Публикации
Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Автор: Калашникова Юлия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Автор: Калашникова Юлия Владимировна
Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.Аннотация: в статье освещены основные проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе; проанализированы принципы сотрудничества с семьей с учетом внедрения ФГОС ДОУ; представлены возможности использования нетрадиционных форм работы с родителями как эффективного средства взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе.Ключевые слова: семья, сотрудничество, принципы работы, нетрадиционные формы.Modern forms of interaction between preschool and family.Annotation: the article highlights the main problems of interaction between kindergarten and family at the present stage; analyzes the principles of cooperation with the family, taking into account the introduction of Federal state educational standard of preschool educational institution; presents the possibility of using non-traditional forms of work with parents as an effective means of interaction of kindergarten and family at the present stage.Key words: family, cooperation, principles of work, non-traditional forms.Проблема сотрудничества детского сада и семьи всегда была приоритетным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Эта тема сегодня вызывает особый интерес, учитывая происходящие сегодня изменения в системе образования, переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия с участниками образовательного процесса.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принциповдошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей, а ФГОС ДОУ является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Сотрудничество педагогов и родителей является одной из особо значительных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.Ф. Виноградова, Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.И. Бабаева, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, Т.А. Березина, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей как важное условие результативности воспитания детей дошкольного возраста. Семья и детский сад оказываются важнейшими институтами первичной социализации ребенка, что требует их взаимодействия. За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, усилить, направить их воспитательную деятельность.Процесс воспитания и образования предусматривает тесную работу детского сада и семьи, их сотрудничество. Поэтому взаимосвязь с родителями (законными представителями) является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением решаемых задач и результатов работы, с недоверием родителей к воспитателям. Таким образом, оценка ситуации свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Для активного включения родителей в жизнь ДОУ необходима разработка и внедрение системы взаимодействия с родителями (законными представителями). В связи с этим вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.Рассмотрим в качестве примера систему работы с родителями МБДОУ «Детский сад №23». Здесь стараются сделать родителей участниками образовательного процесса, объединить усилия дошкольного учреждения и семьи для развития и воспитания детей. Для этого разработанна целая система по взаимодействию с родителями, составляется план на учебный год.С учетом внедрения ФГОС ДОУ принципами сотрудничества с семьей являются:1.Дружелюбный стиль общения педагогов с родителями.Вся работа педагогов группы с родителями строится на положительном настрое в общении. В разговоре с родителями неуместны категоричность,командный тон. Воспитатель каждый день общается с родителями и только от него зависит, какая будет позиция семьи к дошкольному учреждению. Радушное сотрудничество воспитателей с родителями дает более положительный результат, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.2. Персональный подход.Обязателен не только в работе с воспитанниками, но и в работе с законными представителями. При контакте с родителями педагог, должен чувствовать настроение мамы или папы.3.Сотрудничество, а не наставничество.Как правильно воспитывать своих детей молодые родители хорошо знают. Здесь эффект принесет не наставление, а создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, проявление заинтересованности коллектива дошкольного учреждения в проблемах семьи и искреннее желание помочь.4. Серьезная подготовка мероприятий.Любое мероприятие нужно старательно подготовить. Плохо подготовленное мероприятие для родителей негативно может повлиять на положительный образ организации в целом.5. Динамичность.Дошкольное учреждение в своем развитии должно находиться в режиме мобильности, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, воспитательные требования и образовательные потребности.От этого зависит, какие формы и направления работы детского сада с семьей будут выбраны.В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни ДОУ. Во-первых, это договоры, соглашения, необходимые для жизнедеятельности организации (например, соглашение с родителями (законными представителями) воспитанников о персональных данных). Во-вторых, это локальные акты образовательной организации, обеспечивающие государственно-общественный характер управления ДОУ. В-третьих, это заключение договора между самой дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями) воспитанников.Еще одним важным аспектом работы с родительской общественностью является информационное просвещение. Значимую роль в информационном просвящении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет и интернет-сайт детского сада и отдельных групп. В структуре сайта имеется особый раздел, который включает информационные рубрики для родителей.Начиная с раннего дошкольного возраста, для родителей организуется «Родительский клуб», который проводит и воспитатель группы, и методист, на котором обсуждаются разные вопросы, по необходимости могут быть приглашены и другие специалисты учреждения.В учреждении функционирует родительский комитет, здесь родители могут высказывать свои пожелания по работе детского сада, предлагать свои идеи.В данном детском саду широко используются и традиционные формы работы, и нетрадиционные. Как показала практика, для родителей наиболее интересны именно последние.Родители ввиду своей занятости отошли от воспитательной работы, меньше обращают внимания на своих детей, поэтому с недавних пор в организации пропагандируется досуговая деятельность, где родители могут себя в полной мере ощутить активными участниками образовательного процесса, понять и почувствовать своего ребенка. Под досуговой деятельностью, понимаются разнообразные экскурсии (музеи, библиотеки, экскурсия на пожарный поезд), мастер-классы (изготовление пиццы, гипсовая игрушка и многое другое).Активно привлекаются родители с интересными профессиями для проведения мероприятий - «Встреч с интересными людьми». Они могут проходить и в своей группе, и в других группах сада. Это оказало положительное влияние на родителей и на детей (стали более общительными, раскрепощенными).Еще одно из новшеств - «Клуб заботливых родителей». Для бесед с родителями раз в квартал приглашаются специалисты разных профессий: инспектор ГИБДД (пропаганда безопасного передвижения детей по улицам, использование светоотражающих значков и др.), врач-педиатр (профилактика гриппа и ОРВИ). Родители сами предлагают, с кем бы они хотели встретиться в следующий раз.Для родителей организуются всевозможные конкурсы, выставки и в группе,и в детском саду (например, «Песочная фантазия», «Новогодняя игрушка» и другие).Родители сами являются инициаторами в проведении мероприятий, активными участниками в жизни ДОУ.Видна положительная динамика, это подтверждает и анкетирование родителей по удовлетворенности работы детского сада.Литература:1. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М.Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю.Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.2.Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. - С.25-26.3.Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с.