Публикации Аспекты преподавания учащимся, обладающими ограниченными возможностями в образовательном учреждении по курсу ОБЖ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Аспекты преподавания учащимся, обладающими ограниченными возможностями в образовательном учреждении по курсу ОБЖ.
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич

Аспекты преподавания учащимся, обладающими ограниченными возможностями в образовательном учреждении по курсу ОБЖ.В.В. СафоновМБОУ Гимназия № 2 город ВоронежРаботая в школе учителем ОБЖ по роду деятельности приходиться взаимодействовать с различными категориями детей, в том числе и с детьми, обладающими ограниченными возможностями, которые обучаются в общеобразовательном учреждении.Дети с ограниченными возможностями служат объектом шуток, насмешек со стороны одноклассников, особенно, в подростковом возрасте. Жизненная реальность такова, что такие дети имеют поддержку лишь дома у родителей, близких родственников, и, к сожалению всё… В школе они служат либо объектом для высмеивания, либо жалости. Такие дети, как правило, стесняются участвовать в общешкольных или общеклассных мероприятиях, на переменах они стоят отдельно от одноклассников, школьную столовую посещают, когда там присутствует мало школьников, после окончания уроков они сразу же покидают школу, стремясь укрыться в спасательной гавани, называемой «домом». К сожалению, не у всех родителей имеется материальная и временная возможность для занятия со своим детьми. Хорошо, если у такого ребёнка есть возможность выходить в Интернет, где он может общаться на форумах и в сообществах с такими же, как и он, и совместно решать возникающие проблемы, либо взяв вымышленное имя, придумав себе новую биографию бродить по просторам Интернета забыв о своем недуге. А если у ребёнка нет возможности выхода в Интернет?Специфика предмета ОБЖ состоит в развитие у учащихся - личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта. В этом направлении приоритетными для учащихся являются следующие умения:
  • самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
  • анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
  • вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
  • формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
  • формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа.
  • Формирование вышеуказанных умений происходит через интегрированное обучение, когда совместно обучаются дети с ограниченными возможностями наравне с другими детьми, что предполагает совместное пребывание на протяжении учебной деятельности, в том числе на отдельно взятом уроке ОБЖ. Поскольку дети с ограниченными возможностями проводят времени дома больше, чем обычные дети, читая, смотря телевизор, находясь в Интернете, в результате чего у них более выражен кругозор, интеллект, общая осведомлённость о событиях, открытиях, технических новинках и т.д. Включая такого ребёнка в коллективную деятельность в качестве участника команды, в какой либо викторине, коллективной игре такой ребёнок, как правило, вносит зачастую решающий вклад в победу своей команды, что позволяет его сверстникам с уважением относиться, к его интеллектуальным качествам, постепенно повышать свой моральный авторитет в коллективе класса.Учебная программа по курсу ОБЖ предполагает обучение учащихся безопасности в различных жизненных ситуациях. Проводя урок в 6 классе, по вынужденной автономии человека в природной среде акцентирую внимание на ситуации, как будучи здоровый человек оказался в роли человека с вынужденными физическими возможностями в тяжелейших природных условиях и выжил. В 7 классах подобной тематике посвящены уроки по опасным природным явлениям, в 8 классах по техногенным катастрофам, в 10-11 классах уроки мужества, когда люди с ограниченными физическими возможностями участвовали в защите своей Родины.Подобные уроки с одной стороны поднимают самооценку школьников с ограниченными возможностями, позволяют им проникнуться духом победителя с другой, показывают сверстникам, что их ровесники являются полноценными членами Российского общества способными совершать действия, поступки, подвиги, направленные на благо государства.