Публикации Игра – драматизация как эффективный механизм повышения мотивации к раннему изучению иностранного языка.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра – драматизация как эффективный механизм повышения мотивации к раннему изучению иностранного языка.
Автор: Тишкова Елена Васильевна

В обучении иностранному языку огромную роль играет грамотное и разумное начало. Профессор Н.А.Бонк. Игра – драматизация как эффективный механизм повышения мотивации к раннему изучению иностранного языка. Современное состояние раннего обучения иностранным языкам характеризуется тем, что, во - первых, практическое овладение иностранными языками стало насущной потребностью широких слоёв общества, во – вторых, общий педагогический контекст создаёт благоприятные условия для дифференциации обучения иностранным языкам, использования гибкой системы выбора условий и вариантов их изучения.Маленькие дети поначалу с большой радостью приходят на первые занятия по иностранному языку. Одним это просто любопытно, других на изучение иностранного языка нацеливают родители. Но вот проходит несколько занятий, и некоторые дети начинают терять интерес к изучению языка. Причин здесь достаточно много, и одна из них кроется в том, что только взрослый человек прекрасно понимает, как в современных условиях важно и необходимо знание иностранного языка. Для малыша же это не мотивация. Ему интересно знать только то, что он хочет знать. Ребёнок должен чувствовать потребность в изучении иностранного языка, «разбудить» интерес детей вот основная задача раннего обучения детей иностранному языку. На сегодняшнем этапе развития методика иностранного языка все более ориентируется на побуждение мотивации учащихся, развитие творческой речи, на обучение адекватному выражению сложнейших мыслей применительно к условиям и участникам общения, а не просто речевое реагирование и речевое приспособление к коммуникативной ситуации. Обучение должно быть организовано так, чтобы ребенок добывал знания, а не получал их для запоминания в готовом виде, чтобы он овладевал навыками и умениями в результате своего труда.Итак, тема моего исследования: «Использование игры – драматизации при обучении английскому языку». Проблема, которая меня заинтересовала: какова же методика использования игры - драматизации на уроках иностранного языка с целью развития эмоционально-чувственного восприятия детей. Я считаю, что эмоционально-чувственное восприятие у дошкольников будет развиваться более эффективно, если будут систематично использоваться методы драматизации и будет организована репродуктивная активность и творческое самовыражение детей. Преподавание иностранных языков в России сегодня переживает, как и все остальные сферы образования, сложный период коренной перестройки. Новое время, новые условия потребовали пересмотра как общей методологии, так и конкретных методов, и приемов преподавания. По-иному ставится и задача преподавания иностранных языков. Если раньше она сводилась к чтению и переводу текста, то сейчас такой задачей стало обучение языку как реальной и полноценной среде общения. А для этого нужно наладить связь преподавания иностранного языка с жизнью, активно использовать иностранный язык в естественных ситуациях. Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Театрально-игровая деятельность является одной из нетрадиционных, здоровьесберегающих форм работы при обучении детей иностранному языку, которая позволяет без принуждения развивать у дошкольников диалогическую речь, побуждает к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений), способствует эмоциональному благополучию, помогает решить коммуникативные задачи.Интересной педагогической находкой можно считать создание английского клуба для детей и родителей, в котором можно познакомиться с традициями и обычаями, культурой англоговорящих стран, бытом коренных жителей. И, конечно же, такая комплексная работа английского клуба должна «разбудить» интерес детей к изучению английского языка, использованию и применению полученных знаний в других сферах деятельности. К участию в английском клубе привлекаются родители. Заседания клуба позволяют не только расширить знания взрослых, но также повысить заинтересованность в деятельности ДОУ по обучению детей английскому языку, дают повод родителям переосмыслить, пересмотреть свои взгляды и вкусы, помочь детям в изучении английского языка. Исходя из особенностей психологического развития дошкольника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора. Игра способствует также непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников. Без игры жизнь ребенка невозможна. Так же без игры не представляются и занятия по иностранному языку. Ведь, играя, дети учатся решать элементарные коммуникативные задачи и незаметно для себя овладевают новыми словами и грамматическими структурами.Мост, по которому проходит кратчайший путь постижения «чужого» языка,- игра. В игре «чужое» перестает быть «чужим» и становится «своим».В силу того, что игровой вид деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте является ведущим, дети более открыты к общению, легче вживаются в роль. Они, по сути, «играют в жизнь» на другом языке и при этом не испытывают страха ошибиться. Многие дети рассуждают так: бояться нечего, это ведь не я говорю, а Emma или a bear. Но для многих детей выйти на сцену – серьезное испытание. Нередко только от лица куклы ребенок впервые отваживается произнести слово со сцены. Он психологически прячется за игрушку как за «ширму», за которой чувствует себя более уверенно, раскрепощено, понимая, что внимание зрителей, прежде всего, обращено на нее. Она становится той соломинкой, за которую хватается ребенок, чтобы скрыть свои волнения и переживания. После участия ребенка в сказках, сюжетно-ролевых играх, инсценировках усиливается интерес к английскому языку. В процессе подготовки дети запоминают все роли: и свои, и чужие; стараются помочь друг другу. Театр – это, по сути, игра, а, как известно, игра – основной механизм развития личности. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дошкольники примеривают на себя различные модели социального поведения. Играя волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, исполняя роль зайчика – осторожность, петушка – решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя адекватно ситуации, проявляя уже «наработанные» те или иные качества.Игры - драматизации превращают неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове ребенка во вдохновенного артиста, произносящего свои фразы на одном дыхании, а также играют важную роль в овладении навыками коммуникативной компетенции. Любой учитель будет согласен с тем, что игра является мощным стимулом к овладению языком, что она ведет за собой развитие. Главное в раннем обучении иностранному языку не то, чтобы ребенок как можно быстрее заговорил, запел и начал общаться на новом языке, а чтобы он хотел это делать. Главное - не потерять вкус, интерес. Это важно не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.Учитывая тот факт, что обучение фонетике занимает одно из ведущих мест на начальном этапе изучения английского языка, педагоги в своей работе должны активно использовать фонетический подход. Для того чтобы постановка произношения не утомляла детей, а проходила весело и интересно, используются фонетические упражнения в игровой форме. Например, детям предлагается послушать «Сказки Мистера Язычка». К сказке можно возвращаться на каждом занятии. Деятельность специалиста в области раннего обучения иностранному языку строится, с одной стороны, как удовлетворение естественных, игровых, сиюминутных желаний и потребностей ребенка, с другой стороны, как сознательный, целенаправленный, организованный процесс по психическому и личностному развитию ребенка средствами иностранного языка.Список литературы
  • Астафьева М.Д. Праздники для детей, изучающих английский  язык.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • Безгина Е.Н. Театральная деятельность дошкольников на английском языке: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Благовещенская Т.А. Учим английский язык. - М., 2003.
  • Конышева А.В. Английский для малышей. – СПб.: КАРО, 2004.
  • Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста. М.Н. Евсеева. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.
  • Штайнепрайс М.В. Английский язык и дошкольник. – М.: ТЦ Сфера, 2007.