Публикации ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Автор: Дебайкина Галина Евгеньевна

Дебайкина Галина Евгеньевнаучитель МКОУ «Коррекционная школа № 8»г. АрзамасФормирование базовых учебных действий на основе учета индивидуально-личностных особенностей развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развитияАннотация: Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у ребенка с ТМНР положительной мотивации к обучению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает готовность к овладению содержанием образования обучающимися с ТМНР.Ключевые слова: базовые учебные действия, специальная индивидуальная программа развития, предметно-развивающая среда, визуальная поддержка.При поступлении в школу дети с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития оказались не готовы к овладению АООП. Многие дети не посещали дошкольное учреждение, или посещали непродолжительное время. Есть дети, которые всю свою жизнь находились только с мамой, или в окружении близких родственников. Обучающиеся не владели элементарными навыками поведения в школе, на уроке. Некоторые обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития полностью зависели от помощи окружающих во время проведения гигиенических процедур, одевания, раздевания, кормления - они постоянно нуждались в присмотре и уходе. Мотивация к обучению не развита, интерес к деятельности имел неустойчивый и кратковременный характер, что, безусловно, осложняло образовательный процесс.На протяжении всего обучения ведется целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, во многом определяющей уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.Специалистами школы была разработана программа по формированию базовых учебных действий.Цель: Формирование готовности у обучающихся с ТМНР к овладению личностными и предметными результатами освоения АООП образования (2 вариант)Задачи:
  • подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
  • формирование учебного поведения;
  • формирование умения выполнять задание в соответствии с определенными характеристиками.
  • В процессе формирования базовых учебных действий были выделены 4 этапа работы:
  • Проведение диагностики сформированности БУД.
  • Составление СИПР.
  • Организация образовательной среды.
  • Проведение промежуточных диагностик и определение дальнейшей работы с обучающимися.
  • Специально организованная и структурированная образовательная среда является инструментом в достижении цели формирования БУД.Так как дети в классе характеризуются разной степенью выраженности интеллектуальных нарушений и психофизического развития, уровень сформированности у обучающихся той или иной психической функции, практического навыка также существенно различен. На 1 этапе проводилась диагностика сформированности БУД. Использовался метод наблюдения за обучающимися в урочной, внеурочной деятельности, а также проводился опрос родителей.Следующий этап работы разработка специальной индивидуальной программы развития. СИПР разрабатывались на каждого обучающегося группой специалистов и родителями. Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, внеурочной деятельности, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.Для достижения поставленной цели используются следующие методы и приемы формирования базовых учебных действий.Организация предметно-развивающей среды. Класс разделен на зоны: учебная, зона отдыха, игровая.Для одного обучающегося класса была организована особая учебная зона. Мальчик не мог усидеть на месте более 5 минут, отвлекался на окружающие его предметы, дотягивался и подбрасывал их, убегал или падал на пол, поэтому сидел отдельно от ребят класса - отдельно стоящая парта (для возможности блокировать ребенка, не дать ему уйти от выполнения задания).Структурирование учебного материала. Во время выполнения заданий перед ребёнком только необходимые материалы. Все материалы помещены в контейнеры (коробки, папки, конверты), размещены на полках. При выполнении заданий наглядные материалы перекладываются слева направо; т.е. ребенку вполне понятно, что делать дальше, когда предыдущее задание выполнено.Создана благоприятная обстановка, способствующая формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстникам. Это помогает ребенку понять, с чего начать и проясняет, что ожидается от ребенка.Визуальная поддержка.Ведется работа по визуальному расписанию. Визуальное расписание показывают ребенку, что будет дальше и куда двигаться. Зрительно представленные планы работы показывают ребёнку, какие он будет выполнять активности во время урока. Также используется дополнительное расписание: «СНАЧАЛА-ПОТОМ». Системы альтернативной коммуникации используются в течение всего обучения. Умение выразить свое желание приемлемым, понятным для окружающих способом - важная составляющая взаимодействия в классе.Использование подсказок. Это и постепенный переход от одного типа подсказок к другому, и стремление к максимально возможной самостоятельности ребёнка. В работе используются карточки-подсказки. В процессе обучения создается мотивация для обучения, общения и взаимодействия - это подкрепление. С каждым ребенком проведена моментальная оценка подкреплений. Для одного ребенка это пищевое подкрепление, для другого любимая игра, мяч, для третьего - выполнение любимого действия (рисование). Поэтому использование интересов и индивидуальных предпочтений ребенка очень важно при формировании БУД.Использование игровых форм занятий также повышает мотивацию к взаимодействию ребенка и педагога.В середине и в конце учебного года проводится мониторинг освоения СИПР. По результатам мониторинга ставятся новые задачи в содержании СИПР. Таким образом, к каждому обучающемуся применяется индивидуально-личностный подход в соответствии с уровнем его базовых учебных действий, а специально организованная система уроков и занятий внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся с ТМНР базовых учебных действий.Список литературыВыготский Л.С. Собрание сочинений: в 2т. М.: Наука, 1983.Дети с нарушениями общения / Под ред. К.С. Лебединской, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской. - М.: Просвещение, 1989. Никольская О.С. Трудности школьной адаптации детей с аутизмом // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Материалы семинара "Организация службы социально-психологической помощи детям с острой школьной дезадаптацией и их семьям", Москва, 4-7 мая 1998 г. / Под ред. А.А. Цыганок. - М.: Центр лечебной педагогики; Теревинф, 1998. - Вып. 1. - С. 109-111. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки российской федерации / . Специальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. / под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2005.Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учебной и внеурочной деятельности: методические рекомендации / авт. Кузма Л.П., Клещева Л.А. – Краснодар, 2016.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: МГУ, 1990.