Публикации Грантовые конкурсы для образовательных организаций: особенности участия

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Грантовые конкурсы для образовательных организаций: особенности участия
Автор: Ильина Инна Леонидовна

Ильина Инна Леонидовна, методист АУ «Центр мониторинга и развития образования»г. ЧебоксарыГрантовые конкурсы для образовательных организаций: особенности участияС вступлением в силу Федерального закона от 02.07.2013 № 181-Ф31, который внёс поправки в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ, меняется порядок предоставления и использования грантов образовательным учреждениям. А значит, у школ появляются дополнительные возможности привлечь финансовые средства, и. что чрезвычайно важно, не только на традиционное решение проблем, но и на развитие.Грантовые конкурсы по своей сути, представляют собой денежные и иные средства, передаваемые органами власти или другими грантодателями (структурами, наделёнными/получившими право распределять финансовые средства) безвозмездно и безвозвратно (чаще всего на конкурсной основе) организациям или частным лицам для выполнения работ, представляющих научное, технологическое, культурное и социальное значение, т.е. на осуществление конкретных мероприятий, исследований и т.п.Гранты в сфере образования могут выделяться на конкурсной основе, а также иметь целенаправленный характер, т.е. направляться определённому коллективу на осуществление подготовленных к реализации проектов или для государственной поддержки отдельных образовательных учреждений. Практика организации грантовых конкурсов в системе образования рассчитана, прежде всего, на обеспечение роста квалификации кадров и. как следствие, качественное улучшение учебного процесса и функционирования всей системы. К сферам влияния грантовых конкурсов на сферу образования относят:- повышение квалификации педагогов и администраторов системы образования за счёт освоения технологий разработки и реализации грантовых заявок (проектирование, самооценка, ориентация на результат); - рост качества работы за счёт обобщения и осмысления в системе образования опыта лучших образовательных учреждений и педагогов:- освоение в ходе конкурса инновационных, развивающих технологий;- расширение сферы деятельности педагогов и администраторов с включением в неё экспертной, проектировочной и других функций, связанных с грантовыми конкурсами;- кадровое обогащение системы повышения квалификации за счёт привлечения педагогов и администраторов – победителей грантовых конкурсов;- повышение квалификации в ходе инновационной работы, решения актуальных проблем развития образовательных учреждений и системы в целом.Конкурсы на получение грантов школами могут проводить органы власти различного уровня (федерального, субъекта Федерации, органами местного самоуправления), но только в том случае, если в соответствующем законе о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе: для педагогического персонала образовательных учреждений, для бюджетных и автономных образовательных учреждений.Важным моментом нового порядка грантовой поддержки школ становится заложенная в Бюджетом кодексе РФ возможность участвовать не только в тех конкурсах, которые проводит орган власти, к которому принадлежит учредитель школы (например, орган местного самоуправления для муниципальной школы или региональный орган власти для государственного образовательного учреждения субъекта Федерации), но и проводимых другими органами государственной власти (органами местного самоуправления).Таким образом, если школа активно участвует в конкурсных процедурах, она имеет реальную возможность расширить объём финансирования собственного развития даже в условиях ограниченных возможностей того уровня бюджета, из которого осуществляется финансирование основного вида деятельности учебного заведения в рамках финансового обеспечения выполнения им государственного (муниципального) задания, рассчитанного с учётом нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных за- трат на содержание государственного (муниципального) имущества. Предусматривается возможность получить субсидии бюджетному или автономному образовательному учреждению по результатам участия в конкурсах грантов, независимо от подведомственности самого учебного заведения.Однако есть небольшие ограничения на возможность участия школ в конкурсах на предоставление фантов в форме субсидий. Для того, чтобы школа могла принять участие в таком конкурсе, она должна представить согласие органа, осуществляющего функции и полномочия её учредителя, на участие школы в конкурсе. И это согласие должно быть письменно оформлено на бланке органа-учредителя. Его форма произвольна, но оно должно быть подписано руководителем органа-учредителя либо другим лицом, уполномоченным им принимать такие решения. Такое согласие не нужно только в случае, когда конкурс на выделение субсидии проводит сам орган-учредитель учебного заведения: в этом случае у него появляется реальная возможность влиять на направления участия и расходов, составленного школой - соискателем гранта при направлении на конкурс пакета документов. При формировании этого проекта плана доходов и расходов в конкурсной заявке обосновывается потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т.д., а также соблюдаются условия, определённые соответствующим положением о грантах. Например, могут предусматриваться ограничения в процентном отношении от объёма выделяемого гранта средств, направляемых на оплату труда исполнителей, накладных расходов и оплаты услуг сторонних организаций. Таким образом, грантовую систему финансирования можно рассматривать как механизм стимулирования проектной активности на основе оценки качества образовательной деятельности и новизны в инновационном развитии школ, позволяющий органам власти различного уровня осуществлять поддержку передовых педагогических коллективов, а школам получать дополнительное финансирование на собственное развитие.Список использованных источников и литературы
  • Боева Л. Проектное развитие // Библиополе. – 2010. – № 3. – С. 37-40.
  • Гущина О.А. Умение писать проекты // Новая библиотека. – 2011. – № 9. – С. 29-39.
  • Зарайская Т.В. Лучшие школьные инновации, реализованные в рамках государственной грантовой поддержки // Молодой ученый. – 2019. – № 43 (281). – С. 244-249.
  • Константинова В.Г. Гранты и фандрайзинг: как факторы развития образовательной организации // Теория и практика современной науки. 2018. – № 12. – С. 181.
  • Пантюхова Т.В. Проекты и гранты. От замысла – к реализации. – М.: Либерея-Бибинформ, 2014. – 144 с.