Публикации
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Автор: Абдурагимова Ольга Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Автор: Абдурагимова Ольга Сергеевна
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИСемья играет огромную роль в воспитании несовершеннолетних. Ребенок, взрослея смотрит на родителей и берет с них пример. В первую очередь родитель закладывает отрицательное отношение и отрицательные привычки: выкурив сигарету на глазах у своего ребенка или выпив туже бутылку пива или иного горячительного напитка, используя нецензурные слова. Именно родитель, поднимая руку на супругу, невольно формирует у подростка пренебрежительное отношение к женщине. Именно родитель, грубо разговаривая со стариками в семье, забывая о том, что рано или поздно сами будут стариками, и дети и внуки будут грубыми и неотзывчивыми, и это будет плодами их рук. Ребенок — это губка, которая в себя впитывает все моменты жизни своих родителей, будь они положительными, или отрицательными. Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению. Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье. В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей. Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями. Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты. Поэтому, проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних является необходимой. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. К сожалению, не каждый подросток осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым последствиям. Что же такое правонарушение? Правонарушение - это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).Поэтому в настоящее время на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними. Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков. — неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством; — порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности); — девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.); — предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.); — противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями. Признаками проблемных детей могут являться: 1. Уклонение от учебы вследствие: неуспеваемости по большинству предметов; отставания в интеллектуальном развитии; ориентации на другие виды деятельности; отсутствия познавательных интересов. 2. Низкая общественно-трудовая активность: отказ от общественных поручений; пренебрежительное отношение к делам класса; демонстративный отказ от участия в трудовых делах; пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча. 3. Негативные проявления: употребление спиртных напитков; употребление психотропных и токсических веществ; тяга к азартным играм; курение; нездоровые сексуальные проявления. 4. Негативизм в оценке действительности. 5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: грубость; драки; прогулы; пропуски занятий; недисциплинированность на уроках; избиение слабых, младших; вымогательство; жестокое отношение к животным; воровство; нарушение общественного порядка; немотивированные поступки. 6. Отношение к воспитательным мероприятиям: равнодушное; скептическое; негативное; ожесточенное. Также стоит отметить и влияние неблагоприятных условий семейного воспитания:Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, проявление жестокости. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители, боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, использование физических наказаний, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления. Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, продолжительный по времени. Специфическая задача в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности. Ответственность – это значит ответственность перед кем-то и за кого-то. Поэтому задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Что бы ни случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания. Так что же делать родителям, если они узнали о том, что их ребенок попал в «группу риска»? Реальная возможность помочь ребенку, как говорят психологи – это следовать «дорогой в четырнадцать шагов». Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство. Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно. Шаг 2. Разберитесь в ситуации. Даже то, что ребенок совершил правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он — закоренелый преступник. Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам. Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе. Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком Совершив противоправные действия, ребенок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий. Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок — уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки. Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать. Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки. Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным. Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте. Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным. Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком. Обратитесь вместе с ребенком к психологу, убедив в том, что эта помощь необходима и вам, и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребенком. Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно. Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом. Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек. Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки. Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку. В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Шаг 13. Установите разумные границы контроля. Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом — это не поможет, а только будет травмировать его. Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему. Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с ребенком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это действительно так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в семье – всё берется в детстве. Ребенок подражает родителям. У детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему!». Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью. Зная внутренний мир ребенка, отклоняясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то, и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом. Следует помнить: какие бы поступки дети не совершали — это наши дети. И наши дети-это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.