатов я смогла сделать выводы необходимых для повышения уровня развития мелкой моторики рук у детей в раннем возрасте.
  • Упражнения по развитию пальцев рук должны включаться в педагогический процесс параллельно с развитием артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков, поскольку мы выяснили, что мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.
  • Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным, по моему мнению будет использование в этих целях физкультминуток. Однако набор пальчиковых игр может быть разнообразным, например:
  • Игры с пальчиками.
  • Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
  • Пальчиковые игры со скороговорками.
  • Пальчиковые игры со стихами.
  • Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Детям предлагается запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве.
  • Развитие графической моторики также является важной часть формирования мелкой моторики, это могут быть следующие задания:
  • Рисование по трафаретам.
  • Рисование по фигурным линейкам.
  • Штриховка.
  • Нетрадиционные техники рисования.
  • Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. НОД этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.
  • Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики отводится упражнениям с малыми мячами. Для этого используются несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.
  • Для развития ручной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Это, прежде всего пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Также хорошо зарекомендовал себя театр теней. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ         Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Для выявления уровня отклонений мелкой моторики применяются различные диагностические методы, часть из которых была использована мной в данной работе. Это позволило мне составить представление о характере нарушений мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и на основании результатов обследовать разработать рекомендации по проведению работы с ними.Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают воспитанников к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества воспитанников с высоким уровнем развития мелкой моторики рук (с 55% до 87%). Средний показатель развития мелкой моторики рук с высоким уровнем составляет 68 %, со средним уровнем – 32%. А так же наблюдается устойчивый рост количества воспитанников с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 36% до 81%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения воспитанников данных техник с высоким уровнем за два года составляет 61% , со средним уровнем 39%.Диагностические данные показали, что у большинства воспитанников освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитанники приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. А начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у воспитанников раннего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.Результативность опытаВ процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил воспитанников исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у воспитанников возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Рисунки воспитанников стали интереснее, содержательнее. Воспитанники обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.