Публикации
Применение инноваций в воспитании музыканта-исполнителя
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение инноваций в воспитании музыканта-исполнителя
Автор: Сергей Алексеевич Галкин
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение инноваций в воспитании музыканта-исполнителя
Автор: Сергей Алексеевич Галкин
Применение инноваций в воспитании
музыканта-исполнителя
Галкин С.А.
На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальная культура, формирование которой является целью музыкального воспитания. Музыкальная культура, как любая эстетическая культура, несёт в себе развивающий потенциал, источник духовного самосовершенствования тех, кому её предстоит осваивать. Она выступает инструментом психического развития подрастающих поколений. Подготовка к проведению уроков специального цикла должна рассматриваться как следствие общекультурного развития. Темы учебной программы раскрывают различные грани законов музыкального искусства, без которых невозможно формировать музыкальную культуру. Последовательность тематического материала должна быть сравнима с лестницей, по которой поднимаешься постепенно, всё выше и выше. Таким образом, самый главный результат обучения - музыкальная культураучащихся.
Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности учеников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала. В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники - т.е. обогащают методические возможности урока, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, видеокамера, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Очень важно разработать педагогическую систему, включающую элементы современных образовательных технологий на основе активизации и интенсификации деятельности, обеспечивающую формирование музыкальной культуры у учащихся.
Задачи:
Продолжить освоение элементов инновационно-коммуникационных технологий для более качественной подготовки к урокам по специальности.
Повысить квалификацию в области компетенции путем прохождения курсов повышения квалификации.
Пройти дополнительную профессиональную подготовку по программам Intel "Обучение для будущего", "Информационные технологии в деятельности учителя - предметника"
Формировать информационную культуру учащихся, привлекать учащихся к самостоятельному изучению предмета с использованием компьютера, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное.
Продолжить отбор методов и приемов повышения учебной мотивации на уроках специальности, разработку методических подходов, обеспечивающих высокие достижения учащихся по предмету.
Развивать творческую познавательную активность, коммуникативные навыки учащихся в условиях проектной деятельности.
Какие особенности характерны в построении уроков с использованием технологии метода проектов, игровых технологий. В педагогической среде принято выделять два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к которым относятся компьютерная техника и средства связи, и программные средства, которые могут быть различного назначения. Мультимедийные ресурсы на уроке по специальности можно подразделить следующим образом:
справочные, энциклопедические издания;
музыкальные произведения;
зрительный ряд;
музыкальные игры;
тесты
программные средства для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки.
Рекомендуется использование следующих компьютерных программ энциклопедической направленности: "Энциклопедия классической музыки", "Шедевры музыки Кирилла и Мефодия", "Сокровища мирового искусства", "МХК от наскальных рисунков до киноискусства", "Учимся понимать музыку". В своей работе мы имеем возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, помогает привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности. Например, при изучении темы "Опера", сопровождая объяснение темы урока показом презентации, я использую различные видеофрагменты (П.И.Чайковский "Евгений Онегин", М.И.Глинка "Иван Сусанин", А.П.Бородин Князь Игорь", Н.А.Римский-Корсаков "Снегурочка", Садко" и др.), благодаря чему учащиеся знакомятся с именами выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей, у учащихся формируется умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, компетентность - анализировать музыкальные произведения. Для развития образного и ассоциативного мышления использую зрительные ряды. Выразительно и ярко проходят уроки по теме "Природа в музыке" (изобразительность музыки), где предлагается выбрать прослушанный музыкальный фрагмент, по характеру и настроению отражающий особенности времени года и найти из предлагаемого видеоряда соответствующую иллюстрацию. Подобно, но с более сложным заданием проводятся уроки по темам "Импрессионизм" и "Экспрессионизм" в музыке. Музыкальные примеры сопровождаются видеорядом репродукций картин известных художников-импрессионистов и иллюстраций, выражающих особое направление музыки - экспрессионизма. Сопоставление художественных и музыкальных произведений способствует формированию умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, а также развитию ассоциативного мышления. Этот вид деятельности формирует музыкальную компетенцию - устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства.
Возможно использование метода проектов. Предлагается работа учащимся в микро-группах, получая задания для мини-проектов. Например, в конце семестра или учебного года предлагаю учащимся проект по составлению тематической программы концерта (тематику они выбирают сами): Мой любимый композитор, Наши любимые произведения, Наши любимые песни, Музыка народов ханты и манси и т.д. Выполнение последнего проекта обеспечивает не только развитие информационно-коммуникативных навыков, но и воспитание эмоционально-ценностного отношения и устойчивого интереса к музыкальному искусству других народов мира. Результаты работ предлагается красочно оформить в виде афиш (в программе Power Point), приглашений на тематический концерт, работая уже за компьютером дома или в кабинете информатики в проектных группах. Работа над проектом не только творческая, но и кропотливая, она развивает культурологическую компетенцию как стержневую в духовном развитии школьника. При использовании новейших средств обучения у многих учеников возникает желание и формируется умение самостоятельно работать. В ходе работы над проектами реализуется цель воспитания и развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. В целом, проектная деятельность способствует развитию личности учащихся, так как в процессе создания проекта, особенно исследовательского, формируется авторская позиция ученика. Игровые технологии используются на уроках для учащихся всех возрастных звеньев. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. На уроках специальности можно использовать компьютерные игры, чаще, для закрепления изученного материала. Игра представлена на отдельном слайде в тематических презентациях уроков и обеспечивает закрепление знаний о музыкальных произведениях и их авторах. Не менее интересны игры-тесты, игры-кроссворды, "крестики-нолики", и другие, в разных электронных форматах, которые нацелены на закрепление знаний об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о классическом и современном искусстве, о выдающимися произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.
На уроках рекомендуется использовать различные формы и методы обучения:
Слушание и анализ музыкальных произведений
Исполнение в ансамбле, соло
"Наш маленький концерт"
Музыкальные игры (кроссворды, викторины, Угадай-ка!, Наш оркестр, Юный композитор, игры-импровизвции и другие)
Мини-сочинения
Музыка в рисунке
Тесты
Анкеты
Рефераты
Комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история)
Метод проблемного обучения
Метод забегания вперед
Метод обучения в сотрудничестве и другие формы и методы
Применение метода музыка в рисунке развивает эмоционально-образное восприятие у учащихся. Так, после знакомства с каким-либо музыкальным произведением, его прослушиванием и анализом, можно задать ученику такие домашние задания, как: нарисовать к этому произведению рисунок или написать сочинение Мое музыкальное впечатление. Выполняя такие задания, он творит, создает что-то свое, уникальное и тем самым выражает себя. Все это оставляет зримый след в жизни учащегося. С большим увлечением учащиеся создают прикладные проекты, например, устройство и обслуживание музыкальных инструментов на которых они занимаются, тем самым пытаясь понять душу инструмента, природу его звучания. Умение выразительно исполнять вокальные произведения соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен и современных композиторов является одной из составных частей музыкальной культуры. В данной работе, один из простых и элементарных импульсов к творчеству - это заинтересовать учащихся сочинением подголосков или вариантов напева с помощью программ Windows Media Player. Это способствует развитию способности к импровизации и конечно, увеличивает интерес учеников к предмету "музыка", раскрывает творческий потенциал личности. Оценивание промежуточных результатов происходит на уроке по специальному инструменту.
Музыкальная культура включает два компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции. Критериями оценивания качественного аспекта музыкальной культуры могут быть показатели наличия музыкального опыта:
активность (участие) учащихся в различных видах музыкальной деятельности;
присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки.
В процессе оценивания необходимо соотнести достигнутые результаты учащихся с изначально поставленными целями, учитывая определённые критерии оценивания того или иного результата. Для более объективной оценки музыкальных компетентностей учащихся рекомендуется использовать предлагаемые в интернет ресурсах и программах материалы, различные тесты, анкеты, составленные по данным ему знаниям. Периодически учащиеся получают творческие домашние задания (литературные мини-сочинения по прослушанным произведениям, сочинения музыкальных фрагментов и подбор по слуху, рефераты, мини-проекты по темам специальности и т. д.). Домашнее задание продолжает формирование музыкальной культуры учащихся, поэтому необходимо сохранить определённый ритм его оценивания. Очень важно оценить личные результаты учащихся в различных видах музыкальной деятельности: сольное исполнение программы, слушание музыки, размышления о музыке (анализ музыкального произведения), выполнение творческих заданий. С целью учета динамики сформированности музыкальных компетентностей, можно вести формальный протокол наблюдения за работой учащихся в классе на уроках специальности и самоподготовки. С одной стороны данная процедура повысит качество развития учащихся, с другой – будет целенаправленным воздействием на формирование музыкальных компетентностей в условиях применения элементов современных образовательных технологий.
Результативность обученности в целом отслеживается посредством:
обобщений по заданной теме;
контрольных тестов, анкет;
индивидуальных творческих заданий;
мини-сочинений - впечатлений;
письменных дифференцированных ответов;
посредством поэтапного отслеживания результатов деятельности учащихся (протокол наблюдений за сформированностью музыкальных компетентностей);
Результаты обучения оцениваются поурочно и дополняются устной характеристикой ответа, в которой дается анализ качества выполнения учеником проверочного задания, раскрываются положительные и отрицательные стороны его ответа. Предконцертная работа на уроках специальности может проходить с помощью программы Windows Media Player. Готовое оркестровое сопровождение (минусовки) к исполняемым произведениям способствует более интенсивному формированию музыкальных вкусов учащихся, развитию их исполнительских способностей, выразительности исполнения, формированию навыков игре в ансамбле, а так же более стабильному выступлению соло. Большую помощь преподавателю может оказать дополнительная профессиональная подготовка по программе Intel Обучение для будущего.
Таким образом, путем освоения элементов инновационных методов и приемов повышения учебной мотивации на уроках по специальности, а также разработки новых подходов, обеспечивающих высокие достижения учащихся в музыкальном исполнительстве, формируется педагогическая система, обеспечивающая музыкальную культуру учащихся, нацеленную на развитие творческой познавательной активности, коммуникативных навыков учащихся в условиях индивидуальной деятельности.
Список литературы:
Селевко П.К. Современные преподавательские технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2000г.
Белобородова В.К. Методика музыкального образования. -М.: Академия, 2002 г.
Бакланова Т.И. Обучение по учебнику Музыка. Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. -М.: Астрель, 2005
музыканта-исполнителя
Галкин С.А.
На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальная культура, формирование которой является целью музыкального воспитания. Музыкальная культура, как любая эстетическая культура, несёт в себе развивающий потенциал, источник духовного самосовершенствования тех, кому её предстоит осваивать. Она выступает инструментом психического развития подрастающих поколений. Подготовка к проведению уроков специального цикла должна рассматриваться как следствие общекультурного развития. Темы учебной программы раскрывают различные грани законов музыкального искусства, без которых невозможно формировать музыкальную культуру. Последовательность тематического материала должна быть сравнима с лестницей, по которой поднимаешься постепенно, всё выше и выше. Таким образом, самый главный результат обучения - музыкальная культураучащихся.
Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности учеников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала. В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники - т.е. обогащают методические возможности урока, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, видеокамера, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Очень важно разработать педагогическую систему, включающую элементы современных образовательных технологий на основе активизации и интенсификации деятельности, обеспечивающую формирование музыкальной культуры у учащихся.
Задачи:
Продолжить освоение элементов инновационно-коммуникационных технологий для более качественной подготовки к урокам по специальности.
Повысить квалификацию в области компетенции путем прохождения курсов повышения квалификации.
Пройти дополнительную профессиональную подготовку по программам Intel "Обучение для будущего", "Информационные технологии в деятельности учителя - предметника"
Формировать информационную культуру учащихся, привлекать учащихся к самостоятельному изучению предмета с использованием компьютера, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное.
Продолжить отбор методов и приемов повышения учебной мотивации на уроках специальности, разработку методических подходов, обеспечивающих высокие достижения учащихся по предмету.
Развивать творческую познавательную активность, коммуникативные навыки учащихся в условиях проектной деятельности.
Какие особенности характерны в построении уроков с использованием технологии метода проектов, игровых технологий. В педагогической среде принято выделять два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к которым относятся компьютерная техника и средства связи, и программные средства, которые могут быть различного назначения. Мультимедийные ресурсы на уроке по специальности можно подразделить следующим образом:
справочные, энциклопедические издания;
музыкальные произведения;
зрительный ряд;
музыкальные игры;
тесты
программные средства для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки.
Рекомендуется использование следующих компьютерных программ энциклопедической направленности: "Энциклопедия классической музыки", "Шедевры музыки Кирилла и Мефодия", "Сокровища мирового искусства", "МХК от наскальных рисунков до киноискусства", "Учимся понимать музыку". В своей работе мы имеем возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, помогает привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности. Например, при изучении темы "Опера", сопровождая объяснение темы урока показом презентации, я использую различные видеофрагменты (П.И.Чайковский "Евгений Онегин", М.И.Глинка "Иван Сусанин", А.П.Бородин Князь Игорь", Н.А.Римский-Корсаков "Снегурочка", Садко" и др.), благодаря чему учащиеся знакомятся с именами выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей, у учащихся формируется умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, компетентность - анализировать музыкальные произведения. Для развития образного и ассоциативного мышления использую зрительные ряды. Выразительно и ярко проходят уроки по теме "Природа в музыке" (изобразительность музыки), где предлагается выбрать прослушанный музыкальный фрагмент, по характеру и настроению отражающий особенности времени года и найти из предлагаемого видеоряда соответствующую иллюстрацию. Подобно, но с более сложным заданием проводятся уроки по темам "Импрессионизм" и "Экспрессионизм" в музыке. Музыкальные примеры сопровождаются видеорядом репродукций картин известных художников-импрессионистов и иллюстраций, выражающих особое направление музыки - экспрессионизма. Сопоставление художественных и музыкальных произведений способствует формированию умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, а также развитию ассоциативного мышления. Этот вид деятельности формирует музыкальную компетенцию - устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства.
Возможно использование метода проектов. Предлагается работа учащимся в микро-группах, получая задания для мини-проектов. Например, в конце семестра или учебного года предлагаю учащимся проект по составлению тематической программы концерта (тематику они выбирают сами): Мой любимый композитор, Наши любимые произведения, Наши любимые песни, Музыка народов ханты и манси и т.д. Выполнение последнего проекта обеспечивает не только развитие информационно-коммуникативных навыков, но и воспитание эмоционально-ценностного отношения и устойчивого интереса к музыкальному искусству других народов мира. Результаты работ предлагается красочно оформить в виде афиш (в программе Power Point), приглашений на тематический концерт, работая уже за компьютером дома или в кабинете информатики в проектных группах. Работа над проектом не только творческая, но и кропотливая, она развивает культурологическую компетенцию как стержневую в духовном развитии школьника. При использовании новейших средств обучения у многих учеников возникает желание и формируется умение самостоятельно работать. В ходе работы над проектами реализуется цель воспитания и развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. В целом, проектная деятельность способствует развитию личности учащихся, так как в процессе создания проекта, особенно исследовательского, формируется авторская позиция ученика. Игровые технологии используются на уроках для учащихся всех возрастных звеньев. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. На уроках специальности можно использовать компьютерные игры, чаще, для закрепления изученного материала. Игра представлена на отдельном слайде в тематических презентациях уроков и обеспечивает закрепление знаний о музыкальных произведениях и их авторах. Не менее интересны игры-тесты, игры-кроссворды, "крестики-нолики", и другие, в разных электронных форматах, которые нацелены на закрепление знаний об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о классическом и современном искусстве, о выдающимися произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.
На уроках рекомендуется использовать различные формы и методы обучения:
Слушание и анализ музыкальных произведений
Исполнение в ансамбле, соло
"Наш маленький концерт"
Музыкальные игры (кроссворды, викторины, Угадай-ка!, Наш оркестр, Юный композитор, игры-импровизвции и другие)
Мини-сочинения
Музыка в рисунке
Тесты
Анкеты
Рефераты
Комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история)
Метод проблемного обучения
Метод забегания вперед
Метод обучения в сотрудничестве и другие формы и методы
Применение метода музыка в рисунке развивает эмоционально-образное восприятие у учащихся. Так, после знакомства с каким-либо музыкальным произведением, его прослушиванием и анализом, можно задать ученику такие домашние задания, как: нарисовать к этому произведению рисунок или написать сочинение Мое музыкальное впечатление. Выполняя такие задания, он творит, создает что-то свое, уникальное и тем самым выражает себя. Все это оставляет зримый след в жизни учащегося. С большим увлечением учащиеся создают прикладные проекты, например, устройство и обслуживание музыкальных инструментов на которых они занимаются, тем самым пытаясь понять душу инструмента, природу его звучания. Умение выразительно исполнять вокальные произведения соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен и современных композиторов является одной из составных частей музыкальной культуры. В данной работе, один из простых и элементарных импульсов к творчеству - это заинтересовать учащихся сочинением подголосков или вариантов напева с помощью программ Windows Media Player. Это способствует развитию способности к импровизации и конечно, увеличивает интерес учеников к предмету "музыка", раскрывает творческий потенциал личности. Оценивание промежуточных результатов происходит на уроке по специальному инструменту.
Музыкальная культура включает два компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции. Критериями оценивания качественного аспекта музыкальной культуры могут быть показатели наличия музыкального опыта:
активность (участие) учащихся в различных видах музыкальной деятельности;
присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки.
В процессе оценивания необходимо соотнести достигнутые результаты учащихся с изначально поставленными целями, учитывая определённые критерии оценивания того или иного результата. Для более объективной оценки музыкальных компетентностей учащихся рекомендуется использовать предлагаемые в интернет ресурсах и программах материалы, различные тесты, анкеты, составленные по данным ему знаниям. Периодически учащиеся получают творческие домашние задания (литературные мини-сочинения по прослушанным произведениям, сочинения музыкальных фрагментов и подбор по слуху, рефераты, мини-проекты по темам специальности и т. д.). Домашнее задание продолжает формирование музыкальной культуры учащихся, поэтому необходимо сохранить определённый ритм его оценивания. Очень важно оценить личные результаты учащихся в различных видах музыкальной деятельности: сольное исполнение программы, слушание музыки, размышления о музыке (анализ музыкального произведения), выполнение творческих заданий. С целью учета динамики сформированности музыкальных компетентностей, можно вести формальный протокол наблюдения за работой учащихся в классе на уроках специальности и самоподготовки. С одной стороны данная процедура повысит качество развития учащихся, с другой – будет целенаправленным воздействием на формирование музыкальных компетентностей в условиях применения элементов современных образовательных технологий.
Результативность обученности в целом отслеживается посредством:
обобщений по заданной теме;
контрольных тестов, анкет;
индивидуальных творческих заданий;
мини-сочинений - впечатлений;
письменных дифференцированных ответов;
посредством поэтапного отслеживания результатов деятельности учащихся (протокол наблюдений за сформированностью музыкальных компетентностей);
Результаты обучения оцениваются поурочно и дополняются устной характеристикой ответа, в которой дается анализ качества выполнения учеником проверочного задания, раскрываются положительные и отрицательные стороны его ответа. Предконцертная работа на уроках специальности может проходить с помощью программы Windows Media Player. Готовое оркестровое сопровождение (минусовки) к исполняемым произведениям способствует более интенсивному формированию музыкальных вкусов учащихся, развитию их исполнительских способностей, выразительности исполнения, формированию навыков игре в ансамбле, а так же более стабильному выступлению соло. Большую помощь преподавателю может оказать дополнительная профессиональная подготовка по программе Intel Обучение для будущего.
Таким образом, путем освоения элементов инновационных методов и приемов повышения учебной мотивации на уроках по специальности, а также разработки новых подходов, обеспечивающих высокие достижения учащихся в музыкальном исполнительстве, формируется педагогическая система, обеспечивающая музыкальную культуру учащихся, нацеленную на развитие творческой познавательной активности, коммуникативных навыков учащихся в условиях индивидуальной деятельности.
Список литературы:
Селевко П.К. Современные преподавательские технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2000г.
Белобородова В.К. Методика музыкального образования. -М.: Академия, 2002 г.
Бакланова Т.И. Обучение по учебнику Музыка. Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. -М.: Астрель, 2005