Публикации Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Автор: Бялькина Татьяна Вячеславовна

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.ГБОУ школа интернат №17 г. о. Самара, воспитатель Бялькина Т.В.Здоровье детей - самое ценное, что у нас есть. Работа в начальной школе должна быть направлена на то, чтобы дети приучались правильно питаться и заботиться о своем здоровье. Педагоги и воспитатели должны не только научить детей читать и писать, но и помочь ребятам получить первые знания о здоровом образе жизни, закаливании, самозащите. Выделяется несколько видов здоровья :1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей. К сожалению с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Наиболее актуальны вопросы здоровьясбережения именно в специальных учреждениях, куда ребятишки уже зачастую приходят с ослабленным здоровьем и нуждаются не столько в укреплении здоровья, сколько в поддержании сохранившихся функций и компенсации утерянных. Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное, неосложненное развитие. Здоровье наших воспитанников определяет здоровье нации в будущем. И это ответственность и родителей, и персонала учебных учреждений. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе (хотя уже есть предпосылки к этой тенденции), но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.В настоящее время в работе с детьми с ОВЗ реализуются следующие здоровьесберегающие технологии :1. Сохранения и стимулирования здоровья (физкультурные и динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения для глаз, ортопедическая гимнастика).2.Обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, игротреннинги, занятия из серии «здоровье», самомассаж).3. Коррекционные (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, логоритмика).Эффективность использования технологий в учебно-воспитательном процессе состоит в том, что они повышают работоспособность детей, активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения. Все это благотворно воздействует на психику ребенка, на состояние его психического и физического здоровья. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снизить утомляемость, повышает эмоциональный настрой. А это, в свою очередь, способствует укреплению и сохранению здоровья. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье современного школьника, означает возможность положительного эмоционального выбора и ассоциируется со счастьем, красотой, добром, силой, умом. ИсточникиАхутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения, индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2004.Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005.Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. -М.: Линка- пресс, 2000.