Публикации "Реализация регионального компонента на занятиях декоративно-прикладным творчеством"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Реализация регионального компонента на занятиях декоративно-прикладным творчеством"
Автор: Чирова Оксана Владиславовна и Макарова Елена Ивановна

Реализация регионального компонента на занятиях декоративно-прикладным творчествомО.В. Чирова, методист, Е.И. Макарова, педагог дополнительного образования отдела «Пластические искусства» Россия огромная страна, на территории которой проживает множество разных национальностей. Каждая область нашей страны отличается своим неповторимым многообразием. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается необходимость учета «состояния социокультурной среды», потребностей и возможностей каждого региона. В статье 75 данного закона сказано, что «Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности». В последние годы дополнительное образование приобретает, благодаря закону все большее значение как один из социально-значимых видов образования. Задачами внедрения регионального компонента является формирование у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству. Введение регионального компонента в образовательный процесс системы дополнительного образования способствует формированию личности ребенка - представителя региона, хранителя, пользователя и созидателя социокультурных ценностей и традиций. При разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности педагог дополнительного образования сталкивается с проблемой выбора программного материала, отвечающего задаче введения регионального компонента в образовательный процесс. Зачастую все сводится к рассказам, беседам, посвященным родному краю, темы занятий остаются одни и те же, независимо от программы. В частности, с подобной проблемой, сталкиваются педагоги дополнительного образования, проживающие в Оренбургской области. Педагогам сложно ориентироваться в многообразии сведений о различных географических и исторических памятниках Оренбуржья, его символах и достопримечательностях. Для решения данной проблемы педагоги ДТДиМ разрабатывают методические пособия, включающие региональный компонент и помогающие другим педагогам дополнительного образования, преподающим изобразительное и декоративно-прикладное творчество организовать работу на занятиях. Создаются сборники сценариев и разработок занятий, разработки мастер-классов, которые помогают в организации работы. В отделе «Пластические искусства» Дворца творчества детей и молодежи работают педагоги с большим опытом работы и знанием своего предмета. Ими ведется длительная и успешная работа в области введения регионального компонента в образовательный процесс. Занятия, рассказывающие о нашем родном крае должны заинтересовать ребенка. И только рассказом здесь не обойтись. В отделе на протяжении 30 лет ведется обучение детей декоративно-прикладному творчеству и изобразительному искусству. Это предусматривает, что дети на занятиях должны изготовить, сшить, слепить поделку или нарисовать рисунок. И реализовать задачу введения регионального компонента в этом случае можно через тематику и разнообразие форм занятий, организацию массовых мероприятий. Педагог дополнительного образования Елена Ивановна Макарова обучает детей керамике. В рамках реализации регионального компонента Елена Ивановна проводит с детьми занятие по лепке из пластилина «Оренбургский казак». В статье предлагается разработка занятия по этой теме, которое рассчитано на детей 7-9 лет. Ход занятия: Организационный этап (1-3 мин.): - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем лепить из пластилина объемную поделку конструктивным способом лепки, то есть, из отдельных деталей. Для этого нам необходимо подготовить рабочее место, надеть фартук и нарукавники. Для работы нам понадобятся: пластилин, стек (деревянная лопатка для пластилина), клеенка, влажные салфетки. Давайте повторим технику безопасности. Как нужно вести себя во время занятий? Почему нельзя брать пластилин в рот? Почему нельзя размахивать стеками? Зачем нужно надевать фартук и нарукавники? Теоретический этап (7-10 мин.): - Ребята, сегодня мы будем лепить Оренбургского казака на коне. Вы знаете, что на территории нашей Оренбургской области раньше проживали и несли государственную службу казаки? Кто такие казаки и откуда они появились в нашем крае, я вам сейчас расскажу (педагог демонстрирует картинки с изображением оренбургских казаков). Казачье население проживало в основном в сельской местности. В городах жили лишь около 2%. Столицей войска являлся город Оренбург. Войсковой круг, проводившийся 23 апреля, в день войскового покровителя Святого Великомученика Георгия Победоносца, имел статус войскового парада и церковного праздника. В ранний период существования казачьих общин ведущим хозяйственным занятием было животноводство. Подсобный характер имели рыболовство, охота и бортничество. С начала XIX века резко увеличиваются размеры пашни (земледельческие хутора). В войсках долгое время господствовала залежная система полеводства. Трехпольный севооборот появился позже и не имел широкого распространения. Главные сельскохозяйственные культуры: рожь, яровая пшеница, просо. - Ребята, внимательно посмотрите, как выглядит казак на коне, а теперь давайте перечислим формы, какие мы будем использовать для его лепки. Как вы заметили, казак сидит на коне, поэтому сначала необходимо слепить коня. Начинаем мы лепить всегда с самой большой детали. Какая это деталь у коня? Какой формы мы будем лепить туловище? Конь состоит из нескольких деталей. Давайте, их перечислим? Правильно! Одной из характерных деталей является грива коня. Чтобы слепить гриву, необходимо освоить новый прием изготовления декора. Нам понадобится стек. Необходимо взять небольшой кусочек пластичного материала (пластилин или глина) и расплющить его в лепешку. Затем, стеком снять верхний слой, как бы соскребая. В результате таких действий получится новый элемент – «травка». Сделать достаточное количество таких элементов. Готовые детали прикрепить вокруг шеи коня, чтобы получилась грива. Для хвоста необходимо несколько элементов «травка» соединить между собой снизу-вверх. Потом готовый хвост прикрепить к туловищу. Ребята, на коне сидит казак! Внимательно посмотрите, из каких деталей состоит казак! А теперь давайте перечислим эти детали. Практический этап (20-25 мин): - Приступим к изготовлению «Казака на коне» из объемных геометрических фигур или элементов конструктивного способа лепки, с которыми вы отлично знакомы. Коня можно слепить из пластилина разных цветов: коричневого, черного, светло-коричневого. Оренбургские казаки носили форму зеленого цвета с голубыми лампасами и погонами, поэтому нам понадобится зеленый, голубой для формы, а также бежевый для лица и рук, черный для сапог, коричневый, желтый или серый для волос и усов. Казака на коне можно также слепить из глины, а потом расписать после обжига акриловыми красками. Кто хочет проявить фантазию, может слепить казака рядом с конем. Хочу еще раз повторить несколько основных приемов лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, расплющивание, прикатывание, разглаживание, скручивание – с помощью этих приемов можно слепить необходимые элементы. (Педагог демонстрирует приемы лепки). Прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнемся (физминутка). Технология лепки казака на коне: Изготовление коня. Первый этап. Лепка туловища. Скатать шар. Раскатать его чтобы получился бочонок. Второй этап. Лепка шеи. Скатать шар меньшего размера, чем туловище, раскатать его, чтобы получился цилиндр, готовую форму слегка прикатать, с одной стороны. Шею прикрепить к туловищу. Третий этап. Лепка головы.