Публикации программа элективного курса

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: программа элективного курса
Автор: Ярцева Татьяна Ивановна

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №15
Изобильненского городского округа Ставропольского края
Рассмотрено на заседании ШМО естественного цикла
Руководитель МО Муковникова Н.П.
Протокол № ___
28 августа_2020г.
Согласовано
Заместитель директора МКОУ СОШ №15 ИГОСК
Холодова Е.И.
____________
28 августа__2020г.
Утверждаю
Директор
МКОУ СОШ №15 ИГОСК
Ярцева Т.И.
____________
Приказ № _186___
__28__ августа_2020г.
Рабочая программа
по элективному курсу индивидуальная проектная деятельность Я создаю проект
Предметная область – биология
Класс – 11
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 1 учебный год
Составитель рабочей программы
Ярцева Т.И.
учитель биологии
высшей категории
2020-2021 учебный год.
Содержание рабочей программы:

Наименование
Стр.
1.
Пояснительная записка
3-4
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
5-11
3.
Содержание учебного предмета
12-13
4.
Тематическое планирование
14-15
5.
Список использованных источников
16
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу индивидуальная проектная деятельность (ИПД) Я создаю проект, 10 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
–Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗОб образовании в Российской Федерации;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. от 24 ноября 2015 г. N 81 О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях;
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденнымприказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденнымприказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС основного общего образования, утвержденнымприказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС среднего общего образования, утвержденнымприказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденнымприказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
- Письмом Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 О рабочих программах учебных предметов;
– Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №15 Изобильненского городского округа Ставропольского края;
– Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МКОУ СОШ №15 ИГОСК.
- Положением о рабочей программе учебного предмета (курса).
Количество учебных часов в год – 35
Количество часов в неделю – 1.
Изучение ИПД на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков адаптации в условиях сложного, изменчивого мира;
- умение проявлять социальную ответственность;
- формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний, работа над развитием интеллекта;
- навыки конструктивного сотрудничества с окружающими людьми.
Задачи рабочей программы заключаются в следующем:
- формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
- формирование у обучаемых представления об основных науках (углубление и расширение знаний, усвоение основных понятий, формирование первичных исследовательских умений и навыков);
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
- формирование навыков сотрудничества учащихся с различными организациями при работе над проектом;
- формирование интереса учащихся к изучению проблемных вопросов;
- приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
- формирование навыков работы с архивными публицистическими материалами.
Основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие (урок).
Организация контроляпо ИПД:
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.
Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы: устный опрос, диагностическая работа, анализ динамики текущей успеваемости, участие в олимпиадах, конкурсах, активность программах внеурочной деятельности.
Формы организации деятельности обучающихся во время контроля: групповая, индивидуальная, комбинированная.
Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы
Информационно-коммуникативные средства:
- рабочая программа ИПД для 10 класса, разработанная в соответствии с основными положениями ФГОС ООО.
Технические средства обучения: компьютер; проектор.
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
- Официальный сайт УМК Перспектива. – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; -
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
- навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
- умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
- проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности;
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
Учащийся научится:
- подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
- соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т.д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- входить в информационную среду школы, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Фиксация изображений и звуков
Учащийся научится:
-осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
-учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
-выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
-проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
- проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;
-осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
- осуществлять трёхмерное сканирование.
Создание письменных сообщений
Учащийся научится:
-создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
-сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
-осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
-создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
-использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Учащийся получит возможность научиться:
-создавать текст с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
-использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Учащийся научится:
-выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
-участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
-использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
-осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
-соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Учащийся получит возможность научиться:
-взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
-участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
-взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
Учащийся научится:
-использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
-использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
-использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
-искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
-формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
-создавать и заполнять различные определители;
-использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Учащийся научится:
-планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
-выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
-распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение хорошей гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
-видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Учащийся получит возможность научиться:
-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
-использовать догадку, озарение, интуицию;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
-использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
-целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Учащийся научится:
-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
-определять назначение разных видов текстов;
-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
-различать темы и подтемы специального текста;
-выделять не только главную, но и избыточную информацию;
-прогнозировать последовательность изложения идей текста;
-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
-выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
-понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Учащийся получит возможность научиться:
-анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Учащийся научится:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-интерпретировать текст:
-сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
-обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
-делать выводы из сформулированных посылок;
-выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Учащийся получит возможность научиться:
-выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Учащийся научится:
-откликаться на содержание текста:
-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
-находить доводы в защиту своей точки зрения;
-откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
-использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
-находить способы проверки противоречивой информации;
-определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Содержание учебного предмета.
(35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Виды исследовательских работ (4 часа)
Содержание занятий. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно-исследовательская работа и др. Знакомство с понятием учебный исследовательский проект. Научно-практические конференции. Просмотр готовых проектов.
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика (5 часов)
Логика научного исследования. Планирование деятельности. Выбор темы. Целесообразность выбора. Эффективность научной темы. Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Представление проектов, результатов исследовательской работы.
Раздел 3. Виды информации. Методики поиска и отбора информации (9 часов)
Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Документация архивов и их структура. Виды справочной литературы: справочники, энциклопедии, периодические издания, словари. Особенности словарных статей в разных источниках информации.
Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Применение информационных технологий в исследовании. Практическая работа с каталогами в библиотеке. Сбор информации по проблеме исследования. Представление проектов, результатов исследовательской работы.
Раздел 4. Методы и методика исследования (5 часов)
Отличие понятий: метод исследования и методики исследования. Наблюдение и эксперимент. Эксперимент как ведущий способ познания. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Представление результатов в форме отчёта. Представление проектов, результатов исследовательской работы.
Раздел 5. Оформление работы (6 часов)
Структура проектно-исследовательской работы. Основные разделы работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления проектно-исследовательской работы. Оформление результатов научной работы. Аннотация, энциклопедическая справка. Составление энциклопедической справки. Составление плана работы. Дискуссия по результатам выполненных заданий. Представление проектов, результатов исследовательской работы.
Раздел 6. Подготовка к защите исследовательской работы (3 часа)
Подготовка к защите. Требования к докладу. Критерии оценки проекта. Способы оценки. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Способы преодоления трудностей. Публичное выступление. Культура публичного выступления. Оформление и демонстрация мини-проекта.Составление текста доклада, выступления. Критерии оценки выступления при защите проекта. Представление проектов, результатов исследовательской работы.
Раздел 7. Защита проектно-исследовательской работы (2 часа)
Научная аргументация. Использование навыков публичного выступления. Презентация проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Подготовка и защита проектно-исследовательских работ. Дискуссия по результатам выполненных заданий. Защита проектов.
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе контрольные работы
Промежуточные
Итоговые
защита проектов
1
Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Виды исследовательских работ
5
2
Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика
5
3
Виды информации. Методики поиска и отбора информации
9
4
Методы и методика исследования
5
5
Оформление работы
6
6
Подготовка к защите исследовательской работы
3
7
Защита проектно-исследовательской работы
2
2
Итого
35
2
Тематическое планирование (по ФГОС)

Содержание учебного материала
Количество часов
Характеристика основных видов учебной деятельности
(на уровне учебных действий)
Раздел 1. Введение в проектно - исследовательскую деятельность (5 часов)
1
Введение в исследовательскую деятельность. Цели, задачи и содержание учебного курса
1
Использовать основные понятия исследовательской деятельности.
Анализировать, конкретизировать, логически мыслить, и организовать себя на выполнение поставленной задачи.
Находить существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний.
Решать познавательные задачи (проблемы).
Анализировать проблемную ситуацию.
Объяснять наблюдаемые факты и явления.
Выполнять проблемные анализ на основе учебного исследования.
2
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.
1
3
Основные понятия исследовательской работы.
1
4
Самостоятельная работа обучающегося по определению вида индивидуального исследовательского проекта
1
5
Выбор темы. Составление плана учебно-исследовательской работы.
1
Раздел 2. Методология научного творчества (9 часов)
6
Этапы работы в процессе исследования.
Понятийный аппарат исследования
Составлять план эксперимента.
Прогнозировать результаты эксперимента.
Объяснять целесообразность выбора темы исследования.
Разделять исследовательскую деятельность на этапы.
Определять предмет и объект исследования.
Формулировать цель и гипотезу исследования.
Строить гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
Работать с разными источниками.
Определять объект и предмет, методы исследования.
Формулировать цели, задачи, гипотезу исследования.
Находить внешние признаки и свойства объектов познания.
Разрабатывать и проверять методики экспериментальной работы.
7
Целесообразность выбора. Эффективность научной темы
8
Предмет и объект исследования.
9
Работа с понятийным аппаратом учебно-исследовательской работы
10
Методы и методика исследования.
Отличие понятий: метод исследования и методики исследования.
11
Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента
12
Последовательность проведения наблюдения и эксперимента.
13
Представление результатов в форме отчёта.
14
Методы научного познания: эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез
Раздел 3. Виды информации. Методика поиска и отбора информации (7 часов)
15
Последовательность проведения наблюдения и эксперимента.
Работать с библиотечными каталогами, справочными материалами, энциклопедиями, книгами, периодическими изданиями, Интернетом.
Собирать информацию по проблеме исследования.
Обрабатывать полученную информацию разными способами.
Применять информационные технологии в исследовании.
Анализировать, обобщать, делать выводы.
Систематизировать информацию, изложенную в учебной, научной и научно-популярной литературе.
Проводить эксперимент в соответствии с обозначенной проблемой и аппаратом исследования.
Работать с научно-популярной литературой.
Отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам.
Классифицировать коллекционный материал по теме исследования.
Проводить исследовательский эксперимент.
Моделировать и конструировать в ходе выполнения исследовательского проекта.
16
Представление результатов в форме отчёта.
17
Виды справочной литературы: справочники, энциклопедии, периодические издания, словари. Особенности словарных статей в разных источниках информации.
18
Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет
19
Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный).
20
Применение информационных технологий в исследовании.
21
Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента
Раздел 5. Оформление работы (6 часов)
22
Общие требования по оформлению исследовательских работ
23
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список источников
24
Работа по оформлению исследовательского проекта (соответствие общей структуре)
25
Работа по оформлению исследовательского проекта (соответствие темы исследования и аппарата исследования)
26
Работа по оформлению исследовательского проекта (составление презентации)
27
Анализ структуры и содержания исследовательской работы
Раздел 6. Подготовка к защите исследовательской работы. (5 часов)
28
Требования к докладу. Критерии оценки проекта
29
Способы оценки. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности.
30
Сильные и слабые стороны работы над проектом. Способы преодоления трудностей. Корректировка
31
Публичное выступление. Культура публичного выступления.
32
Составление текста доклада. Критерии оценки исследовательского.
Раздел 7. Защита проектно-исследовательской работы(3 часа)
33
Научная аргументация. Использование навыков публичного выступления
Аргументировать свои заключения.
Пользоваться навыками публичного выступления.
Вести научную дискуссию по теме.
Оппонировать.
Уметь отвечать на вопросы.
Использовать наглядные средства во время выступления.
Анализировать достигнутые результаты, определять причины успехов и неудач.
Соизмерять планируемые и полученные результаты.
Слушать и анализировать выступления своих товарищей.
Разрабатывать новые варианты исследований.
34
Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
35
Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Дискуссия по результатам выполненных проектов
Список использованных источников.
1. Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. -2005.-№6.-с.4-29.
2. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
3. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций //www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
5. ГузеевВ.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, №6, 1995
6. ДеминИ.С.Применение информационных технологий вучебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
7. Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
8. ЛеонтовичА.В.Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, №10, 1999.
9. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
10. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
11. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса Основы исследовательской деятельности учащихся / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
12. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
13. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 296 с.
14. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.
15. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66.
16. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.
17. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – с. 24-29.
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по курсу индивидуальная проектная деятельность Я создаю проект, 10 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального казённого общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №15 Изобильненского городского округа Ставропольского края.
Составитель: Ярцева Татьяна Ивановна, учитель биологии, высшая категория.
Программа составлена с целью учебно-методического обеспечения образовательной деятельности обучающихся 10 класса по выполнению индивидуальных итоговых проектов.
Программа рассчитана на 35 часов.
Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития учащихся в 10 классе, связанных:
- с осуществлением качественного преобразования учебных действий моделирования, оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
- с формированием у обучающегося на данном возрастном уровне первичного научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, связанных с изменением характера и способа общения, а также способов получения информации (через СМИ, телевидение, Интернет).
HYPER13PAGE HYPER15
22