Публикации Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с интеллектуальными нарушениями

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с интеллектуальными нарушениями
Автор: Тимошенко Римма Владимировна

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная коррекционная школа № 2 г. Ангарска»ДОКЛАДНа тему:«Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с интеллектуальными нарушениями»Выполнила учитель:Тимошенко Римма ВладимировнаАнгарск, 2022Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с интеллектуальными нарушениямиНепременным условием здоровья является наличие здоровых жизненных навыков и здоровых привычек, то есть соблюдение принципов здорового образа жизни, отмечается в работе О.Ю. Баладанова, О.П. Бахтинова, И.З. Козловского. Сформированные навыки культуры здорового образа жизни служат первичной профилактикой для укрепления здоровья детей средствами внесения изменений в стиль и уклад жизни, его оздоравливание, используя гигиенические знания для борьбы с вредными привычками, гиподинамией и противостоянию неблагоприятным явлениям, связанным с различными жизненными ситуациями.Необходимо учитывать, отмечает Ю.Ф. Змановский, что формирование здорового образа жизни человека происходит на протяжении всей жизни человека, планомерно и целенаправленно, а не само по себе в зависимости от ситуации. В современных жизненных условиях к состоянию здоровья, устойчивости психики, физическому развитию ребенка, предъявляются высокие требования .Г.К. Зайцев, И.И. Капалыгина говорят о том, что ответственное и пристальное отношение к своему здоровью, осознанная потребность в его сохранении и направленность на укрепление собственного организма, совершенствование своих физических умений и навыков характеризует ценностное отношение к здоровью. Устойчивая активная здоровьесберегающая жизненная позиция, способствующая сохранению и укреплению здоровья, формируется в процессе длительной и последовательной работы, включающей в себя целостный комплекс мероприятий .По мнению Н.М. Амосова, главным препятствием для распространения здорового образа жизни выступает человеческая психика, сопротивляющаяся любым нагрузкам и ограничениям, пока не возникает реальная необходимость. Автор называет образом жизни, обеспечивающим здоровье, режим нагрузок и ограничений. Нагрузки необходимы для того чтобы избежать угасания резервов в следствие детренированности организма. Упорядочение образа бурно протекающей жизни необходимо для того, чтобы помочь регулирующим системам: нервной и эндокринной, справляться с увеличивающимися нагрузками .В.В. Марков классифицирует условия отрицательного отношения к призывам вести здоровый образ жизни по четырем группам.Для первой группы условий характерны индивидуальные особенности определенного человека: система жизненных ценностей, совокупность привычек, уровень образования, характер информированности, особенности воспитания, степень личной заинтересованности состоянием здоровья.Вторая группа условий представляет собой особенности общества, в котором проживает человек, то есть, с политическим и экономическим укладом, характером исторических привычек и особенностями традиций культуры и быта, уровнем общественного как сознания, так и благосостояния.Третью группу условий определяют особенности местного окружения, включающее в себя социальные, демографические, экологические, географические, этнические и другие особенности. К данной группе условий относятся традиции, стереотипы, правила, особенности образа жизни и стиля поведения отдельных групп в обществе, к которым относится человек, в первую очередь это семья.Четвертая группа условий определяется желанием или нежеланием людей следовать определенным советам. Данная группа связана с особенностями агитации за здоровый образ жизни, выбором формы, содержания и характера советов . Анализ результатов исследований, проведенных Институтом возрастной физиологии описан в работе В.Д. Колесова. Он позволяет говорить о том, что шестьюдесятью процентами младших школьников с интеллектуальными нарушениями реклама пронаркогенной направленности алкогольной, табачной и наркотической продукции оценивается как «положительная». В то время, как антиреклама данной категории продукции, созданная Минздравом и общественными организациями, оценивается положительно только третью школьниками Характерными особенностями антинаркогенной рекламы является использование большого количества деталей, содержащих устрашающие элементы, что, по утверждению медиков, болезненно воздействует на психику детей .Аналогичные исследования независимо друг от друга проводили С.И. Варламова, Л.Ф. Игнатова. При проведении исследований, младшим школьникам с интеллектуальными нарушениями предъявляли образцы наружной рекламы алкогольной и табачной продукции, а также наглядную агитацию за здоровый образ жизни. Дети отмечали, что пронаркогенная реклама характеризуется радостным веселым настроением, в то время как, антиреклама вызывает негативную реакцию, так как является, по их мнению, «страшной», «противной», «неприятной», но при этом не уменьшает желание попробовать запрещенные вещества.В исследованиях И.А. Коробейникова отмечается, что такие особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями, как нарушения в формировании моторики, ориентировки, снижение уровня мотивации и потребностей, неустойчивое внимание, слабые смысловые связи, отсутствие системы в имеющихся представлениях, нарушения памяти, обуславливают особенности формирования навыков здорового образа жизни Наблюдения М.В. Лузик показывают, что соблюдение правил здорового образа жизни повышает уровень комфортности жизни ребенка с нарушениями интеллекта, его значимость в семье, приобретенные умения и навыки способствуют улучшению здоровья и качества жизни. Кроме того, сформированные навыки соблюдения правил здорового образа жизни способствуют формированию самостоятельности ребенка в бытовых условиях обыденной жизнедеятельности .На психическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями оказывают влияние те же факторы, что и на развитие нормально развивающихся сверстников. Тем не менее, у детей с интеллектуальными нарушениями затруднено формирование навыков здорового образа жизни. Поэтому необходимо организовать коррекционное обучение для овладения детьми данной категории навыков, необходимых им для полноценной жизни [30]. В работе И.И. Мамайчук отмечается, что дети, имеющие интеллектуальные нарушения не способны к спонтанному овладению многими специальными и удобными для них способами деятельности, следовательно, они нуждаются в организации целенаправленного формирования навыков выполнения предметно-практических действий .Наблюдения таких исследователей как А.Н. Гамаюнова, С.В. Летуновская, показывают отсутствие заинтересованности у младших школьников с интеллектуальными нарушениями заинтересованности в занятиях оздоровительной направленности. Это связано с тем, что для того, чтобы соблюдать необходимые правила здорового образа жизни необходимо прикладывать значительные волевые усилия, что для детей с нарушениями интеллекта и характерными расстройствами в эмоционально-волевой сфере является крайне затруднительным .И.М. Чернова, С.К. Молчанов считают, что здоровый образ жизни является способом деятельности и общения личности с окружающими, в процессе которого происходит усвоение привычек, установок, определяются нормы взаимоотношения с членами семьи, друзьями, коллегами, соседями, человек овладевает умениями организации бытового труда, досуга, способствующие удовлетворению его духовных запросов и поддержанию здоровья [38].А.А. Дмитриев считает, что коррекционная работа в данном направлении формирует навыки понимания собственного состояния, знакомит детей со способами и вариантами организации рационального режима дня и двигательной активности, правильной организации питания, соблюдении правил личной гигиены .Навыки здорового образа жизни формируются на основе комплекса знаний и умений, непосредственно связанного с организацией своего поведения и общения с окружающими в условиях разнообразных социально-бытовых ситуаций. Анализ работ Ф.Н. Зусмановича, Н.Н. Куинджи, О.Л. Терещевойи других позволил условно выделить четыре группы навыков здорового образа жизни. Первую группу составляют навыки ухода за собой, например, культурно-гигиенические навыки: умывание, умение чистить зубы, расчесывать волосы, пользоваться туалетом, умения ухаживать за своей одеждой и обувью. Вторая группа включает в себя навыки, относящиеся к приему пищи и включают в себя умения накрыть на стол и убрать со стола, наливать чай, суп и тому подобные умения. Третью группу составляют навыки, имеющие отношение к ручному труду. В четвертую группу включены навыки ухода за помещением, которые включают в себя умения подмести и вымыть пол, пропылесосить, протереть пыль, сменить постельное белье и другие .Опыт работы А.Н. Гамаюновой, С.В. Летуновской, Г.М. Соловьева, показывает, что целенаправленно организованный процесс формирования здорового образа жизни у детей с интеллектуальными нарушениями способствует решению ряда задач, таких как:
  • формирование у детей комплекса специальных знаний и умений и навыков, необходимых для полноценного жизнеобеспечения;
  • развитие у детей широкого круга базовых и специфических качеств, повышающих их функциональные возможности;
  • внедрение в сознание детей потребности в здоровом образе жизни, в выполнении систематических действий для обеспечения гигиены;
  • формирование уверенности в собственных силах, осознанного отношения к собственным действиям, готовности преодолевать некоторые психологические трудности
  • Исследования А.Г. Щедриной позволяют говорить о том, что младший школьный возраст отличается большим количеством критических периодов, во время которых происходит интенсивное развитие многих функциональных систем в организме, что составляет основу здоровья человека. В этот период детский организм становится наиболее чувствительным к внешним воздействиям, а, следовательно, формирование здорового образа жизни будет наиболее эффективным на основе тщательно продуманной воспитательной работы .К основным критериям оценивания представлений о здоровом образе жизни Н.П. Коршунова, Б.П. Чумаков относит полноту знаний о здоровье и способах его укрепления, о том, какие природные и социальные факторы приносят вред или пользу здоровью; наличие целостного характера представлений о здоровом образе жизни, осознания роли здорового образа жизни для здоровья; активности и самостоятельности во мнениях и умозаключениях о здоровом образе жизни; инициатива, самостоятельность, осознанность в необходимости планирования, организации и создании условий для проведения санитарно-гигиенических и закаливающих мероприятий; использование опыта здорового образа жизни в самостоятельной деятельности .Таким образом, на формирование навыков здорового образа жизни оказывают значительное влияние личностный опыт детей, особенности воспитания в семье и целенаправленная работа.Выводы :Под здоровым образом жизни понимается способ жизнедеятельности, обусловленный наследственными особенностями организма, условиями существования человека, направленный на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, которое необходимо для осуществления общественно и личностно значимых функций.Понятия «здоровье» и «образ жизни» образуют между собой тесные связи и взаимозависимости. Здоровье человека в большей степени обусловливается его окружением, личным поведением по отношению к собственному здоровью, то есть образом жизни, чем врожденными факторами и медициной. Образ жизни представляет собой устойчивую, долговременную систему отношений между человеком и социальной и природной средой, представлениями о нравственных ценностях.Процесс формирования культуры здорового образа жизни заключается в мотивации младших школьников с интеллектуальными нарушениями включать в повседневную жизнедеятельность разнообразные новые формы поведения, полезные для здоровья. Представления о ЗОЖ у младших школьников с интеллектуальными нарушениями отличаются количественным и качественным своеобразием: фрагментарные, неполные и неточные. Характерно отсутствие взаимосвязанного комплекса знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Литература:
  • Баладанов, О.Ю. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. /О.Ю. Баладанов, О.П. Бахтинов, И.З. Козловский, Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 172 174.
  • Зайцев, Г.К. Педагогика. Оздоровительные программы по валеологии/Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г.Колесникова.СПб.: Просвещение 2004.354 с.
  • Зайцев, Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования/ Г.К. Зайцев// Валеология.2007.№ 4. С. 16 – 21.
  • Игнатова, Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. – 2003.№3.С. 74 – 79.
  • Капалыгина, И.И. Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни младших школьников: теория и практика / И.И. Капалыгина. – Минск: Тесей, 2009. – 198 с.
  • Лузик, М.В. Компетентностный подход в обучении и воспитании школьников с нарушением интеллекта // Инновации в специальном (дефектологическом) образовании/ М.В. Лузик. – М.: СФЕРА, 2011. – С. 77–2
  • Мамайчук, И.И., Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ И.И.МамайчукСпб.: Питер, 2006. – 170 с.
  • Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней./В.В. Марков. М.: Академия, 2004.320с.
  • Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю.В. Науменко // Педагогика.2005. № 6. С 23
  • Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья. / А.Г.Щедрина.Новосибирск: Наука, 2008. – 136 с.