Публикации Всестороннее развитие дошкольника посредством художественной литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Всестороннее развитие дошкольника посредством художественной литературы
Автор: Мусаева Ульяна Мизамудиновна

Всестороннее развитие дошкольника посредством художественной литературы«Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон»В.Г.БелинскийДетская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Как писал В.А. Сухомлинский: «Чтение книг-тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».Читая книги, у ребенка обогащается словарный запас, развивается речь, память и воображение. Книга выступает как мощный источник развития интеллекта.Кругозор ребенка находится в прямой зависимости от его начитанностиЧтение содействует успешному освоению грамотного письма, что очень важно для подготовки будущего школьника.К сожалению, сегодня отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через такие источники, как интернет и телевидение. Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образовании. Это и отразилось на чтении взрослых и детей.Еще С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от нас - взрослых, которые являются посредниками между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке.К сожалению, многие родители перестают читать детям вслух, как только те научатся читать сами, но некоторые все же продолжают читать своим детям книги вплоть до подросткового возраста. Подобно привычке собираться вместе за ужином, чтение вслух дает гарантию, что взрослый и ребенок будут постоянно встречаться и делиться тем, что их интересует.Словесное общение с ребенком с самого рождения закладывает основу для его коммуникативных навыков задолго до того, как он научится говорить. Аналогичным образом чтение с первого дня жизни развивает грамотность и любовь к книгам задолго до того, как малыш сможет читать сам. То, как и сколько родитель читает ребенку в первые годы жизни, оказывает существенное влияние на его подготовленность к школе и определенную жизненную траекторию. Исследования показывают, что дети, которым читали в первые годы жизни, имеют больший словарный запас и лучшие математические навыки уже в начальной школе. Есть также доказательства того, что родители, читающие с энтузиазмом, усиливают стремление ребенка научиться читать, и впоследствии он читает все больше и больше.Таким образом, наряду с родителями и педагоги должны ставить перед собой цель: сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг. А так как начинать работу по данной теме необходимо с самого раннего возраста, то каждый педагог должен поставить перед собой следующие задачи:- формировать литературный вкус.- знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.- развивать память, речь, воображение, творческие способности.- воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.Любовь к чтению и умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.Знакомство дошкольников с детской литературой связано с одной из образовательных областей - «Речевое развитие», которое осуществляется в соответствии с ФГОС ДО. Оно включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Основными методами работы с дошкольниками являются следующие:1. Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.2. Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.Правильный подбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности, играет существенную роль для решения задач всестороннего развития детей.Подбирая литературу надо учитывать идейную направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги.Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества- потешек, прибауток, песен, сказок. Образность языка, глубокая человечность, живой юмор, предельно точная моральная направленность- особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию ребенка, побуждает его самого к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и наказывая злых.Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Эта органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка. Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение детей. Сюжеты прочитанных книг дети с удовольствием отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие. Рекомендовано создать в группах детского сада и дома книжные центры - спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность каждый день общаться с книгой, развивая свои интересы. Ребенок видит книгу не в руках взрослого, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Тем самым, прививаются навыки культуры общения и обращения с книгой.Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. А театрализованные игры помогают формировать нравственно-этические нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в эмоциональное состояние другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа, ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.ФГОС ДОУ отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Один из принципов является сотрудничество с семьей. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к литературе можно использовать следующие формы работы:Консультации: «Какие книги читать детям» (Рекомендации по организации домашнего чтения)Мини-сочинения: «Книга в жизни моего ребенка»Конкурс рисунков: «Мои любимые книги»Родительские собрания «Мама, папа, я — читающая семья», «Роль книги в воспитании ребенка»Досуги-викторины: «Самая читающая семья» Подводя итог, можно отметить, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно-воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и с первых дней привить ему интерес к книгам, учат ребенка любить сам процесс чтения. Хочется закончить статью словами К.Д.Ушинского, который писал о силе слова так: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова …»