Публикации Родительское собрание "Мальчики и девочки. Особенности воспитания и обучения"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родительское собрание "Мальчики и девочки. Особенности воспитания и обучения"
Автор: Петрушина Светлана Анатольевна

Родительское собраниеМальчики и девочки. Особенности воспитания и обученияПедагог-психолог Петрушина С.А.Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады видеть вас. Тема нашей встречи звучит так: «Мальчики и девочки. Особенности воспитания и развития».А для начала мы предлагаем вам выполнить простое задание. Помашите левой рукой те родители, у кого в семье растут только девочки. Поднимите вверх правую руку те, кто воспитывает только сыновей. Похлопайте в ладоши те родители, кто имеет и сыновей, и дочерей.Бесспорно, что девочки мальчики непохожи друг на друга. Они по-разному выглядят внешне, у них разные половые признаки. А как вы думаете, чем еще они отличаются? (ответы родителей)Давайте попробуем вместе разобраться. Почти все мы имеем 46 хромосом. Двадцать три из них пришли от матери и двадцать три – от отца. Если двадцать третья хромосома матери есть хромосома Х и если двадцать третья хромосома отца есть Х, то получается ребенок ХХ – девочка. Если двадцать третья хромосома отца есть У, получается ребенок – ХУ мальчик. Базовая матрица человеческого тела и ума – женская. Мы все начинаем свою жизнь девочками, вот почему у мужчин есть свойственные женщинам особенности, такие, как соски и молочные железы.В 6-8 недель после зачатия эмбрион еще бесполый, и потенциально у него могут развиться и мужские и женские половые органы. Исследования немецкого ученого доктора Гюнтера Дорнер показали, что у эмбриона ХУ, генетического мальчика, образуются специальные клетки, направляющие большое количество мужского гормона, в частности тестостерона, в тело. Гормон способствует формированию половых органов ребенка и операционную систему мозга. Если эмбрион девочка, в него поступает мало мужских гормонов или они не поступают совсем, и у эмбриона формируются женские половые органы, а матрица мозга остается женской.Отличия между мальчиками и девочками можно заметить с самого раннего возраста. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить. Мозг девочек запрограммирован так, что реагирует на людей и лица, контакт с помощью взгляда в глаза длится у них в два – три раза дольше, чем у мальчиков, а мозг мальчиков чаще реагирует на объекты и их форму, они в большей степени интересуются хаотичным движением объектов неправильной формы.Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Так до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. Кожная чувствительность у девочек выше, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Кроме того, доказано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Мальчики бегают, прыгают, борются и воображают себя то танком, то самолетом, в то время как девочки разговаривают, обсуждая, какой мальчик им больше нравится.Если девочка складывает домик, то это будет длинное низкое здание, главное в котором воображаемые люди, в нем живущие; мальчик же старается построить структуру большую по размеру и более высокую, чем у мальчика по соседству. Если четырехлетней девочке дать заводного мишку, то она сделает его лучшим другом, если мишка попадет в руки к мальчику – он разберет его на части, чтобы посмотреть, как он устроен, бросить эти части и перейти к следующей игрушке. Мальчики интересуются вещами и как они работают, девочки – людьми и их взаимоотношениями. Девочки в группе сверстников, как правило, сотрудничают, у большинства из них есть подружка, с которой можно делиться секретами. Если среди девочек появляется лидер, то это не очень приветствуется. Среди мальчиков наоборот образуется иерархия, в которой имеется лидер. Власть и статус имеют наивысшую ценность в группе мальчиков. Они приобретаются обычно через умение мальчика, или его знания, или способность к жесткому разговору с другими, или через готовность драться с обидчиками. Девочки с удовольствием налаживают отношения с воспитателями и подругами, в то время как мальчики задают педагогам вопросы и предпочитают в одиночку исследовать пространственное расположение вещей в окружающем мире.Исходя из того, что мальчики и девочки такие разные, то и подходы к воспитанию тоже должны отличаться.Скажите, пожалуйста, с какого возраста нужно начинать воспитание девочки и мальчика?Воспитание ребенка начинается буквально с момента зачатия. Как только родители узнают о беременности, начинают действовать их установки. Желанный пол ребенка или нет, похож ли на родителей и т.д.? Все сказывается на малыше.Мы с вами знаем, что исторически сложилось так, что с давних времен мужчина был добытчиком, защитником, женщина – берегиней, хранительницей очага. Следственно мальчиков воспитывали более сурово, формируя умение брать ответственность за свои поступки, способность защитить свою семью и т.д. В девочках воспитывали такие качества как нежность, скромность, целомудрие, хозяйственность и т.д. Изменения, которые произошли за последние десятилетия в социальной, экономической, политической сфере не могли не сказаться на воспитании детей. По статистике растет количество неполных семей, а это значит, что дети не получают опыт ролевого поведения мамы или папы. Меняется ситуация и в полных семьях, когда силу разных причин (алкоголизм, игромания, безработица и т.д.) женщина становится добытчицей или папа берет на себя функции мамы. Воспитание детей происходит и на образах художественной литературы, героях мультфильмов, кинофильмов. Если проанализировать, что дети видят с экранов телевизора, то мы увидим, как меняются женские и мужские образы. Женские образы: воительница, способная избить, убить; следователь, полицейский; курящая; распущенная; независимая и т.д. Образ мужчины: слабовольный, безответственный, недотепа и т.д. Конечно, все эти стереотипы перенимают наши дети.Большое влияние на воспитание ребенка оказывает и стиль взаимодействия с ребенком в семье. Нередко на практике мы встречаемся с проявлениями гиперопеки. Представьте, когда в условиях гиперопеки воспитывается мальчик, которого до 4-5 лет кормят из ложечки, носят на руках, одевают и т.д., сможет ли он в будущем взять на себя ответственность за свою семью? Не лучшим образом на ребенка воздействует и авторитарный стиль воспитания.Безусловно, трудности и проблемы в воспитании детей были во все времена, но на наш взгляд важно анализировать происходящие изменения, понимать какими в будущем мы хотим видеть детей и предпринимать те меры, которые в наших силах.Давайте мы сейчас попробуем методом мозгового штурма составить словесный портрет девочки и мальчика (родители предлагают свои ответы. Ответы подкрепляются информацией на слайдах).Девочка: спокойная, скромная, опрятная, аккуратная, вежливая, веселая, добрая, отзывчивая, тихая, женственная, талантливая, бескорыстная, великодушная, грациозная, доверчивая, жизнерадостная, искренняя, изящная, ласковая, лучезарная, мудрая, неотразимая, непредсказуемая, озорная, ответственная, пунктуальная, романтичная, стильная, трудолюбивая, терпеливая, уверенная, утонченная, хрупкая, чувствительная, независимая.Мальчик: подвижный, активный, неусидчивый, громкоголосый, смелый, храбрый, сильный, мужественный, целеустремленный, авторитарный, амбициозный, беспокойный, брутальный, верный, взбалмошный, внимательный, впечатлительный, волевой, вспыльчивый, выносливый, галантный.А теперь, мы предлагаем вам разделиться на две команды. Каждая команда получает силуэт цветка, одна команда силуэт маргаритки, а другая силуэт василька. Вам предстоит на лепестках маргаритки написать те качества, которые вы хотели бы видеть в девочке. А на лепестках василька – качества мальчика (родители работают в командах, затем предлагают свои варианты)Давайте поразмышляем, что мы с вами можем сделать, чтобы сформировать те качества, которые мы перечислили: в какие игры играть, к каким действиям привлекать, к чему приучать и т.д. (Родители в командах составляют список, затем представляют его. Ответы дополняются информацией на слайдах)Девочка: предложить девочке помогать маме по хозяйству: помыть посуду, вытереть стол, накрыть стол, сложить красиво свои вещи, игрушки, нарядить куклу, придумать ей красивый наряд, прическу, помочь приготовить обед, помочь маме присмотреть за младшим братиком или сестренкой, вместе отправиться в магазин за покупками, давать посильные поручения.Мальчик: предложить пойти с папой в гараж, помочь помыть машину, прибить гвоздь, познакомить с инструментами, вместе с папой купить маме подарок, устроить маме сюрприз, помочь сделать уборку, сходить на рыбалку, вместе подчинить сломанную игрушку и т.д.Конечно, первое время, у маленьких помощников будет все получаться не идеально, но со временем, возможность помогать маме и папе перейдет в привычку, и определенные поручения и задания будут выполнятся более качественно.Особенности обучения мальчиков и девочекМозг мужчины и женщины функционирует по - разному. Исследования показали, что левая сторона мозга у девочки развивается быстрее, чем у мальчика, в результате чего девочка начинает говорить раньше и лучше своего брата, раньше начинает читать и быстрее овладевает иностранным языком.У мальчиков, однако, быстрее развивается правая сторона мозга, что обеспечивает им лучшее пространственное и логическое мышление, а также лучшее восприятие. Мальчики превосходят девочек в математике, строительстве, решении загадок и иных проблем и оттачивают эти способности раньше, чем девочки.Мальчики любят получать информацию мелкими порциями, детализировать. Они неадекватно оценивают временные интервалы: для них время тянется медленнее. Мальчики хуже, чем девочки различают цвета, больше предпочитают синий, оранжевый, коричневый. Среди мальчиков средний интеллект встречается реже, чем среди девочек. Но зато среди них больше одаренных и умственно отсталых.У мальчиков способность к творчеству, умение отказаться от стереотипных образов мышления, оригинальность мышления несколько выше, чем у девочек.Преимущество мальчиков и девочек в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: мальчики имеют преимущество при запоминании цифр. Девочки лучше запоминают слова. В речи мальчишек преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки более склонны к использованию предметно-оценочных слов.Скорость движений у мальчиков выше на 15-30%, чем у девочек. Выше у них и частота движений, что создает дисциплинарные трудности на занятиях: мальчики более подвижны, суетливы, невнимательны, шумливы. Поэтому домашние занятия не должны быть длительными и монотонными.Девочки более усидчивы, аккуратны, легче выносят монотонные занятия.При обучении мальчиков очень важен соревновательный мотив. Они с большим удовольствием будут выполнять задания в форме олимпиад, викторин, конкурсов. Мальчики любят, когда их хвалят за работу, но в то же время, если он уверен, что выполнил ее хорошо, то высокое мнение о себе он будет иметь даже в том случае, если его работа не будет признана другими. Следовательно, они более независимы в своих самооценках от мнения окружающих.Мотивация мальчиков исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать, в то время как у девочек мотивация формируется под давлением извне.При подготовке мальчика к школе надо делать ставку на развитие общего интеллекта, учить его игре в шахматы, конструированию. Если есть новая игра, не надо заранее рассказывать, как и что нужно делать, пусть он самостоятельно ищет решение, медленно и с ошибками. Лучше предложить ему найти и исправить ошибки самому, чем делать это за него. Мальчику необходимо больше показывать, чем рассказывать. Словесные пояснения должны быть четкими и короткими.Не стоит добиваться от мальчика безупречной аккуратности, достаточно, чтобы задание было выполнено правильно и разборчиво. Мальчикам проще осваивать графические навыки в «крупной форме»: толстыми маркерами на большом листе, палочкой на песке, и лишь потом постепенно можно уменьшать масштаб.Важно знать, если мальчик вдруг «перестал соображать» - это признак переутомления, так что бесполезно заставлять его переделывать неверно выполненное задание. Мальчики быстро интеллектуально истощаются. Лучше сменить вид деятельности и вернуться к трудному заданию через некоторое время.Успешность обучения девочки напрямую зависит от уровня речевого развития. Девочки с удовольствием работают по образцу, стараясь довести работу до совершенства. Но редко пытаются самостоятельно освоить новые навыки или придумать новую стратегию. Они обладают более совершенной, чем у мальчиков зрительно – моторной координацией, поэтому без труда осваивают необходимые для учебы графические навыки.Для девочек важен эмоциональный контакт со сверстниками («дружит – не дружит») и значимыми взрослыми. Главная учебная мотивация для девочек – одобрение учителей и родителей. Даже пойти в школу и стать ученицами они хотят потому, что это одобряется семьей, окружающими людьми.Вот такие они разные мальчики девочки, как две планеты – не похожи друг на друга, но такие яркие и неповторимые. Но кого бы вы не воспитывали важно помнить, что залог гармоничного развития ребенка — это любовь, знание и понимание особенностей ребенка, проявление уважения.Если есть вопросы, мы готовы на них ответить. Мы надеемся, что наша встреча была для вас полезной. И предлагаем вам выполнить последнее задание. Продолжите, пожалуйста, любое предложение: «Я сегодня узнал (а)…», «Я понял (а)…», «Для меня было открытием…», «Я теперь буду…»Источники:
  • Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 1998.
  • Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений мужчина – женщина. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001.
  • Психолог в детском саду (Ежеквартальный научно-практический журнал) 2012 №1