Публикации
урок русского языка "Времена глагола"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок русского языка "Времена глагола"
Автор: Михальская Светлана Демьяновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок русского языка "Времена глагола"
Автор: Михальская Светлана Демьяновна
Михальская Светлана Демьяновна Тема: Времена глагола.Тип урока: усвоения новых знаний.Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы, способствовать формированию понятия о временных формах глагола, содействовать развитию у детей умений определять время глагола, находить сходство и различие в изучаемой части, сравнивать и обобщать, воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки.Коррекционная цель: Развитие и коррекция устной и письменной речи.Планируемые результаты:Предметные: знать понятие о глаголе; иметь представление о об изменении глаголов по временам.Метапредметные:Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; классифицировать уже изученное о глаголе; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выполнять правила работы в паре.Личностные результаты: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.Оборудование: презентация, карточки для рефлексии, индивидуальные карточки с заданиями.Ход урока:I. Организационный момент. Мотивация к деятельности (2 мин.)-Сейчас начнется урок русского языка, на котором мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, мнения, делать. Что потребуется от вас, чтобы урок прошел успешно? ( Ответы детей).Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга. II. Актуализация знаний (4 мин.)Минутка чистописания.- Послушайте загадку. Интересная часть речи в русском языке живетКто что делает, расскажет:Чертит, пишет, иль поет,Вышивает или пашет,Или забивает гол.Все расскажет нам… (глагол)- С какой буквы начинается слово? Дайте характеристику этой букве. (Ответы детей).1 строчка Гг-Во второй строке буква г пишется в соединении с буквами, которые стоят в алфавитном порядке2 строчка га гб гв гг гд …Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. -Скажите, что мы с вами строим, как одна большая дружная команда? (Дом «Глагол»)- Давайте расскажем, как мы его складываем по этажам. Вспомните, что вам известно о глаголе, составьте кластер. Один ученик составляет кластер на доске глагол часть речи обозначает действие что делать? что сделать и др. неопр. ф. ть чь ти сказуемое изменяется по числам- Хорошо! Вспомнили всю известную нам информацию о глаголе.III. Постановка проблемы (1 мин.).- Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол? (Нет, наверное, он еще как-то изменяется.)- Вот это и нужно выяснить сегодня. Итак, нам нужно решить проблему: как еще может изменяться глагол?( Учитель на доске ставит вторую стрелку от слова “изменяется” в схеме и большой знак вопроса.)IV. Самоопределение к деятельности (2мин.)- Прочитайте предложения (слайд)Сегодня в классе дежурит Валя.Вчера в классе дежурила Лиля.Завтра в классе будет дежурить Никита.- Найдите в предложениях глаголы. Почему вы считаете, что это глаголы? ( Обозначают действия и отвечают на вопросы что делает? Что делала? Что будет делать?) -Запишите глаголы в тетрадь. (Дежурит, дежурила, будет дежурить)-Сравните их. Чем они отличаются? Одинаковы ли эти глаголы по способу действия ?- Посмотрите внимательно на слайд. - Что общего между часами и глаголами? ( Действие происходит как бы в разное время) - Сформулируйте тему урока.- Какую цель перед собой поставите? V. Работа по теме урока (10мин.)- Найдите глагол, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения. (Дежурит). Поставьте вопрос к глаголу. Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? Записывается над глаголом – наст. вр.-Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходили до момента речи. Какой вопрос можно задать? Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? (Дежурила)Записывается над глаголом – прош. вр.-Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи? (будет дежурить) Как будет называться форма времени этого глагола? ( буд. вр. – записывается над глаголом).- Какие формы времени вы открыли? (Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов)-Как проверить наши предположения? (сведения в учебнике)Работа с учебникомОткройте учебник на с.112 и прочитайте тему урокаНайдите упр. 195, прочитайте. ( Читают текст)Выполняют устные задания к упражнению.Откройте учебник на с.112 и прочитайте сведения о языке на этой странице.- Что скажете о наших предположениях? (подтвердились)- Итак, какие формы времени глагола вы открыли? (наст., прош, буд.)- Чему теперь будем учиться? (определять время гл).VII. Первичная проверка понимания усвоенного во внешней речи (4мин.)Работа в группах - Составим памятку - схему. Вам нужно будет написать напротив каждого времени глагола вопросы и в какой момент речи это происходит. Желаю вам удачи! Приступайте за дело! (Проверка)- Как определить время глагола? (по вопросу и значению) Теперь знаем, как определить время глагола, что будем делать дальше? (применять знание в упражнении)VIII. Физминутка, зрительная гимнастика( 3мин.) Игра «Почтальон». Ученики получают карточки с глаголами. Разнести по адресам: настоящее время, прошедшее время, будущее время. (Иду, пишет, читаем, берешь, говоришь, возьмешь, нарисовал, едут, гуляете, ловила, съел, напишем, закроют, споем, строим, привезли, подросло, узнаю, сошьете, принес, сошьешь, играю, бегали.)Проверка, коррекция.IX. Первичное закрепление усвоенного (11мин.).- Вернемся к нашему дому-кластеру. Мы решили проблему, как может изменяться глагол? (Ответы детей). Уберем знак вопроса и запишем – временам.Работа по учебникуУпр. 197 с (списать, вставляя пропущенные буквы, указать времена глаголов): слабоуспевающие – 2 предложения, остальные – полностью.X. Подведение итогов. Рефлексия (2 мин.). - Еще раз скажите, смогли мы найти ответ на наш главный вопрос урока. – Как изменяются глаголы?– В форме какого времени могут стоять глаголы?Наш урок подходит к концу и я хочу предложить вам последнее задание. Я буду высказывать свои мысли, если вы со мной согласны, то будете ставить «+», если не согласны « - ».- Я утверждаю, что глагол изменяется только по числам. Я считаю, что глагол может изменяться по числам и временам. Я думаю, что у глагола есть 3 формы времени глагола. Я утверждаю, что глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: что будет делать? что сделают? Мне кажется, что глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? Я считаю, что если глагол обозначает действие, которое совершается сейчас, то это форма глагола настоящего времени.Получается запись (проверка на слайде).-, +, +, -, +, +Самооценка - А теперь оцените урок и свою работу на уроке.Дети с помощью листа самооценки высказывают свое мнение Фамилия. Имя._________________________XI Домашнее задание (1 мин.)На выбор: Упр.199 (выписать глаголы, указав их время) или упр.198 (списать первое четверостишие, указав времена гл.)Адрес публикации: