Публикации Педагогические условия использования игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические условия использования игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольников
Автор: КУЗНЕЦОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

Кузнецова Татьяна ВалерьевнаМБДОУ ЦРР - детский сад № 128 «Гусельки» г. УльяновскПедагогические условия использования игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольниковАннотация: в статье описано экспериментальное исследование по проблеме использования игровых технологий как средства формирования представлений о природе у детей седьмого года жизни. Исследование включало констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. На констатирующем этапе для определения уровня развития представлений о природе у детей седьмого года жизни были использованы задания, разработанные на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой. На формирующем этапе был проведен комплекс с использованием игровых технологий природоведческого содержания, создана развивающая предметно-пространственная среда в ДОО, способствующая стимулированию интереса детей к природе, проведена работа с родителями. Данные контрольного эксперимента доказали эффективность проведенной работы.Ключевые слова: представления о природе, игровые технологии, этапы эксперимента, развивающая предметно-пространственная среда, работа с родителями.В дошкольном учреждении с помощью игровых технологий детей знакомят с природой и происходящими в ней сезонными изменениями. Приобретенные знания помогают сформировать такие качества личности, как любознательность, реалистичное понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, гуманность, трудолюбие и уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
  • Исходя из анализа научной литературы и практики, можно сделать следующий вывод: несмотря на наличие обширного перечня литературы по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности не в достаточной степени разработано использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников. [3]. С учетом данного противоречия была сформулирована проблема исследования: при каких педагогических условиях игровые технологии являются эффективным средством экологического образования старших дошкольников. Решение данной проблемы составило цель исследования, а предметом стал процесс формирования представлений о природе у детей седьмого года жизни посредством использования игровых технологий. В исследовании решались следующие задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу проблеме использования игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольников; Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольников; Разработать и апробировать педагогические условия использования игровых технологий и экспериментальным путем проверить их эффективность.
  • Опытно – экспериментальная работа по формированию представлений о природе у детей седьмого года жизни посредством использования игровых технологий была проведена в МБДОУ ЦРР - детский сад № 128 «Гусельки» г. Ульяновска, работающего по программе «Детство». В исследовании принимали участие 20 детей, воспитанники двух подготовительных групп. В соответствии с этим, они представляли две группы: контрольную и экспериментальную группу, в каждой из которой было по 10 детей.Система знаний экологического содержания направленная на воспитание детей включает в себя: знания о мире животных (знания видового состава животных, знания о представителях фауны и их среды обитания, знания о характерных признаках животных, небезразличное отношение к животным, птицам и насекомым), знания о растительном мире (знание видового состава растительного мира, знания об условиях жизни, росте и развитии комнатных растений, знания о комплексном уходе за комнатными растениями), знания о неживой природе (знания отличительных характеристик объектов неживой природы, знания об использовании объектов неживой природы), знания о временах года и их сезонных особенностях Результаты констатирующего этапа исследования по методике С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой [1], показали, что детей с высоким уровнем сформированности представлений о природе не выявлено, со средним уровнем оказалось 50% детей (10 детей), с низким уровнем - также 50% (10 детей). Анализ данных результатов дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности представлений о природе и необходимости вести целенаправленную и планомерную работу по формированию представлений о природе у детей седьмого года жизни.Формирующий этап исследования включал в себя работу с детьми и их родителями. Взаимодействие с родителями воспитанников заключалось сначала в проведении анкетирования, которое помогло нам выявить уровень компетентности родителей в области экологического образования дошкольников, а затем организации разнообразных форм работы: проведении родительного родительского собрания на тему «Любовь к природе начинается с семьи», оформление уголков для родителей на темы: «Игра в жизни дошкольников», «Растим огород на окошке», «Роль семьи в экологическом образовании детей», «Играем вместе», «Зачем сажать и что растить?» и т.д.; оформлении детско-родительских проектов («Что нам осень принесла!», «Как мы птицам помогали?», «Весна – красна», «Огород на окошке», «Воспоминания о лете» и др.).С детьми проводились разнообразные дидактические игры природоведческого характера в подготовленной предметно-развивающей среде: «Времена года», «Овощи и фрукты», «Найди лишнюю картинку», «Чудесный мешочек», «Кто, как кричит?», «Чьи это детки?», «Собери картинку», «Путаница» (перепутаны животные и их детеныши), «Найди пару», «Кто скорее выложит узор из камушков», «Найди самые большой и маленький листок», «Детки на ветке». Обязательным было также проведение дидактических игр на прогулках: «Повтори за мной», «Такой листок, лети ко мне», «Солнышко и дождик», «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот» [1].Контрольный этап эксперимента позволил определить количественные и качественные результаты исследования. Оказалось, что 50% детей (4 ребёнка ЭГ) и 20% (2 ребёнка КГ) по результатам выполненных заданий находятся на высоком уровне; 50% детей (5 детей ЭГ) и 60% (6 детей КГ) находятся на среднем уровне; и 20% (2 ребенка КГ) - на низком уровне. Уровень представлений о природе в экспериментальной группе оказался существенно выше, детей с низким уровнем развития в ней не оказалось. Выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что игровые технологии являются эффективным средством формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста при следующих педагогических условиях: - при создании специальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, способствующей стимулированию интереса детей к природе;- при тщательном подборе комплекса игровых технологий для работы со старшими дошкольниками;- при определении методики проведения игровых технологий природоведческого содержания в воспитательно - образовательной работе с детьми седьмого года жизни.Список литературы:
  • Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для пед. училищ по специальности «Дошкольное образование». СПБ: Детство-Пресс, 2003. – 319 с.
  • Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 2006.-135с.
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.